Проблемы правового регулирования налогообложения доходов физических лиц
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Особое внимание специалисты в области налогового права и налогообложения уделяли и уделяют вопросам правового регулирования, правового режима отдельных видов налогов и сборов, составляющим ядро налоговой системы и имеющим не только теоретическое, но и большое практическое значение. Проблемам правового режима отдельных видов налогов и сборов, их правового регулирования посвящается большое количество кандидатских диссертаций, научных статей и очерков, в которых не только формулируются теоретические позиции авторов, но и разрабатываются достаточно аргументированные предложения по совершенствованию действующего налогового законодательства, в частности Налогового кодекса <consultantplus://offline/ref=360FA7C7DE34ACC20B44F339C9D7E97802FA71D28418D44EBEBDB5225BF2J4K> РФ. В этой связи существует важнейшая проблема, без решения которой вряд ли можно говорить о совершенствовании правового регулирования, в частности налоговой системы, - это использование научных положений, выводов в законотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Аппараты представительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны более тщательно организовать изучение научных выводов специалистов, исследующих нормативные правовые акты, регулирующие, в частности, налогообложение в стране, особенно в период подготовки соответствующих законодательных установлений, затрагивающих интересы всех хозяйствующих субъектов и (или) граждан страны. В качестве яркого примера, подтверждающего вывод о том, что законодатель при правовом регулировании налогообложения, функционирования налоговой системы, мягко говоря, недостаточно внимательно прислушивается к суждениям, мнениям ученых, можно привести ситуацию, сложившуюся по поводу правового режима федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, в отличие от ранее действовавшего законодательства, ставка данного налога установлена не в порядке и определенной прогрессии, зависящих от размера дохода, а в едином размере. Так, в соответствии со ст. 224 <consultantplus://offline/ref=360FA7C7DE34ACC20B44F339C9D7E97802F976D08F19D44EBEBDB5225B24374D3357EE1E6C770A73F2JAK> НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Бесспорно, существовавшая в ранее действовавшем законодательстве прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц не была достаточно научно обоснована, хотя бы потому, что она менялась при незначительном повышении дохода, чем доставляла гражданам большие неудобства при заполнении ежегодной декларации о доходах. Однако худо-бедно, но был все же реализован один из принципов налогообложения, сформулированный еще в XVIII в. известным экономистом А. Смитом. Данный принцип заключался в том, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства. Несмотря на то что вопрос о введении прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц обсуждается в научной литературе и в средствах массовой информации уже в течение многих лет, соответствующие изменения в НК <consultantplus://offline/ref=360FA7C7DE34ACC20B44F339C9D7E97802FA71D28418D44EBEBDB5225BF2J4K> РФ не вносятся, хотя данная норма, в современных условиях огромного разрыва между богатыми и бедными гражданами страны, отрицательно влияет на стабилизацию социально-политического положения в России. Не случайно требование об установлении прогрессивной ставки по НДФЛ взято на вооружение в предвыборной кампании по выборам в Государственную Думу. Указанное требование не только имеет формальное значение - установление юридического равенства граждан, реализация принципа справедливости при налогообложении, но и может значительно увеличить доходы государственного бюджета, если прогрессивная ставка налога будет установлена и в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. В литературе отмечалось, что, по данным Института мировой экономики и мировых отношений, отчисления крупнейших российских компаний на благотворительные цели составляют менее 1% их прибыли. При этом, например, металлургические компании "Норникель" и "Северсталь" решили выплатить дивиденды по 30 млн. долл.
Эти статистические данные свидетельствуют о том, что колоссальные доходы, выплачиваемые определенному кругу лиц, должны облагаться налогом на доходы физических лиц по прогрессивной ставке, а не по ставке, установленной в настоящее время НК <consultantplus://offline/ref=360FA7C7DE34ACC20B44F339C9D7E97802F976D08F19D44EBEBDB5225BF2J4K> РФ, - в размере 9%. Актуальной проблемой правового регулирования налоговой системы остается проблема совершенствования налога на доходы физических лиц с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. налог доход физический правовой
Заключение
В соответствии с российским законодательством все лица получающие доход в пределах Российской Федерации обязаны выплачивать налог с этого дохода, а лица являющиеся гражданами РФ еще и с дохода получаемого за пределами России. Это положение считаем справедливым, так как все физические лица равны перед законом, а значит, все должны уплачивать налог со своего дохода. В законы о налоге на доходы физических лиц постоянно вводятся изменения. Это может быть связано с экономическим состоянием в стране, со взглядами государства. Особенностью изучаемого в данной работе налога является то, что налог уплачивается из дохода и по сути сначала должен быть получен доход, а уже потом из него должен быть уплачен определенный процент. Работодатель в этом случае выступает в роли налогового агента. Это предусмотрено для того, чтобы физические лица не имели возможности уклонится от выплаты НДФЛ.
В Налоговом Кодексе РФ предусмотрены различные налоговые вычеты, т. е. определенные суммы от доходов физических лиц, которые не облагаются налогом. Эти вычеты предусмотрены для поддержания финансового состояния населения, для стимулирования в обучении, в создании различных изобретений и предметов искусства. Опыт «цивилизованных стран» свидетельствует о том, что обеспечить полную, стопроцентную, собираемость подоходного налога практически невозможно; более или менее достоверное выявление истинных доходов конкретного налогоплательщика предполагает осуществление контроля за его расходами. В связи с этим представляется необходимым ввести в действие федеральный законодательный акт, санкционирующий такой контроль со стороны налоговых органов. Целесообразно было бы разработать и принять этот закон, обязывающий всех граждан ежегодно составлять и представлять в налоговые органы декларацию об имеющихся в их распоряжении имуществе и денежных средствах, а также о полученных в истекшем году доходах и осуществленных крупных расходах. Тем самым, кроме прочего, удалось бы предотвратить дальнейшую потерю огромных государственных средств, затраченных на создание и внедрение в налоговых органах компьютерных программ обработки данных обо всех получаемых физическими лицами доходах, а также на подготовку многочисленного контингента инспекторов, специализированных на контроле за налоговыми платежами физических лиц. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Итак, подводя итог рассмотрению обозначенной проблемы, необходимо сделать вывод, что правовое регулирование налогообложения на доходы физических лиц, его совершенствование зависят от многих факторов, в том числе от состояния научной разработки соответствующих категорий, от учета разработчиками проекта законодательных актов существующих научных положений, что значительно повысит уровень нормативно-правовой базы, регулирующей налогообложения доходов физических лиц, в том числе и налоговой системы. Правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц зависит и от состояния правоприменительной практики, отражающей степень реализации существующих норм права, регулирующих налоговые отношения, подтверждающие или отрицающие достижение целей, поставленных законодателем при принятии того или иного нормативного правового акта.
Список используемой литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). СПС КонсультантПлюс. . Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013). СПС КонсультантПлюс. . Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.200 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012). СПС КонсультантПлюс. . Письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-04-05/6-268. СПС КонсультантПлюс. . Письмо Минфина России от 30.07.2012 N 03-04-08/4-234. СПС КонсультантПлюс. 6. Письмо <consultantplus://offline/ref=F1A15160DB58F61FA31703C5572ADC66F1FF7E6E5FD1F330FBD800C044e4J> Минфина России от 18.06.2010 N 03-04-06/6-125. СПС КонсультантПлюс. . Алиев Б.Х., «Налоги и налогообложение», Учебное пособие, издательство: Финансы и статистика, 2011. . Крохина Ю. А.Налоговое право. Учебник 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 496 с. 9. Ю.Ф. Кваша, А.П. Зрелов, М.Ф. Харламов - Налоговое право: конспект лекций, изд-во: Высшее образование, 2009, 175 с. . Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с. - (Высшее образование). . Э. Н. Нагорная Налоговые споры. Оценка доказательств в суде. - М.: Издательство: Юстицинформ, 2009 г. 528 стр. . Принципы современного российского налогового права: Монография/Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичевой. М.: ЮрлитИнформ, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|