Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Турник; 27 - рукоход; 28 - качели детские; 29 - игровая скульптура; 30 - галька и камни; 31 - ливнесток




откосы, ступени, стенки не спускаются, не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, про­бивают в ней вход, как река пробивает вход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульп­турность «каменной реки».

Обилие точек обзора, возможность замаскировать не­выразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени - все эти достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора.

Наиболее распространенные функциональные эле­менты обработки рельефа - террасы, лестницы, панду­сы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и ди­зайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешехо­дов, общей композицией пространства. Вторая задача -проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.

Методика проектирования лестниц под открытым небом существенно отличается от создания их в инте­рьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как пра­вило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина про­ступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц дол­жен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лест­ница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом (рис.2.37; 2.38, в на цветной вкладке).

При значительных перепадах рельефа для закреп­ления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д. (рис. 2.29).

Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валу­нов и плоского плитняка. Устройство подпорных сте­нок из монолитного железобетона или бетонных бло­ков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30°. Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фак­турой поверхности, цветом, возможное их сочетание.

С пластикой рельефа неразрывно связана «одежда» земли - покрытия. Серому, унылому и небезвредному при солнечном перегреве асфальту все чаще противо­поставляются другие материалы. Очень распростране­ны бетонные плитки размером 50x50 см. Из других видов покрытий можно назвать шестигранные, прямоу­гольные плитки, бетонную и каменную «брусчатку» (рис.2.40, а,б на цветной вкладке).

Отмечая как положительные, так и негативные сто­роны применения бетонных плиток, в том числе и типа «бессер» (которая на определенном этапе явно «выру­чила» практику городского благоустройства), совершен­но

Рис. 2.37. Лестница и подпорная стенка на крутом склоне

очевидно, что даже самый эффективный стандарт­ный элемент покрытия при массовом применении и ограниченных колористических возможностях привно­сит со временем черты типизации в городскую среду. В значительной мере названную проблему сможет преодолеть и успешно решить внедряемый в Белару­си декоративный печатный бетон - совершенно новый материал, позволяющий покрывать поверхность любой формы и конфигурации, имеющий широкую цветовую палитру, обилие рисунков и фактур, имитирующих раз­личные природные материалы для мощения. Нельзя от­рицать ценность естественных материалов - гранита, мрамора и др., которые, однако, дороги для массового строительства.

Новые технологии устройства декоративных бетон­ных покрытий английской компании «Creative Impres­sions» делают первые шаги в Беларуси. Декоративные бетонные покрытия, передающие качества природного материала, имеют по сравнению с ним невысокую стои­мость. Помимо эстетических качеств декоративный бетон новой технологии обладает и ценными утили­тарными свойствами. В отличие от асфальта и бетон­ной плитки он устойчив к воздействию агрессивных сред, на нем не остается трудновыводимых следов от бензина, масел, растворителей. Декоративный печатный бетон легко моется, выдерживает перепады температур от -50 до +50°С и более 300 циклов «замораживание - оттаивание», не скользит под ногами и колесами, не выцветает, обладает стопроцентной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Кроме того, декоративный бетон имеет высокую сопротивляемость давлению и ис­тиранию, более чем в пять раз превышающую характеристики обычного бетона (рис.2.39, а-д на цветной вкладке).

В Беларуси технология печатного (штампованно­го) бетона нашла применение при благоустройстве тер­ритории санатория-профилактория «Сосны» на оз. Нарочь, внутреннего двора Министерства внутренних дел республики, центральной трибуны стадиона «Динамо» в Минске.

Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дорожек, тротуаров, площадок сле­дует не только с точки зрения пешехода в буквальном смысле, т.е. с уровня его взгляда, но учитывая, что по­верхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных до­мов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д. Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (различные почвопокровные растения, цветы), можно достигнуть боль­шого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно». Мощение, декоративные покрытия несут в себе и эстетическую, и утилитарную информацию (направление потоков пешеходов, разгра­ничение пешеходного и транспортного движения, вы­деление автостоянок и других зон).

Архитектурное решение поверхности земли долж­но подчеркивать композицию застройки, размещение мо­нументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать за­вершенность градостроительного ансамбля. Среда со­временного города насыщена многочисленными и раз­нородными элементами городского дизайна (светиль­ники, указатели, уличная мебель и т.п.). Связать все это воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения.

Часто возникающая перед архитекторами задача -выбор приемов охраны деревьев при изменении рель­ефа. При понижении и повышении уровня земли воз­можны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинако­во вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола. Поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде ес­тественного холма или создать подпорную стенку. При повышении отметок у дерева создается «сухой коло­дец», который закрывается чугунной или бетонной ре­шеткой или засыпается крупной галькой, не препят­ствующей проникновению воздуха и влаги (рис. 2.41). Нередко меры по охране ценных деревьев прихо­дится предпринимать и без изменения уровня поверх­ности земли. На плоской площадке при новых функци­ях деревья могут оказаться в зоне активного пешеход­ного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вы­таптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режима корневой системы дерева. Предохраняющие приемы раз­нообразны - декоративные решетки и ограждение, по­крытие из крупной гальки, и др. (рис. 2.42, а-д на цвет­ной вкладке).

В ландшафтном проектировании выделяются два уровня задач: создание городских или загородных вод­ных систем и детальное водное благоустройство.

Использование композиционных возможностей воды в ландшафтном проектировании имеет широкий диа­пазон. При формировании городского ландшафта вдоль акваторий образуются разнообразные панорамы, исполь­зуется прием раскрытия на воду, сильное композицион­ное средство - эффект отражения в воде.

При детальной работе с водой у архитектора и ин­женера-гидротехника возникают, в свою очередь, две группы ландшафтных задач - преобразование есте­ственных водоемов и водотоков (озера, реки, ручья) путем их благоустройства и привнесения архитектур­ных деталей (набережные, спуски, мостики и т.п.) и создание новых (водохранилища, пруды, каналы, каска­ды и пр.). Береговая линия закрепляется в виде есте­ственного одернованного откоса, в который для живо­писности вкрапливаются камни-валуны, почти незаметной лентой бетона или с помощью деревянных свай и брусьев.

Водное зеркало может стать важной составляющей «наземных панно». Небольшие декоративные бассейны, фонтаны, каскады - детали, обогащающие фрагменты среды населенных мест.

Бассейн - плоский декоративный водоем четких гео­метрических очертаний или имеющий живописную ли­нию контура. Основная композиционная задача созда­ния бассейнов - подчеркнуть и усилить эффект отра­жения зеркала воды, декоративность дна бассейна. Бас­сейны сочетаются

Рис. 2.41. Методы сохранения деревьев при изменении рельефа (по Л.С.Залесской):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...