Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 2




Вопросы для самоконтроля

1. Каковы культурно-исторические традиции благотворительности и
милосердия в России?

2. Какие основные направления и формы социальной помощи детству
существовали в Древнерусском государстве в IX — XVI вв.?

3. Как формировалась система государственного призрения детства в
России в период с XVII в. до первой половины XIX в.?

4. Расскажите о становлении системы общественного призрения дет­
ства в России: ее достоинства и недостатки.

5. Раскройте содержание работы с детьми в социальной сфере в сове­
тский период.

6. Какова сущность современных подходов к развитию государствен­
ных и негосударственных структур социальной помощи детству в России?

Литература

1. Александровский Ю. А. Познай и преодолей себя: Наедине со всеми.
-М., 1992.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государ­
ства XIV-XVII вв. — М., 1985.

3. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. — М., 1994.

4. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Крат, истор.
очерк. — М., 1993.

5. Благотворительные организации социальной направленности. -
М., 1998.

6. Егошина В. Н., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального
обеспечения детей в России. — М., 1993.

7. Ключевский В. О. Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. Курс русской истории. 4. 1.
— М., 1987.


 

8. Нещеретный П. И. Исторические корни и традиции развития бла­
готворительности в России. — М., 1993.

9. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А. М.
Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997.

ЛЕКЦИЯ 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Специфика профессиональной деятельности социаль­ного педагога. Структура профессиональной деятель­ности. Социальный педагог как субъект профессио­нальной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сферы, профес­сиональной деятельности социального педагога.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Название специалиста «социальный педагог» является про­изводным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учи­теля, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональ­ная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профес­сиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достиже­ния 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становле­ние.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специали­стов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выя­вить специфику двух родственных профессий. Учитель, выпол­няя свою главную образовательную функцию, передает молодо­му поколению знания и социокультурный опыт, накопленный


 




обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспи­тание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нор­мальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятель­ности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессио­нальной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной дея­тельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только форми­руются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отли­чие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональ­ной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в про­цессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независи­мо от возраста.

В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требова­ния к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитыва­ется конкретная разновидность деятельности, которой занима­ется социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др. ), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др. ), особенно­сти социума, в котором проживает ребенок (городская или сель­ская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др. ).

Поэтому представляется необходимым дать описание профес­сиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятель­ности, типов учреждений, в которых может работать соци­альный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.


Структура профессиональной деятельности

Любая деятельность имеет свою структуру, которая опреде­ляет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятель­ности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуще­ствляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (ка­кие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично это можно представить следующим образом:

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определя­ющим содержание деятельности. Разберем последовательно каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента — объекта.

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их соци­ализации. К этой категории относятся дети с интеллектуаль­ными, педагогическими, психологическими, социальными от­клонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психичес­кие или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глу­хонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др. ). Все эти дети требуют особой забо­ты общества.

Профессиональная задача деятельности социального педаго­га в обществе легче всего выявляется от противного. Если про­цесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нужда­ется в профессиональной помощи социального педагога. Необ­ходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и


 



образование ребенка, в результате чего появляются «социаль­но выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, обра­зовании, профессиональном становлении, иными словами -помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимо­стью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помо­щью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, соци­альный педагог должен хорошо представлять особенности раз­вития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следу­ет подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осоз­нать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необхо­димостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влия­ющие на ребенка, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности со­циальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участни­ком процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Поскольку деятельность социального педагога, в первую оче­редь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он дол­жен знать и уметь применять различные диагностические ме­тодики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (пси­хологам, юристам, медицинским работникам и др. ).

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и раз­вития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозиро­вать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намечен­ных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улуч-


шение здоровья, материального положения) социальный педа­гог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь вы­ступать посредником в координации усилий разных специали­стов (психолога, медицинского работника, специалиста по со­циальной работе, юриста и др. ), а также ведомств и админист­ративных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др. ) для комплексного разрешения проблем ребенка.

Одним из важных направлений деятельности социального педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.

Следующим направлением деятельности социального педаго­га (как работающего непосредственно с клиентом — ребенком, так и в органах управления различных ведомств) является уча­стие в разработке и реализации социальных проектов и про­грамм, частных инициатив, содействующих полноценному раз­витию ребенка.

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:

— диагностическую;

- прогностическую;

- посредническую

- коррекционно-реабилитационную;

- охрано-защитную;

 

— предупредительно-профилактическую;

— эвристическую.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособ­ления, методы, формы и технологии, с помощью которых до­стигаются цели деятельности. Многообразие функций деятель­ности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Социальный педагог как субъект профессиональной

деятельности: личностная характеристика

и профессиональная компетентность

Вначале рассмотрим личностную характеристику социаль­ного педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой де­ятельности — специалиста-профессионала, глубоко разбираю­щегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятель-


ности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершен­стве владеющего комплексом общетеоретических и специаль­ных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

Что же это за человек — социальный педагог? Каков его пси­хологический портрет, его личностная характеристика? На ка­кую область распространяется его компетенция? Чем он принци­пиально отличается от представителей других профессий?

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональ­ная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессио­нальная ментальность».

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение чело­века к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность интегри­рует в себе весь предшествующий социокультурный опыт инди­вида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национально­сти, профессии и др. С этой точки зрения ментальность — ха­рактеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.

Профессиональная ментальность в психологических исследо­ваниях характеризуется как комплекс глубинных, часто нео­сознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной про­фессии и обусловлены ею.

Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «соци­альный педагог» также должны быть общие, специфические чер­ты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личност­ным особенностям социального педагога как профессионала.

Несомненная трудность в определении профессионально зна­чимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогичес­ких знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее ряд уче­ных исследуют личностные характеристики социальных педа­гогов, определяя их индивидуально-психологические особенно­сти и специальные способности.


В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситу­ации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимо­действие с людьми, доброта, любознательность, интерес к рабо­те с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оп­тимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старатель­ность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться.

Если проанализировать зарубежные исследования, касающи­еся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, то, например, в Великобри­тании к ним относят: высокий уровень интеллектуального раз­вития; хорошую саморегуляцию и самодисциплину; настойчи­вость; способность помогать людям в трудных ситуациях; боль­шую физическую силу, выносливость; способность к перенесе­нию больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность.

Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Самонаправленный поиск», выявив 6 типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный), в качестве личностных характеристик социального типа, к кото­рому должен относиться и человек, выбравший профессию со­циального педагога, выделяет следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичность, эмоциональную теплоту, жиз­нерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педаго­га, важно помнить, что он работает в сфере «человек человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Социально-педагогическая деятельность — многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал социальный педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь — с детьми. Его профес­сиональная компетентность будет определяться не только ин-


 




теллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональ­ной устойчивостью и повышенной работоспособностью в про­цессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоцио­нального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социаль­но-педагогических, психолого-терапевтических и других спе­цифических процессах.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоцио­нальную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность пере­носить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооцен­ку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со сторо­ны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адап­тивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Достаточно трудно из всего многообразия личностных ка­честв выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интег-ративных качеств личности, как гуманистические, альтруисти­ческие, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нра­вам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство
собственного достоинства и др. );

- психологические характеристики (высокий уровень про­
текания психических процессов, устойчивые психические со­
стояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характе­
ристик);

- психоаналитические качества (самоконтроль, самокри­
тичность, самооценка);

- психолого-педагогические качества (коммуникабель­
ность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др. ).


Выделив личностные качества социального педагога, не труд­но понять, что не каждый человек пригоден для социально-пе­дагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхожде­ния, веры, социального статуса, приносимой им пользы обще­ству, — переходит из разряда философских категорий в стой­кое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социаль­ному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социально­го педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного до­стоинства есть условие и предпосылка личностной и социаль­ной ответственности. Оно включает: чувство безопасности -принятие ответственности за собственную жизнь; чувство иден­тичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то груп­пе; чувство цели — определение смысла жизни, умение прини­мать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данно­му виду деятельности. Для социального педагога значимы оп­ределенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психологическое несоответствие требованиям профессии осо­бенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы.

Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка сво­их поступков, самоанализ своей деятельности.

К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость


(умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие че­ловека человеком).

Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уров­ней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зави­сят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают про­филь личности социального педагога.

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста — важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка со­ответствующих методик развития этих качеств у студентов.

Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической дея­тельности и характеризует его профессионализм.

Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квали­фикационной характеристикой, представляющей собой обоб­щенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является осново­полагающим документом подготовки и профессиональной дея­тельности специалиста и содержит его должностные обязанно­сти; характеристику труда; основные знания и умения, которы­ми должен обладать выпускник того или иного учебного заведе­ния либо практикующий специалист в данной должности.

Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комите­та СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Ква­лификационные требования».

В первой части «Должностные обязанности» определены ос­новные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защи­ты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

— социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации право­вых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданс­ким вопросам;


- социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологи­ческого, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

— социально-бытовая помощь, направленная на содействие
в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях
группы риска;

— социально-экономическая помощь, направленная на ока­
зание содействия в получении пособий, компенсаций, единовре­
менных выплат, адресной помощи детям, на материальную
поддержку сирот, выпускников детских домов;

— медико-социальная помощь, направленная на уход за
больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику
алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-соци­
альный патронаж детей из семей группы риска;

— социально-психологическая помощь, направленная на со­
здание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме,
в которых развивается ребенок, устранение негативных воздей­
ствий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоот­
ношениях с окружающими, в профессиональном и личном са­
моопределении;

— социально-педагогическая помощь, направленная на создание
необходимых условий для реализации права родителей на воспи­
тание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных
ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками,
учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождаю­
щих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение разви­
тия и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосред­ственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или теле­фонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные инфор­мационно-консультативные службы для детей-инвалидов, нар­команов, алкоголиков и др.

Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком,


например, при посещении им центра реабилитации, кризис­ного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др.

Стационарная форма социально-педагогических услуг пре­дусматривает длительное наблюдение за ребенком в специаль­но для этого созданных условиях, например, в приютах, интер­натах, домах ребенка и др.

Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматри­вает взаимодействие его с несколькими специалистами, кото­рые изучают различные аспекты (социальные, правовые, пси­хологические и др. ) проблемы ребенка, периодически собира­ют консилиум для ее разрешения. Данная форма оказания ус­луг характерна для специализированных учреждений комплек­сной помощи: центров семьи и детства, центров реабилитации инвалидов и др.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и профес­сиональные умения.

Профессиональные знания включают знание:

— нормативно-правовой базы деятельности (законов, подза­
конных актов, постановлений, распоряжений, инструкций,
социально-правовых и социально-экономических основ дея­
тельности социального педагога, системы учреждений, оказы­
вающих помощь ребенку);

- теории и истории социальной педагогики;

—методик и технологий социально-педагогической деятель­
ности по работе с различными категориями детей в разных со­
циумах;

—возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его
физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и
отклоняющееся поведение;

- социологии, изучающей объединения и группировки лю­
дей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив
сверстников и др. );

— методов социального управления и планирования профес­
сиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

- аналитические умения, предполагающие теоретический
анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих
негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ
состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение


проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устра­нению проблемы;

— прогностические умения, предполагающие прогнозирова­ние решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую дея­тельность; прогнозирование развития личности ребенка с уче­том возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогичес­кое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возра­стного и социального развития ребенка, характера его пробле­мы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятель­ности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогичес­кой деятельности; распределение времени; планирование со­вместной с ребенком деятельности;

- проективные умения, предполагающие определение кон­
кретного содержания деятельности, осуществление которой
обеспечит планируемый результат. Проективные умения вклю­
чают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет
специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, сте­
пени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи;
учет возможностей материальной базы и своего личного опыта;
отбор содержания, методов и средств достижения поставленных
задач; создание социально-педагогической программы деятель­
ности для конкретного ребенка;

- рефлексивные умения, предполагающие самоанализ соб­
ственной деятельности социального педагога на каждом из ее
этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон
и степени влияния полученных результатов на личность ребен­
ка и решение его проблемы;

- коммуникативные умения, предполагающие владение
культурой межличностного общения и включающие: умение
«слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со внимани­
ем; умение войти в ситуацию общения и установить контакт;
умение выявить информацию и собрать факты, необходимые
для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку
ситуацию общения, создавать и развивать отношения в пози­
тивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпре­
тировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Третья часть квалификационной характеристики «Квалифи­кационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются


 



 



^


к социальному педагогу для получения определенной катего­рии.

Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Должность социального педагога на сегодняшний день офи­циально установлена в учреждениях двух ведомств — образо­вания и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи долж­ность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского твор­чества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное распи­сание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых ди­намично развивается: дошкольные образовательные учрежде­ния; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специаль­ные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения на­чального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» уста­новлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Факти­чески эта должность может вводиться во всех социальных уч­реждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может рабо­тать социальный педагог, основанная на их ведомственной при­надлежности, включает:

— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спец­
больницы для психически больных детей, детей-наркоманов,
санатории для детей и др. );

- учреждения социальной защиты населения (центры соци­ального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные цен­тры для несовершеннолетних, центры помощи детям, остав-


шимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др. ); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, спе­цинтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные коло­нии, ювенальные суды для подростков, которые в России дела­ют свои первые шаги, и др. ).

В зависимости от условий региона (села, города, района горо­да и др. ) учреждения, оказывающие помощь детям, могут но­сить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др. ). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первич­ную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо ин­формированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направля­ется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (уч­реждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабили­тации детей, не получивших общего и профессионального обра­зования, и др. ).

Учреждения, в которых должны работать социальные педа­гоги, могут носить государственный, общественный или обще­ственно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата опре­деляются едиными, общими для всех нормативными докумен­тами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образо­вания при присвоении им квалификационных категорий; дол­жностными окладами и ставками заработной платы, установ­ленными государством).

В общественных или общественно-государственных учрежде­ниях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирую­щими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об об­щественных объединениях», законом РФ «О благотворитель­ной деятельности и благотворительных организациях», квали­фикационной характеристикой учреждения, уставом или поло-

2*


жением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и став

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...