Муниципально-правовые отношения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Статья 8 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Статья 132 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Вопрос 1.
Есть различные точки зрения относительно самостоятельности муниципального права как отрасли права
1) муниципальное право – подотрасль конституционного права России (С. А. Авакьян, В. И. Васильев и др.)
2) муниципальное право – подотрасль административного права России (Н. В. Постовой, В. С. Четвериков и др.);
3) муниципальное право – комплексная отрасль российского права (В. И. Фадеев, И. В. Выдрин, А. Н. Костюков, Е. С. Шугрина и др.).
Во первых дело в точке зрения. Во вторых в объёме изучения. В третьих в общей объективности.
1)
+
I. С точки зрения конституционного права муниципальное право это подотрасль конституционного права, включающая в себя (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.) Его нельзя рассматривать только как институт, институт местного самоуправления, нормы которого содержатся в главе 8 К РФ. Общественные отношения данной подотрасли содержатся и в Главе первой «основы конституционного строя» это различные группы общественных отношений, содержащихся в конституции РФ, которые образуют подотрасль конституционного права – Муниципальное право.
II. Но для образования самостоятельной отрасли права тех норм, которые содержатся в конституции не достаточно. И поэтому нет специфических методов правового регулирования, таких как Метод гарантий и Метод рекомендаций III.
-
Муниципальное право подотрасль конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права. - Все отрасли берут начало из конституционного. КП уст основы муниципального права, так же как основы других наук, но более подробно.
2)
+ В юридической науке существует также мнение, что муниципальное право является подотраслью административного права. Например, Ю.Н. Старилов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к Особенной части административного права [18, с. 21]. B.C. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия своих, специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически говорит о нем как подотрасли административного права [21, с. 50].
-
- Безусловно, муниципальное право имеет очень много общего с административным.
Во-первых, само муниципальное управление достаточно схоже с государственным, так как осуществляется преимущественно с использованием метода власти — подчинения.
Во-вторых, муниципальная служба принципиально не отличается от государственной гражданской службы.
В-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления.
В-четвертых, в круг вопросов местного значения включается правоохранительная деятельность, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции.
Тем не менее все это еще не позволяет включать муниципальное право в административное в качестве подотрасли.
Значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права. В пользу отраслевого характера муниципального права говорит и тот факт, что оно обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства
- административное право, регулирует сферу управленческой деятельности государства. Различие в предмете.
3) + -Самостоятельных характер отрасли права в связи с важностью регламентации конституционных норм -комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права. (взаимосвязь с другими отраслями) как признак отрасли права -
Общее определение отрасли првава Отрасль права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений, характеризуется наличием собственного предмета и методом правового регулирования. Основания для деления права на отрасли: а) предмет правового регулирования – однородная и отделимая от других группа общественных отношений; б) метод правового регулирования – совокупность приёмов, способов воздействия на общественные отношения. Предметом отрасли муниципального права выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением местного самоуправления. Иные отрасли права не имеют такого предмета правового регулирования.
Какие же признаки позволяют отличить отрасль права от подотрасли? Данной проблеме был посвящен ряд дискуссий, в результате которых первым основанием деления права на отрасли был назван предмет правового регулирования, а вторым критерием явился метод правового регулирования.
Именно в связи с тем, что муниципальному праву присущ свойственный именно ему предмет правового регулирования, можно говорить о том, что это отрасль права. Предмет правового регулирования – это совокупность однородных общественных отношений, урегулированных нормами права. Предметом отрасли муниципального права выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением местного самоуправления. Иные отрасли права не имеют такого предмета правового регулирования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что муниципальное право – это комплексная отрасль права и, отношения по поводу организации и осуществлению местного самоуправления урегулированы не только собственно нормами муниципального права, которые в настоящее время составляют крупную общность. Они урегулированы и нормами других отраслей права: конституционного права, административного права, гражданского права, семейного права, земельного права и т.д. Стоит заметить, что отношения по поводу местного самоуправления носят как публично-правовой, так и частноправовой характер. К первым, например, можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами и должностными лицами по поводу разграничения компетенции, а ко вторым – отношения органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью. Предмет правового регулирования отрасли муниципального права составляют три крупных группы общественных отношений: 1) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; 2) отношения, связанные с решением вопросов местного значения непосредственно населением муниципального образования и (или) органами местного самоуправления; 3) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В рамках собственного предмета правового регулирования муниципальное право использует те же систему методов правового регулирования, что и иные отрасли права. Воздействие на общественные отношения норм муниципального права осуществляется при помощи таких правовых приемов как предписание, дозволение и запрет, сочетание которых определяет характер правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов воздействия норм права на участников правовых отношений.
Для муниципального права характерно сочетание императивного и диспозитивного правового регулирования. Преобладание предписаний и запретов в системе способов регулирования общественных отношений позволяет говорить об императивном методе. Этот метод предполагает правовое положение субъектов, построенное на прямом подчинении. Юридическим фактом для возникновения правовых отношений является, как правило, властное предписание. С помощью императивного метода, в первую очередь, закрепляются основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Это положения Конституции РФ и Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» об отграничении органов местного самоуправления от органов государственной власти, о необходимости государственной регистрации уставов муниципальных образований и др. Кроме того, императивный метод находит выражение в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления при принятии ими решений имеющих общеобязательный характер. Дозволение, дающее субъектам правовых отношений возможность самостоятельного выбора собственного поведения, закрепляющее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Оно используется при закреплении статуса местного населения. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Аналогичным образом регулируется перечень вопросов местного значения муниципальных образований. Будучи частично императивно закрепленным в Законе 2003 г. № 131-ФЗ он остается открытым для дополнительного включения в данный перечень вопросов, не исключенных из ведения муниципальных образований и не отнесенных к ведению иных муниципальных образований и органов государственной власти. Диспозитивное начало в правовом регулировании местного самоуправления проявляется и на уровне соприкосновения с частноправовыми отраслями права, например, с гражданским правом. Статья 125 Гражданского кодекса РФ установила, что в имущественных отношениях органы местного самоуправления, выступая от имени муниципальных образований, находятся в равных условиях с другими субъектами, являясь партнерами в правоотношениях такого рода. По мнению ряда ученых (И. В. Выдрина, В. И. Фадеева) для муниципального права характерны и такие методы, как: метод гарантий, метод рекомендаций. Метод гарантий проявляется через обязанность государства обеспечить организационную, финансовую независимость местного самоуправления. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления сами обязаны обеспечивать гарантии, которые они предоставляют населению муниципального образования, а также муниципальным служащим. Метод рекомендаций состоит в том, что в муниципальном праве существуют нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно, и определенные рекомендации по их исполнению могут исходить от органов государственной власти. Проанализировав специфику предмета и метода правового регулирования отрасли муниципального права необходимо дать определение базового понятия. Муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере организации и осуществления местного самоуправления, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий.
в) способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. - Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д. Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий:
о днородности регулируемых общественных отношений, (предмет)
и х важного значения для общества и государства, (+)
- поэтому необходима подробная регламентация
н евозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, (+)
специфического метода правового регулирования.
В качестве составных элементов системы права выделяются: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.
Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.
Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.
Правовой институт – это небольшая группа правовых норм, регулирующих сравнительно небольшую группу общественных отношений. Например, в гражданском праве – институт исковой давности.
Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие правовые отношения в нескольких отраслях права.
Вопрсо 2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Муниципально-правовые отношения Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют: 1. на отношения, связанные с организацией местного самоуправления; 2. отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; 3. отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий. Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы: 1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования; 2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования; 3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону. Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений являются наряду с населением муниципальное образование, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти, коммерческие организации. Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления. Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права. Отношения: субъекты, объекты и содержание. Особенности субъектов муниципальных правоотношений: 1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений. 2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях. Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов. Круг обязательных субъектов: 1) Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив. В каких правоотношениях: выборы, референдум… 2) Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…). 3) Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции. 4) Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего. 5) Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия. 6) Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса. 7) Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества… 8) Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения… Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен. Объекты муниципальных правоотношений. Круг объектов также весьма обширен. Классификация профессора Костюкова из Омска. Он предлагает разделить все объекты муниципально-правовых отношений разделить на 3 группы исходя из их содержания: 1) Объекты, складывающие в административно-политической сфере. Прежде всего, это отношения, вытекающие из самой власти; это вопросы, связанные с муниципальным правотворчеством; это вопросы, связанные с определением статуса депутатов, служащих, должностных лиц; это отношения, которые возникают по поводу территориальных границ, по поводу территории муниципального образования… 2) Объекты, складывающиеся в имущественной сфере (сфере имущественного характера). Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. Самые разные отношения, связанные с её приватизацией, арендой… Сюда же входят отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг населению. 3) Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля. Содержание – это субъективные права и обязанности участников. Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников. Зачастую права являются и одновременно обязанностью, то есть право и обязанность принимать бюджет, «правообязанность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|