Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Дзержинская (ныне Лубянка)




Утраты станции

 

1. Оригинальные торшеры и светильники из наземного вестибюля станции.

2. Перекрытие эскалаторного зала.

3. Трубчатые люстры из боковых залов. Теперь платформы освещаются лишь закарнизным светом.

4. Пол станции покрыли гранитом вместо асфальта, путевые стены облицованы мрамором вместо плитки.

5. Буквы «МЕТРО» на крыше вестибюля сохранились лишь с одной стороны.

 

Дзержинская (ныне Лубянка)

 

Дзержинская, открытая 15 мая 1935 года в составе Первой очереди метро, имела свою особенную архитектуру, не похожую на остальные станции московского метро. Название станции дано по наименованию площади, под которой она расположена. Дзержинской площадь называлась с 1926 по 1990 в честь советского политика, основателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского. До 1926 года она носила имя Лубянской по урочищу Лубянка. В 1990-м году историческое название площади возвращено.

При открытии станция имела один наземный вестибюль, его архитекторами являются И. И. Ловейко, Д. Ф. Фридман. Он был сооружен внутри старого здания, стоящего на углу Никольской улицы (в советское время — улицы 25 Октября) и Лубянской площади. Для размещения вестибюля в здании потребовалась его полная реконструкция, был выстроен новый фасад с двумя большими арочными порталами для входа и выхода пассажиров. Стоит отметить, что данные арки очень точно описывают внешне функциональное назначение здания — они выглядят как два тоннеля метрополитена. Фриз над арками был украшен барельефом с изображением фигур рабочих, колхозников и физкультурников. Каждая фигура располагается на отдельном кубическом выступе. Данные выступы перекликаются с узкими окнами, расположенными над барельефом.

Внутри наземного вестибюля были сохранены сводчатые перекрытия старого здания. Свод над входом расписан в технике «сграффито» на тему авиации. Автор росписи — художник И. В. Максимов, исполнители: Танклевский, Мулляр, Чернышев. Расположение монументальной росписи было не слишком удачно для восприятия, но, все же, это были первые опыты по художественному оформлению станций метро.

 

 

Ст. Дзержинская. Фрагмент росписи потолка наземного вестибюля

 

 

Ст. Дзержинская. Вид платформы и проходов из аванзала с оригинальным освещением

 

Подходной коридор облицован желтой глазурованной плиткой, разделенной узкими вертикальными черными полосами. Переход освещался полукруглыми светильниками. Подземный вестибюль облицован розовым мрамором. Потолок обработан прямоугольными кессонами. Переход отделяется от подземного вестибюля функциональными четырехгранными колоннами. Освещается зал шарообразными люстрами.

Строительство подземного зала станции Дзержинская на глубоком залегании имело свои трудности. Огромные плывуны над станцией не давали возможности построить станцию, задуманную в проекте — трехсводчатую, с большим центральным залом. Чтобы избежать высокого давления глин, в которых происходило сооружение станции, приходилось продвигаться небольшими шагами и быстро укладывать бетон, пока давление не превысило критического значения. Такая сложная гидрогеологическая обстановка не позволила раскрыть центральный зал, вместо него был сооружен коротенький аванзал, из которого можно было пройти в боковые залы-платформы (т. н. станция «лондонского типа»).

Архитектор Н. А. Ладовский, руководящий проектированием Дзержинской, был известен своим оригинальным подходом к архитектуре. Он придерживался стиля рационализма, популярного в стране в 1920-х годах, но уже в начале 1930-х находящемуся в «архитектурной оппозиции». Ладовский, поняв, что станция будет без центрального зала, решил не прибегать к эффекту светлого торжественного дворца, освещенного большими светильниками. Он пошел обратным путем: боковые залы было решено оформить в виде одноколейных тоннелей, в которых освещалась лишь часть платформы, на которой стоят пассажиры. Свод зала и путевая стена, как и положено настоящему тоннелю, оставалась погруженной в темноту. Темнота была тоже одной из задумок Ладовского. Прибывающий поезд издалека начинал освещать эту часть зала, постепенно увеличивая интенсивность — получалась красивая игра света. Такой смелый прием архитектора вызвал неодобрительные отзывы о станции.

 

 

Ст. Дзержинская. Скульптурная группа у наземного вестибюля. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, Л. Великжанин, В. Савостьянов. 20. 05. 1947)

 

Как уже говорилось, путевые залы станции были сооружены круглого сечения, будто это продолжение тоннеля. Путевые стены облицованы керамической плиткой, а стены со стороны платформы — серым мрамором. Пол на станции был покрыт асфальтом. Своды и стены зала оформлялись подпружными арками, выполненные с неравномерным интервалом, которые обозначали так и не сооруженные проходы между пилонов и создавали красивую перспективу. Освещение залов выполнялось с козырька, выступающего над перроном. На нем были закреплены небольшие квадратные светильники. Также на стенах со стороны платформы размещались небольшие двухрожковые бра.

Чуть позже, в 1940-х годах, на станции заменили освещение, сняв бра и светильники с козырька, подвесили шарообразные люстры по оси зала, что превратило тоннельное помещение в светлый зал, нарушив первоначальную задумку Ладовского.

В начале 1970-х годов сооружается центральный участок Таганско-Краснопресненской линии, встала необходимость сооружения перехода между ней и Сокольнической линией в месте пересечения — станции Дзержинская. Станция без центрального зала не могла справиться с потоком пассажиров, не была пригодна для сооружения перехода, и назрел вопрос о ее реконструкции. С помощью современных технологий и заморозки грунтов на глубину до 30 метров сначала был сооружен второй выход (1968 год). Он состоит из двух эскалаторных наклонов и выводит в подземный переход, проложенный под площадью. К 1973 году был построен центральный зал. Авторы реконструированной станции — Н. А. Алешина, А. Ф. Стрелков. В процессе реконструкции первоначальная архитектура и освещение станции были утрачены. Пилоны были сделаны наклонными, облицованные белым мрамором; путевые стены облицевали светлой глазурованной плиткой, а пол был покрыт гранитом. Из оригинальной Дзержинская превратилась в безликую станцию глубокого заложения 1970-х годов. Проходы в пилонах сооружены на большом расстоянии друг от друга (по геологическим причинам), что еще больше исказило вид станции. Остается неясным, почему не была оставлена изначальная отделка. Три прохода, оставшиеся от «старой» станции можно увидеть и сейчас, а заодно представить себе вид прежней отделки станции.

В центре среднего зала в конце 1975 года открылся переход на станцию Кузнецкий мост.

В 1990 году станция Дзержинская была переименована в Лубянку по причине возвращения исторического названия Лубянской площади.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...