Университет. Эпилог
⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 Университет
Второй участок Фрузенского радиуса Пятой очереди, к сожалению, был изменен относительно первоначального варианта. Трассу линии сделали более прямой, и, вместо двух станций Лужники и Уса-чевская, была построена одна станция Спортивная с двумя вестибюлями. Станция Ленинские горы в целях экономии вместо глубокого залегания была построена на мосту. Характер ее архитектуры был слишком новаторским, легким и современным, что совсем не вписывается в концепцию «Сталинского метро», поэтому описывать ее не представляется нужным. Открытая 12 января 1959 года станция Университет стала последней станцией конструктивно схожей с другими станциями глубокого заложения предыдущих очередей. Диаметр центрального зала 9, 5 метров. Пилоны облицованы светлым мрамором, а путевые стены керамической плиткой. Над пилонами проложен фриз из рельефной керамической плитки. По проекту фриз должен был быть несколько сложнее. Около пилонов в центральном и боковых залах установлены мраморные скамьи. Освещение производится люминесцентными лампами, закрепленными в плафонах. В проекте освещение предполагалось выполнить большими оригинальными люстрами, но идея не была реализована. Станция имеет два наземных вестибюля-ротонды, имеющих большие остекленные поверхности. Козырек поддерживают парные граненые колонны. Вид вестибюлей схож с вестибюлями Рижского радиуса. С открытием станции Университет завершилось строительство Пятой очереди метро.
Эпилог
Еще во время строительства Пятой очереди, 25 ноября 1955 года Президиум ЦК КПСС принимает решение о присвоении московскому метрополитену имени В. И. Ленина вместо Л. М. Кагановича «по предложению товарища Л. М. Кагановича». Постановление, отмечая заслуги Кагановича, принимает решение о переименовании станции Охотный Ряд в его честь. Очевидно, что это переименование было инициировано Хрущевым, который спустя два месяца, в феврале 1956 года, в докладе «О культе личности и его последствиях» осудит присвоение имен ныне здравствующих людей городам и объектам. В июне 1957 года Каганович выводится из состава ЦК, как участник «антипартийной группы», не согласной с осуждением культа личности Сталина. Таким образом, он заканчивает свою политическую карьеру.
С завершением Пятой очереди история «Сталинского метро» заканчивается. Уже в середине 1950-х нумерация очередей строительства перестала активно использоваться и ушла в прошлое, а вместе с ними перестали строить станции метро с просторными, богато оформленными вестибюлями. Так был прерван проект строительства «самого красивого метро в мире» со станциями, украшенными мозаиками и барельефами, поражающими своим великолепием. Образ станций перестал передаваться через произведения искусства, их вид был абстрактен, стандартизирован, а габариты станций уменьшены. К счастью, эпоха минимализма в архитектуре метро была недолгой. Уже после отставки Н. С. Хрущева начинаются робкие попытки разнообразить станции. С каждым новым участком использовались различные конструктивные решения, и применялся синтез искусств. Но все же ту планку, которую задала Четвертая очередь метро, превзойти не удалось. Но такой задачи уже и не ставилось. Метрополитен перестал быть выставкой достижений, витриной социализма, он стал обычным транспортным средством, где удобство и легкость эксплуатации было превыше всего. Сталинское метро давно вошло в историю не только как хорошее транспортное сооружение, но и как произведение искусства. Над ним работали лучшие архитекторы и художники. По задумке руководства страны все сооружения должны были прийти к единому «социалистическому стилю». В начале 1950-х годов шикарный имперский стиль воцарился практически повсеместно. Газеты и журналы того времени сообщали, что строительство ведется на века и граждане, которые будут жить уже в коммунистическом обществе, также будут восхищаться этими сооружениями. Получался странный парадокс: люди, не имевшие достаточно высокого уровня жизни, воплощали эту сказочную счастливую жизнь в произведениях искусства, мечтая о том, что их потомки получат все это изобилие. Сегодня, смотря на эти произведения искусства из капиталистического общества, мы тоже не перестаем ими восхищаться. Хотя и понимаем, что мечты людей были слишком наивны.
К сожалению, утраты на станциях того времени продолжаются и сегодня. Каждый год, шаг за шагом, уничтожается первоначальная атмосфера старых станций метрополитена. При проведении «реконструкций» отделка заменяется на новую, даже не смотря на статус памятника архитектуры многих станций. Возможно, что читатель, листая эту книгу лет через 100–150, будет сильно удивлен красотам московского метро, так как к этому времени мало что сохранится…
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib. com Оставить отзыв о книге Все книги автора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|