Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нордическая картина мира




Теория Утарка

Скандинавский бог Один висит на мировом дереве Иггдрасиль в течение девяти дней. Он висит, потому что сам принес себя в жертву, себе самому. Без пищи и воды, с нанесенной собственным копьем раной, он выносит муку долгими ночами. Жертва Одина на дереве — это не попытка спасти человека от греха и не попытка искупить грехи мира. Один находится на дереве по собственной, свободной Воле. В нордическом мировоззрении нет веры в первородный грех. В нем нет Мессии. Жертва Одина имеет другие причины. Он висит на дереве ради самого себя, чтобы приобрести мудрость и силу. Один ищет скрытые тайны Вселенной, тайны, которые он добывает из глубин, заходясь в крике экстаза.

Один — не Мессия. Это — темное и даже демоническое божество, которого многие боятся. Однако он и пример для подражания. Его бескомпромиссный поиск знаний и силы может научить нас тайнам, известным только ему. Один может стать нашим учителем и наставником при получении посвящения. Он не спасет от грехов, но раскроет возможности магической инициации — посвящения, дающего знания и силу. Он может научить нас тому, как избавиться от слабости и неопределенности. Один учит тайнам рун.

Руны имеют светлую внешнюю форму и темное внутреннее содержание. Во все времена рунические маги стремились узнать скрытый смысл рун, подражая Одину и его железной воле. Рассмотрение рун в этой книге основано на спорном утверждении, что рунный ряд зашифрован, чтобы скрыть его значение от непосвященных.

Скрытая, темная сторона рун называется «Утарк». Это — скрытый, эзотерический рунный ряд, который прячется внутри более распространенного ряда, «Футарка». В разговоре о подобных оккультных гипотезах невозможно определить, что истинно, а что ложно. Многие сомневались в историчности «Утарка»; на основе «Футарка» было написано множество серьезных магических книг. Однако «Утарк» оказался мощным инструментом для того, чтобы узнавать тайны рун и исследовать их темную, скрытую сторону.

Само слово «руна» может подсказать, что такое руны. В древнескандинавских и древнегерманских языках слово «руна» значило «тайна», «секрет», «тихий шепот». В первое время руны не использовались для обычного письма, а только в качестве магических символов, описывающих разнообразные принципы и силы Вселенной и человеческого бытия. Символы — это не только те руны, которые известны из рунических рядов.

В более глубоком смысле руны — это и есть скрытые силы, обозначенные на письме, а также при помощи гальдра, пения и других магических действий. Те руны и песнопения, которые Один получил после инициации (посвящения) на мировом дереве, являются магическим отражением скрытых сил природы. У рун может быть множество значений. С одной стороны, «руна» — это письменный знак, используемый в древней нордической традиции, с другой — он обозначает силы Вселенной и полноту оккультного опыта.

Утарк и футарк

Теория утарка не является общепризнанной. Многие исследователи рун сомневаются в ее ценности. Другие же серьезные исследователи находят ее весьма правдоподобной. Все зависит от того, как относиться к рунам. Теория утарка основывается не на археологических находках, а на соответствиях нордической традиции, нумерологии и магии. До некоторой степени в поддержку этой теории выступает кюльверский камень, обнаруженный на острове Готланд, который является самым старым из обнаруженных рунных камней, содержащим полный рунный ряд. Он начинается с вертикальной линии перед руной «ур» (некоторые ученые считают, что это поврежденная или незаконченная руна «фе»).

Последняя руна или зашифрована, или означает знак, который может бить руной «фе». Этот наиболее древний из найденных полных рунных рядов, обнаруженный на могильном камне, может быть оригиналом. Также известно, что код, который превращает утарк в футарк, был широко распространен среди рунных магов. Часть рун смещалась на одну позицию, чтобы скрыть написанное. Если сместить руны на один шаг назад, то «HEL»

превращается в «WBM»

Весь ряд мог быть смещен, чтобы неосведомленные люди не могли познать его тайны. В саге об Эгиле Скаллагримссоне говорится о том, как рунный маг Эгиль посещает семью, чья дочь серьезно больна. Под ее кроватью Эгиль находит китовую кость с вырезанными рунами. Живущий неподалеку молодой человек вырезал руны, чтобы завоевать любовь девушки. Однако он вырезал неверные руны и вызвал болезнь. Эгиль стирает руны и вырезает новые, чтобы исцелить девушку. Затем Эгиль говорит:

 

«Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться».

Здесь мы узнаем о том, насколько опасным может оказаться неумелое обращение с рунами.

С магической точки зрения интересно, что самый древний рунный ряд обнаружен на острове Готланд и может представлять собой утарк. Руны могли появиться среди готов, чье племенное имя происходит от имени бога Гау-та (Готос, Гот, Гут). «Гаут» значит «бог», это одно из имен Одина. Именно Один получил знание о тайнах рун, и именно от него люди могут получить эти знания. Готы — люди Одина, многие считают, что Готланд — родина готов.

Футарк можно рассматривать как внешнюю, экзотерическую форму рунного ряда. Она начинается с ручного — «фе», за которым идет дикое в виде «ур». Утарк — более темная форма, которая, в соответствии с нордическими мифами, начинается с сил хаоса.

С магической точки зрения рунный ряд не только линейный — его можно расположить по кругу. В этом круге 24 руны символизируют 24 часа в сутках и двенадцать знаков зодиака. Если руны расположены по кругу, ряд можно прочесть и как футарк, и как утарк.

В магических операциях использовались не только отдельные руны, но и рунный ряд целиком. Ряд сам по себе обладает магической силой и содержит качества всех отдельных рун. Неудивительно, что широко распространённая магическая формула ALU может подтвердить правильность теории об утарке. Если нумерологически сложить руны, составляющие формулу (A=3, L=20, U=1), то получим 24, число рун в полном ряде. Формула ALU включает в себя полный рунный ряд и является синтезом сил всех 24 рун. Эта формула также интересна и в применении к футарку, где её число составляет 27, 3х9. Считается, что если магическое число, такое, как девять, повторить трижды, то это увеличивает его силу. Слово «alu» родственно слову «ale» (шведск. «öl») и означает божественное вдохновение и магическую силу.

Старший футарк и утарк делятся на три этта. В футарке этты характеризуются первыми рунами: «фрейр» («фе»), «хагаль» и «тюр». В утарке это последние руны. Есть три способа деления утарка на этты.

Можно начать с конца, тогда получится «фрейр» («фе»), «тюр» и «хагаль». Такое разбиение осложняет интерпретацию ряда.

Последняя руна этта может характеризовать его, тогда получаем этты Хагаля, Тюра и Фрейра.

Можно назвать этты по другим рунам и силам, как в футарке, используя первые руны. Тогда получим этты Ур, Науд и Бьярка.

Это три женских этта: Ур/Аудумла, Науд/ Норны и Бьярка/ Фригг или Берхта. Эти этты означают творение, время/смерть и, наконец, воскресение.

 

Нордическая картина мира

Знание основ нордической мифологии необходимо для понимания магического языка рун. Для этого следует изучать Эдды, «Речи Высокого» и «Пророчество Вельвы», однако мы не станем уделять им много внимания в этой книге. Книга «Боги и мифы Северной Европы» Давидсона («Gods and Myths of Northern Europe», H. R. Davidsson) является введением в нордическую мифологию.

Давайте рассмотрим важные компоненты нордической картины мира. Изучая описания нордической мифологии, можно прийти к выводу, что она схожа с библейской. Конечно, это обусловлено влиянием христианства. Бальдр как Иисус, Локи — Сатана, Рагнарек — Армагеддон и т. д. — все это более поздние толкования. Во множестве мифологических систем могут присутствовать общие мотивы, однако в базовой структуре религий есть важные отличия. Библия основана на монотеистическом, линейном взгляде на мир: вере в то, что существует божество, создавшее мир в начале времен. Затем время продолжается до тех пор, пока мир не разрушается в Армагеддоне, после чего праведники попадают в рай. Такой взгляд — уникальная аномалия, присущая всем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству и исламу. В языческих религиях время циклично. Миры создаются и уничтожаются в циклах, подобных природным. Мир не создан богами, а возникает благодаря взаимодействию противоположных энергий. В наиболее древних языческих традициях присутствуют не только боги, но и богини. Нордическая мифология описывает возникновение мира из двух полярных изначальных принципов, Нифльхейма и Муспельхейма, тепла и холода. Это — основополагающие принципы Вселенной. Такое мнение было популярно в эпоху романтизма, а Гете адаптировал этот принцип для своих работ по альтернативному естествознанию.

Муспельхейм — огонь, тепло, расширение, выпуклость.

Нифльхейм — лед, холод, сжатие, впадина.

Бытие мира возникает из великого «ничто» — Гиннунгагапа, — устанавливая баланс между изначальными противоположностями.

Первое из возникших созданий — Имир, изначальный великан, чье имя значит «близнец». Его природа двойственна, его описывают двухголовым и/или двуполым. Двойственное изначальное существо можно обнаружить во многих оккультных традициях.

Нордическая мифология признает существование двух рас, или видов, высших существ. Великаны или турсы — самые древние существа и принадлежат к древней расе великанов. Боги моложе и создали мир, убив Имира. Борьба младших богов со старшими, великанами хаоса — распространенный мифологический сюжет. В нордической мифологии это битва богов с великанами. Однако не очевидно, кто в действительности лучше. В отличие от монотеистических религий, нордическая традиция не использует понятия «добро» и «зло». Вселенная — это не только борьба, но и сотрудничество между силами. Великаны обладают великой мудростью. Один обретает мудрость при помощи великана Мимира, а тайнам рун его обучает великан Больторн. Великаны — это темные, хаотичные силы, обладающие тайной мудростью и силой.

Время привязано к судьбе и плетется тремя темными богинями, Норнами: Урд, Верданди и Скульд. Они символизируют прошлое (Урд), настоящее (Верданди) и будущее (Скульд). «Урд» означает «судьба» или «изначальный» (Ur), «Верданди» — бытие, а «Скульд» — «результат». Скульд также связана с представлением о кармической энергии, которая может накапливаться и использоваться. Плетение Норн объединяет Вселенную. Руны — это различный аспекты, силы плетения. При помощи рун маги могут оказывать влияние на судьбу. Темного кровного брата Одина, Локи, иногда называют «Locke» (в противоположность обычному написанию «Loke»), пауком, плетущим паутину. Он изобрел сеть. Локи — это «трикстер», «культурный герой», который объединяет только что созданную Вселенную и формирует сеть, на которой основано бытие. Именно у Локи и боги, и люди учатся тому, как использовать сети. Эти сети — способность управлять собственной судьбой. Локи можно сопоставить с Прометеем, тем, кто открывает тайны и запретные знания.

Согласно нордическому представлению, пространство создается в момент, когда Воден, Вили и Be убивают Имира и создают из его тела мир. Триада богов создает порядок из хаоса. Пространство поддерживается четырьмя гномами, связанными со сторонами света: Нордри, Судри, Аустри и Вастри.

Время создает женская триада — Урд, Верданди и Скульд, когда прядут нить судьбы.

Существует также темная триада «демонических» существ, которые играют важную роль в конце света и великой трансформации Рагнарека. Эта триада представляет собой дезинтегрирующие и разрушительные силы, которые делают возрождение и перемены возможными. Они — дети Локи от великанши Ангер-боды: Хель, Ёрмунганд (Змей Мидгарда) и волк Фенрир.

Итак, три триады:

Воден, Вили, Be: триада созидания, создающая пространство.

Урд, Верданди, Скульд: триада бытия и времени

Хель, Ёрмунганд, волк Фенрир: триада разрушения и ухода.

Четыре гнома — это четыре направления на поверхности, четыре стороны света. В нордической традиции присутствуют еще два направления, всего их шесть. Направления «вверх» и «вниз» представлены ястребом Вердфельниром и змеем Нидхеггом, архетипами неба и подземного мира. Ястреб и змей находятся на противоположных концах вертикали и взаимодействуют при помощи белки Рататоск, которая передает между ними сообщения. Во всех древних религиях представление о мировом столбе чрезвычайно важно. Мировой столб — это вертикальная линия, находящаяся в центре мира и соединяющая то, что вверху, с тем, что внизу. Птица и змей — архетипы двух концов столба, а дракон символизирует единство противоположностей, верха с низом. В нордической традиции роль мирового столба играет мировое дерево Иггдрасиль. Шаманы, маги и ведьмы могут путешествовать по дереву между мирами. Они могут подниматься на небеса или спускаться под землю. Мировое дерево — конь магов. Поэтому в нордической традиции его и называют «скакуном Одина». «Игг» или «иггр» («ygg», «yggr») — атрибут Одина, а «драсиль» («drasil») — означает «скакун».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...