Утраты станции. Пятая очередь. Печальный финал. Первомайская (ныне не существует)
Утраты станции
1. Профиль И. В. Сталина на изображении знамени панно торцевой стены. В 1960-х вместо него был изображен профиль В. И. Ленина. В 2010 году из-за течи фреска разрушилась.
Пятая очередь. Печальный финал
К середине 1950-х годов сложилось сразу несколько факторов, не позволявших развиваться архитектуре станций метро в том направлении, в котором оно шло в первых 4-х очередях. Первый фактор, безусловно, это смерть И. В. Сталина. Именно Сталин на протяжении всех лет питал особый интерес к архитектуре и оформлению станций. С помощью различных панно, барельефов, скульптур показывалось богатство и процветание будущей жизни — коммунизм, ударный труд людей и образ Сталина, вождя, ведущего к этому счастью. Без богатого оформления было бы невозможно наглядное прославление Сталина и всех его заслуг. Естественно, что после его смерти заинтересованность в культе образа резко упала. Другим фактором стала необходимость индустриализации и ускорения строительства. Тоннели строились долго, оформлялись станции еще дольше. Богатство лепнины, сложной мраморной облицовки затягивало открытие станций, а некоторые панно и скульптуры устанавливались через несколько лет после открытия. Но самой главной причиной сворачивания помпезной архитектуры стал приход к власти Н. С. Хрущева. Он в себе объединил всё: борьбу с культом личности Сталина и любовь к индустриализации, упрощению и техническому прогрессу. Борьба с излишествами, противопоставление, изменение стиля провозглашало смену эпох. Борьба со сталинской архитектурой проходила в несколько этапов. Первый переломный момент произошел на Втором Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, проходившем 7 декабря 1954 года. На нем выступает сам Н. С. Хрущев и подвергает критике пышность архитектуры, возводимой на тот момент. Звучат призывы к снижению стоимости зданий, внедрении панельного строительства, а также отказу от «показной архитектуры», переходу к простым и ясным формам.
В результате этого совещания пышность зданий немного уменьшилась, но стилистика и общие формы остались прежними. Перестройка не могла произойти мгновенно. Тогда выходит знаменитое Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В данном документе критикуются высотные здания, другие многоэтажные дома и архитекторы, их проектировавшие, некоторые архитекторы лишаются Сталинских премий по архитектуре. Постановление требует использовать типовые проекты, снизить художественность архитектуры. После данного постановления начинается всеобщий пересмотр архитектурных проектов, максимально стираются все декоративные элементы и малые формы. Разумеется, вся перестройка архитектурной школы не могла не повлиять на облик станций метрополитена. Стоит признать, что вмешательство руководства страны и партийных чиновников в архитектурное проектирование было делом некомпетентным. Этот фактор на протяжении нескольких десятилетий не давал развиваться другим стилям, отдалял советскую архитектуру от общемировых тенденций. Если при Сталине требовалась переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, с обязательными колоннами, портиками, карнизами, то при Хрущеве, наоборот, был возможен только голый функционализм. Никаких альтернатив не допускалось, что неблагоприятно сказывалось на творчестве архитекторов. План трасс Пятой очереди метрополитена был утвержден в 1953 году. Станции Пятой очереди стали образцами «пограничной» архитектуры между двумя периодами. Габариты станций, различные мелкие детали оформления, мраморные скамьи у пилонов еще оставались прежними, но художественное оформление было безжалостно удалено. Было исключено применение различных барельефов, мозаичных панно, мраморной облицовки путевых стен.
В рамках Пятой очереди на Покровском радиусе построена 1 станция: • Первомайская. На Фрунзенском радиусе было запланировано 5 станций, но в ходе строительства проект был изменен и реализовано 4 станции: • Фрунзенская. • Спортивная. • Ленинские Горы. • Университет. Также в рамках Пятой очереди был сооружен новый Щербаковский (со дня открытия — Рижский) радиус длиной 5, 4 км, который соединил Кольцевую линию с Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставкой. На радиусе было построено 4 станции: • Ботанический Сад. • Рижская. • Мир. • ВСХВ.
Первомайская (ныне не существует)
Станцию Первомайская можно считать предвестником грядущих изменений в архитектуре метрополитена. Проект станции был создан архитектором Н. И. Демчинским в первой половине 1952 года. Первомайская становилась первой наземной станцией московского метрополитена и располагалась в отдельном нефе незадолго до этого построенного электродепо Измайлово. Такое проектное решение ускоряло возведение станции и удешевляло ее строительство. По проекту Первомайская должна была выглядеть немного богаче, чем в результате было построено: потолок состоял из множества восьмиугольных застекленных окошек-кессонов, через которые пропускался солнечный свет, и было видно небо. Торец станции должен был украшать стандартный уже для того времени барельеф И. В. Сталина в окружении знамен из белого мрамора. Станция, открытая 5 ноября 1954 года, имела вид более скромный. Потолок был перекрыт конструкциями в виде ангара, между кронштейнов, поддерживающих свод, были расположены лепные картуши с рогами изобилия. Зал освещали люстры как на Киевской-радиальной (1953 года открытия). Путевые стены облицованы светлой плиткой. Технический потолок и художественные люстры совершенно не гармонировали между собой, также как и кронштейны с картушами. Художественное оформление на тот момент не могло быть другим, даже несмотря на оригинальную конструкцию станции.
Наземный вестибюль построен в виде монументального здания с двумя арками для входа и выхода пассажиров. Над дверьми закреплены оригинальные металлические буквы «М». Сверху здание вестибюля венчает лепной карниз. Интерьер вестибюля украшают 8 колонн, облицованных белым мрамором. Колонны поддерживают кессонированный потолок. Пол вестибюля и платформы застелен красной и желтой плиткой в виде ковра. Наземный вестибюль с платформой соединяет мраморная арка. 21 октября 1961 года станция была закрыта, а линия проложена другим маршрутом от станции Измайловский парк Третьей очереди. После закрытия помещение станции стало использоваться для ремонта поездов, а наземный вестибюль был приспособлен под дом культуры для работников депо.
Ст. Первомайская. Вид на платформу станции из наземного вестибюля. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, В. Кунов, М. Харлампиев. 28. 10. 1954)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|