Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Comparative History of Revolutions




Эфир про революции

 

Basic readings:

Jack Goldstone, “Revolutions: Theoretical, Comparative, and Historical Studies”, 1986

Theda Skocpol, “Social revolutions”, 1979

Stathis Kalyvas, “Logic of violence in Civil War”, 2000

 

 

Существует большое количество исторических подходов к революциям как явлениям. Есть три основные школы, развивавшиеся в течении 20-го века:

- Французская школа «Анналы» - Марк Блох, Бродель

- Германская историческая школа – Кочка, Велер

- Британские историки-марксисты – Хобсбаум, Э. П. Томпсон

 

Здесь же можно назвать большое количество имен других прекрасных историков: Фернан Бродель с его концепцией длительного времени (longue durée) — время, характеризующее крупные структуры совместного существования людей, которые поддерживают целостность больших социокультурных образований (цивилизаций); Джованни Арриги, Баррингтон-Мур (о нем позже поподробнее), Херальд Уайт, Лоренс Стоун, Чарльз Тилли, Юрген Кочка и многие-многие другие.

 

Сначала нужно определиться с определением революции – сорри за каламбур. Есть такая прекрасная женщина – Теда Скочпол, автор великого труда о революциях, 1979 год. Она в своей книге предложила довольно универсальное определение того, что такое революция:

 

«Социальные революции это быстрые, фундаментальные трансформации общественного состояния и классовых структур; и они сопровождаются и частично проводятся через основанные на классе восстания снизу. Общественные революции отличаются от других конфликтов и трансформирующих процессов больше всего через комбинацию двух происшествий: изменение в общественной структуре которое сопровождается классовыми восстаниями; и политической и общественной трансформацией.

Как контраст, мятежи, даже когда успешные, могут сопровождаться восстанием подчиненных классов - но они не заканчиваются структурными изменениями. Политические революции изменяют государственные структуры но не общественные структуры, и они не обязательно сопровождаются классовыми конфликтами... Что уникально для общественных революций так это то, что фундаментальные изменения в общественной структуре и политической структуре происходят вместе в друг друга подкрепляющих условиях. И эти изменения происходят через интенсивные социально-политические конфликты в которых классовая борьба играет ключевую роль».

 

Это хорошее определение, но, конечно, недостаточно четкое – ведь не очень понятно, что это за быстрые трансформации.

 

Еще революции делятся на несколько типов:

- Революция, как результат намеренных действий (требует актора, желающего захвата Власти, как Ленин в 1917 году)

- Революция по результату – перемены в обществе и государстве, которые по факту оказываются революционными, но такими не предполагались (большие реформы)

- Ситуационные революции – ситуации множественного суверенитета, когда в государстве оказывается 2 и более политические силы, утверждающие, что обладают всей полнотой суверенитета. Сама тема развивалась историком Чарльзом Тилли. Вот Россия 1917 года, например, в момент февральской революции – в стране была только одна власть, не было претендентов на суверенитет. И Временное правительство эту линию пыталось продолжать, но у него все время сбоку висела система Советов, которая также претендовала на полноту власти в стране. Чем закончилось это противостояние – известно.

 

О Тилли: Revolutionary situations involving “multiple sovereignty” contain two main parts we need to consider according to Tilly. The first part we need to consider is all the long-term shift of social trends from one group to another in society. (Skocpol, 11). The second part we must take into consideration is the importance of examining any “medium-term occurrences, such as the proliferation of revolutionary ideologies and the increase of the popular discontent, that make revolutionary contenders for sovereignty likely to emerge and large elements of the population likely to support their claims.” The revolutionary moment arrives when an alternative government, body, or some kind of group is being followed more favorably than the actual government

В общем, согласно Тилли – революции являются результатом вот таких сложных моментов с появлением конкурентов за власть, которые бьются и представляет себя единственной силой. Нередко это заканчивается Гражданской войной.

Важно еще понимать, что такая ситуация не может начаться без чьего-то желания начать эту ситуацию – всегда есть какая-то политическая сила, ратующая за революцию. Такими силами могут быть

- Социальные движения – согласно Дефронцо, это регулярно организованные усилия относительно большой части людей заставить государство произвести социальные перемены

- Социальные реформистские движения – требуют перемен в определенных социальных аспектах, но не желают смены всей общественно-политической и экономической структуры

- Социальные революционные движения – хотят все снести и перестроить.

 

Чарльз Тилли писал свою диссертацию о Вандее – как раз очень яркий пример правого, контр-революционного социального движения.

 

Во многих моментах тема революции пересекается с гражданской войной – это не то, о чем бы я хотел подробно говорить, но хотел бы отметить, что идея Тилли о множественном суверенитете хорошо связывается с темой гражданской войны:

Франция – революция в 1789 году, постреволюционные войны занимают больше одного десятилетия

Россия – 1917 год, затем гражданская война

Англия, Китай

 

Comparative History of Revolutions

 

Основные подходы к пониманию революций были развиты в «золотую эру исторической социологии» - в 1960-1970-х годах. Во многом, новые подходы были ответом на теорию структурного функционализма Толкотта Парсонса. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского социального антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Проблема этой теории – в ее анти-историчности.

В конце 1960-х гг. в социальных науках Запада господствовала однолинейная и весьма идеологичная теория модернизации. Ее основной постулат — все общества проходят некие эволюционные стадии роста на пути от примитивной, статичной и функционально нераздельной традиционности к современности, характеризуемой инновационной динамичностью, рациональным научным управлением, неуклонным материальным ростом, дифференциацией на функциональные сферы экономики, политики и культуры

 

В рамках этого ответа на Парсонса появилось три ключевых книги, о которых мы и поговорим.

 

Баррингтон Мур (1913-2005)

Social Origins of Dictatorship and Democracy: Lord and Peasant in the Making of the Modern World (1966)

Ключевые идеи книги Баррингтона Мура:

- Чувствительность к человеческим затратам на переход к современной капиталистической экономики

- Стремление проникнуть в культуру подчиненных классов и доминирующих классов; объяснение их действий с точки зрения времени, культуры, географии и конкретной ситуации

- Сочувствие подчиненным классам.

 

Как Баррингтон Мур понимает революцию и причины, по которым они происходят?

Есть несколько предпосылок:

1) Проникновение рыночной экономики в жизнь местных крестьянских общин

2) Расширение бюрократической централизации государства

3) Важный момент – современная политическая система формируется в результате взаимодействия двух классов – аристократии (шире – землевладельцев) и крестьянами. В зависимости от того, как складывается это взаимодействие, возможны три основных варианта перехода к модерному обществу.

 

- Буржуазные революции (Великобритания, США, Франция) – демократическая версия капитализма, результат развития социальной группы с независимой экономической базой; атакуя привилегии аристократии, демократия завоевывает популярность крестьянства. «Нет сильной буржуазии, нет демократии»

Мур перечисляет пять условий для развития демократии западного образца (посредством «буржуазной революции»):

 

«Развитие системы сдержек и противовесов, чтобы избежать слишком сильной монархии или слишком независимой земельной аристократии»

Переход к «соответствующей форме коммерческого сельского хозяйства»

«Ослабление земельной аристократии»

«Предотвращение аристократической буржуазной коалиции против крестьян и рабочих» (что привело бы к фашизму)

«Революционный разрыв с прошлым».

 

В Англии эффект «буржуазного импульса» заключался в том, чтобы изменить отношение части землевладельческой элиты к коммерческому хозяйству, что привело к разрушению крестьянства через систему ограждений и английской гражданской войны, которая привела к аристократическому, но Умеренная демократия.

Во Франции Французская революция непосредственно включала буржуазию, но именно подавляющее влияние крестьянства определяло «насколько далеко может идти революция». Крестьянство оставалось после этого резервуаром реакционных настроений.

В Соединенных Штатах победа промышленного севера над элитой Южной плантации в Гражданской войне укрепила американский путь к современности через либеральную демократию, но только после того, как южные плантаторы «приобрели настойку» городского бизнеса - существенно изменили свое отношение к капиталистическому накоплению. Результатом, однако, было то, что как только это преобразование произошло, Северные капиталисты закончили Реконструкцию и позволили Югу реализовать Джима Кроу.

 

- Капиталистические революции, но реакционные (Германия, Япония, Италия) – революция сверху, результат наличия слабой коммерческой или промышленной буржуазии и сильной и влиятельной аристократии, доминирование городского и крестьянского среднего класса. Появление «реакционной коалиции» - аристократия вместе с буржуазией (буржуазия подчинена аристократии в этом случае), которая ведет к периоду короткой и нестабильной демократии, а затем к правой диктатуре.

Американский культуролог Карл Шорске пишет в своем известном труде о Вене в период fin-de-siecle следующее:

 

"Два основных социальных условия отличают австрийскую буржуазию от французской или английской: она не добилась ни полной победы над аристократией, ни смешалась с ней; из-за своей слабости она оставалась одновременно и зависимой от Императора, и глубоко ему преданной, как пусть и отстраненному, но нужному и важному Отцу-Защитнику. Неспособность приобрести монополию на власть сделало буржуазию аутсайдером, постоянно ищущим возможности быть принятым в аристократический класс. Многочисленный и процветающий еврейский элемент в Вене с его сильной ассимиляционной мотивацией лишь усиливал эту тенденцию".

 

Для Мура влияние буржуазии в Японии было значительно более ограниченным, чем в Англии, Франции и США. Вместо капиталистического накопления через «буржуазный импульс», как это было в этих трех случаях, был вызван поздний переход Японии к индустриальной современности Через «трудовое репрессивное» земледелие - сжимая крестьянство для получения необходимого капитала для модернизации. Эта «революция сверху» служила цементистом реакционного союза слабой буржуазии и могущественных землевладельцев, увенчавшихся фашизмом.

 

- Крестьянские революции, ведущие к коммунизму (Россия, Китай). Комбинация нескольких факторов: наличие доминирующей аристократии и буржуазии (которая также подчинена аристократии), которые постоянно вмешиваются в экономическое развитие страны при помощи централизованной бюрократии; наличие огромного количества традиционного крестьянства, которое во время революции делает всю грязную работу, а потом служит материалом для перехода к модерному обществу.

 

В Китае подавляющая сила крестьянства по отношению к буржуазии и эшелонам привела к китайской революции, но по иронии судьбы они были ее первыми жертвами. Здесь буржуазия соединилась с крестьянами и создала «революцию снизу». Мур критиковал попытки других социологов ретроактивно идентифицировать какую-то полезную «функцию», обслуживаемую китайской системой имперского правительства, и утверждал, что более вероятной причиной его длительного выживания было то, что большинство людей, особенно крестьян, просто принимают свою социальную систему «Если и до тех пор, пока что-то не случится угрожать и разрушать их повседневную жизнь».

 

Демократия у Мура предполагает разделение в обществе ответственности за персональную политическую свободу; фашизм – это прямая инверсия демократических принципов; в коммунизме репрессии используются для того, чтобы подавить крестьянство и добыть ресурсов для модернизации.

Крестьянство играет большую роль в становлении фашистских режимов, так как оно противопоставляется рабочему классу (более левому и радикальному)

 

Мура в основном критикуют за недооценку значимости среднего класса и элитистский подход (важнее всего буржуазия). Однако во многих посткоммунистических и развивающихся странах были головокружительные надежды на либеральную демократию, которая должна была везде победить после падения Берлинской стены, сейчас перешли в период разочарования и демократического застоя. Несмотря на огромный рост среднего класса, число электоральных демократий во всем мире, отслеживаемое американской правозащитной группой Freedom House, практически не увеличивается с середины 1990-х годов.

 

Чарльз Тилли

 

Чарльз Тилли (англ. Charles Tilly; 20 мая 1929 — 29 апреля 2008) — американский социолог, политолог и историк. Автор книг об отношении политики и общества, в частности, о социальных движениях и формировании национальных государств в условиях раннего капитализма. Автор великой книги - Coercion, Capital, and European States, AD 990–1992. Но сейчас поговорим о другой его важной книге, изданной в 1975 году - The Rebellious Century, 1830-1930

 

В ней он уделяет внимание трем основным процессам:

- пролетаризация

- урбанизация

- государственное строительство

 

Ключевые моменты в теории Тилли:

- Расширение капитализма

- Рост национальных государств

- ВОЙНА (которая создает национальные государства)

- Коллективные действия

 

Тилли разделяет коллективные действия на три типа:

 

- Соревновательные – в период формирования государств большинство коллективных действий носят характер соревновательных – борьба с оппонентами за жизнь, имущество и собственность.

- Реактивные – начинаются тогда, когда угрожаемая группа противостоит действиям других групп (голодные бунты могут быть примером таких коллективных действий). В периоды кризиса толпа обвиняет власти в бедности и голоде (патерналистское понимание природы власти). Столкновение с принципом laissez-faire.

- Проактивные – группы людей добиваются права на получение тех ресурсов, которые им нужны: гражданские права, равные права женщин и мужчин,

 

Тилли, «Вандея»

Там, где профессиональные историки ранее лишь описывали с точки зрения якобинского Парижа либо с позиций патриотического краеведения печально известное и малопонятное контрреволюционное восстание конца XVIII в., Тилли увидел социологическую проблему объяснения вариативности политических и идеологических альянсов времен Великой французской революции. Почему в аристократическо-плебейском Париже, столице дворцов и трущоб, торжествует радикализм, в зажиточной Жиронде — осторожная и в итоге обреченная буржуазная умеренность, а в провинциальной глуши Вандеи французские крестьяне так ожесточенно отстаивают вроде бы дряхлые структуры феодально-клерикального угнетения?

Тилли выдвинул общую модель с множественными переменными, которую можно было протестировать на эмпирическом материале по самым различным параметрам: демография, классовый состав местностей, характер землевладения, административные практики Старого режима, до- ступ к рынкам, плотность сети дорог, уровень грамотности, присутствие центральной бюрократии в лице суперинтендантов либо сеньориального косвенного управления замков и аббатств, дислокация королевских гарнизонов, наличие или отсутствие крупных региональных городов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...