Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 5




Вопросы для самоконтроля

1. Каковы объект и предмет исследования социальной педагогики?

2. В чем особенности развития социальной педагогики в России?

3. Каковы исторические этапы развития социальной педагогики как
науки за рубежом?

4. Какова взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы?

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

2. Григорьев С. И.. Демина Л. Д. Психолого-социологические основы
социальной педагогики. — Барнаул, 1996.

3. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. —
М., 1988.

4. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она
нужна? Как она делается? — Волгоград, 1996.

5. МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

6. Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. — СПб, 1997.

7. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной
работы: Учеб. пособие. — М., 1997.

ЛЕКЦИЯ 5

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ

Понятие о развитии ребенка. Биологические факто­ры. Социальные факторы. Влияние среды на развитие ребенка.

Понятие о развитии ребенка

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внут­ренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но


и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др. ) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторон­ними людьми и пр. ), проявляя при этом присущую ему актив­ность. Это содействует приобретению им определенного соци­ального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, веду­щим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем малень­кий ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яр­кие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только пос­ле того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале веду­щую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности — предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на дей­ствия с ними, которые он копирует у взрослых, — так формиру­ется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную дея­тельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжет-но-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на реше­ние двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою оче­редь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

По ведущим видам общения и деятельности детей психоло­ги выделяют такой возрастной ряд: непосредственно-эмоцио-


нальное общение (младенческий возраст), предметно-манипу-лятивная деятельность (ранний возраст), ролевая игра (дош­кольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (подростковый воз­раст), учебно-профессиональная деятельность (ранний юношес­кий возраст).

С рождения и на протяжении всего периода взросления пос­ледовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечи­вают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий за­висит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающего­ся человека, а также от мастерства воспитателя, который вли­яет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противо­речия, которые возникают между возрастающими потребностя­ми ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социальное и биологическое в человеке — не две параллель­ные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой лич­ности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так мно­гообразны, что исследователи в основе развития ребенка выде­ляют два важнейших фактора — наследственность и среду, ко­торые являются и источниками, и условиями развития. В про­цессе развития человека они вступают в сложные взаимоотно­шения и взаимодействия.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен­ностью понимается передача от родителей к детям определен­ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, челове-


 


70              71


ческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличаю­щие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование опреде­ленных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физио­логии и психологии, врожденными у человека являются не го­товые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято назы­вать одаренностью, или талантом.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд бо­лезней и патологий, которые могут носить наследственный ха­рактер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицин­ская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отри­цательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — заг­рязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатыва­ются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специаль­но подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, не­похожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому спе­циальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, исполь­зуя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осяза-


ние. Вместе с тем, как отмечает А. В. Суворов — человек, сле­пой и глухой, но научившийся говорить, защитивший доктор­скую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким детям, «слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроско­пической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ниче­го не делает» Ч

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно­сти мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепля­ют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понима­нии они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превра­щение биологического индивида в социального субъекта проис­ходит в процессе социализации человека, его интеграции в об­щество, в различные типы социальных групп и структур по­средством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социаль­но значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, ус­ваиваются основные социальные нормы и отношения, форми­руется мотивация социального поведения. Если образно пред­ставить этот процесс как строительство дома, то именно в дет­стве происходит закладка фундамента и возведение всего зда­ния; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и разви­тия, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс реша­ющее влияние посредством самых разных социальных факто­ров.

Различают макро- (от греч. таЬгоз «большой»), мезо- (тевоз «средний») и микро- (тИсгоз «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние ми-

Суворов А. И. Школа взаимной человечности. — М., 1995. — С. 36.


 




ровые, планетарные процессы — экологические, демографичес­кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических устано­вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви­вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника­ции и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и многое, многое другое, что состав­ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко­тором находится ребенок и в непосредственный контакт с кото­рым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Если представить эти факторы в виде концентрических ок­ружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, предна­меренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др. ); однако очень многие фак­торы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и сти-



хийное воздействие может быть как положительным, так и от­рицательным, негативным.

Макрофакторы

Мезофакторы

 
Микрофакторы

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основ­ном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом ос­военная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» -освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребен­ка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. По­этому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установ­ки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей раз­ных наук — социологов, психологов, педагогов, которые пыта-


ются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит кор­нями в дореволюционную педагогику. Еще К. Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди наро­да, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах... »1. Другие выдающиеся психологи и педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др. ) также показывали значимость среды для развития ребенка. А. Ф. Лазурский, например, считал, что бедно одаренные индивидуумы обычно подчиняются влияниям среды, натуры же богато одаренные сами стремятся активно воздействовать на нее.

В начале XX века (20-30-е годы) в России складывается це­лое научное направление — так называемая «педагогика сре­ды», представителями которого были такие выдающиеся пе­дагоги и психологи, как А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский, М. С. Иорданский, А. П. Пинкевич, В. Н. Шульгин и многие дру­гие. Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием. Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые отстаивали необходимость приспособления ребенка к той или иной среде, другие счита­ли, что ребенок в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рас­сматривать личность и среду ребенка в единстве их характери­стик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как еди­ную систему влияние на ребенка. Были и другие точки зрения. Но важно то, что проводились глубокие и основательные ис­следования среды и ее влияния на становление и развитие личности ребенка.

Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастнаясреда», «товарищескаясреда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.

Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, а само понятие «среда» на дол­гие годы было дискредитировано и ушло из профессиональной

1 Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11т. Т. 8. —М., 1950. — С. 38. 76


лексики педагогов. Главным институтом воспитания и разви­тия детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно шко­ле и ее влиянию на развитие ребенка.

Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. ) в связи с изучением школьного коллектива, обладающего признаками сложно орга­низующихся систем, функционирующих в разных средах. Сре­да (природная, социальная, материальная) становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются раз­личные виды сред: «учебная среда», «внешкольная сред а учени­ческого коллектива», «домашняясреда», «средамикрорайона», «среда социально-педагогического комплекса» и др.

В конце 80-х — начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс. Этому во многом способствовало и выделение в самостоятель­ную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

Влияние среды на развитие ребенка

В социальной педагогике социум, социальная среда рассмат­ривается прежде всего с точки зрения процесса включения ре­бенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.

С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда — это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать челове­ку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характе­ризуются особой системой отношений и правил, распространя­ющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной сто­роны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может прини­мать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же чело-


 


Социальный статус (врожденный, приобретенный)


Член семьи

Член коллектива


Наркоман


века во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая по­зиция человека в обществе, характеризующаяся определенны­ми правами и обязанностями, в социологии называется соци­альным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус чело­века может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Дру­гие же определяются тем, чего человек добился в обществе са­мостоятельно, благодаря собственным усилиям. Например, ста­тус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.

Статус определяет поведение человека в обществе в том смыс­ле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не про­сто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. То есть человек как бы вынужден играть определенную роль. Поэтому такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако слож­ность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат обще­ственным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становле­ния и развития ребенок может осваивать как позитивные соци­альные роли, так и негативные.

Для наглядности представим сказанное в виде схемы (стр. 79).

К позитивным ролям следует отнести прежде всего роль чле­на семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а также зна­комится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в про­цессе своего развития, — это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных органи-


 

 

 

 

      Потребитель                                  

                             Гражданин                            Вор

                                                                                 

 

зациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и мно­гое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку обще­ство, ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная роль — быть гражданином своего отече­ства, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом сво­ей родины. Могут быть и другие социальные роли, которые ос­ваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образова­ния. Есть и другие позитивные социальные роли, которые ус­ваивает ребенок в процессе взросления.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще все­го это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей-попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воров­ством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и не­которые другие социальные роли негативного характера.


 


Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечи­вает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптиро­ваться к каждой новой для него ситуации или позиции на про­тяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособле­ния индивида к условиям социальной среды называется соци­альной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как из­вестно, происходит в трех основных сферах: деятельности, обще­ния и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит рас­ширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее ос­мысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расши­рение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овла­дение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адапта­ции ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индиви­дуального развития личности у ребенка постепенно формируе­тся другая объективная потребность — проявить себя, свою ин­дивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности прояв­ляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты непов­торимости, уникальности.

Социальное развитие ребенка, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладе­ния социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуали­зации (приобретения самостоятельности, относительной авто­номности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается рав­новесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведе­ния, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой зна-                                                                                                      80


чимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности и среды.

Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную груп­пу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

Так, если не происходит процесс адаптации ребенка к груп­пе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личност­ной деформации.

Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъяв­лять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потреб­ностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием.

В течение последних десяти лет в педагогике и других соци­альных науках широко обсуждается вопрос о соотношении по­нятий «социализация» и «воспитание». Особое внимание при­ковано к этой проблеме в связи с изменением идеологии госу­дарства (отказом от коммунистической идеологии), пересмот­ром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Есть и другие точки зрения. Однако бесспорным для всех является то, что воспитание — один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.

В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нрав­ственных качеств личности, тем самым влияющий на социали­зацию ребенка. Являясь составной частью влияния социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот про­цесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществля­ется сознательно настроенными на него или специально подго-

 

товленными для этого людьми: родителями, учителями, воспи­тателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, вли­яющих на социализацию ребенка — среды, в которой он нахо­дится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В про­цессе воспитания учитывается также индивидуальная самобыт­ность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспита­ние занимает вполне определенное место среди других соци­альных факторов и не может их ни заменить ни исключить.


Самовоспитание


Воспитание


Другой вопрос, что влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и раз­витие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое раз­витие. Это можно представить в виде двух соединенных верши­нами пирамид, представленных на схеме:

Основанием первой пирамиды является воспитательное воз­действие на ребенка с его рождения. Постепенно это воздействие ослабевает, однако набирает силу другой процесс — самовоспи­тание, более активной становится осознанная самостоятельная деятельность ребенка по совершенствованию своей личности, саморазвитию и самореализации, способствующая его самосто­ятельной интеграции в общество. Известно, что потребность в самовоспитании — высшая форма развития личности, которая                                                  82


предопределяется ведущими личностными качествами челове­ка и обеспечивает ему позицию субъекта социализации. Поэто­му роль воспитателя начинает снижаться. Зато на первый план выдвигаются мотивы, идущие непосредственно от самого чело­века. Согласно нашей модели, человек будет стремиться к осно­ванию второй пирамиды, достичь которой ему вряд ли сужде­но, поскольку процесс самовоспитания длится почти всю

жизнь.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного вли­яния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др. ) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выгот­ский), т. е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем сво­боднее и независимее от нее становится ребенок.

Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребен­ком искажается в результате негативного — стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации таких детей также происходит преж­де всего через воспитание, посредством которого осуществляе­тся целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного про­цесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособ­ление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешно­му приспособлению ребенка к условиям социальной среды, т. е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае не-


обходима социальная реабилитация ребенка, которая предус­матривает применение специальной системы мер, направлен­ных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.

Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме дол­жна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблю­дается другое явление — дезадаптация, тогда возникает необ­ходимость в социальной реабилитации ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...