Турник; 27 - рукоход; 28 - качели детские; 29 - игровая скульптура; 30 - галька и камни; 31 - ливнесток
откосы, ступени, стенки не спускаются, не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, пробивают в ней вход, как река пробивает вход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульптурность «каменной реки». Обилие точек обзора, возможность замаскировать невыразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени - все эти достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора. Наиболее распространенные функциональные элементы обработки рельефа - террасы, лестницы, пандусы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и дизайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешеходов, общей композицией пространства. Вторая задача -проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами. Методика проектирования лестниц под открытым небом существенно отличается от создания их в интерьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как правило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина проступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц должен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лестница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом (рис.2.37; 2.38, в на цветной вкладке). При значительных перепадах рельефа для закрепления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д. (рис. 2.29).
Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валунов и плоского плитняка. Устройство подпорных стенок из монолитного железобетона или бетонных блоков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30°. Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фактурой поверхности, цветом, возможное их сочетание. С пластикой рельефа неразрывно связана «одежда» земли - покрытия. Серому, унылому и небезвредному при солнечном перегреве асфальту все чаще противопоставляются другие материалы. Очень распространены бетонные плитки размером 50x50 см. Из других видов покрытий можно назвать шестигранные, прямоугольные плитки, бетонную и каменную «брусчатку» (рис.2.40, а,б на цветной вкладке). Отмечая как положительные, так и негативные стороны применения бетонных плиток, в том числе и типа «бессер» (которая на определенном этапе явно «выручила» практику городского благоустройства), совершенно
Рис. 2.37. Лестница и подпорная стенка на крутом склоне очевидно, что даже самый эффективный стандартный элемент покрытия при массовом применении и ограниченных колористических возможностях привносит со временем черты типизации в городскую среду. В значительной мере названную проблему сможет преодолеть и успешно решить внедряемый в Беларуси декоративный печатный бетон - совершенно новый материал, позволяющий покрывать поверхность любой формы и конфигурации, имеющий широкую цветовую палитру, обилие рисунков и фактур, имитирующих различные природные материалы для мощения. Нельзя отрицать ценность естественных материалов - гранита, мрамора и др., которые, однако, дороги для массового строительства.
Новые технологии устройства декоративных бетонных покрытий английской компании «Creative Impressions» делают первые шаги в Беларуси. Декоративные бетонные покрытия, передающие качества природного материала, имеют по сравнению с ним невысокую стоимость. Помимо эстетических качеств декоративный бетон новой технологии обладает и ценными утилитарными свойствами. В отличие от асфальта и бетонной плитки он устойчив к воздействию агрессивных сред, на нем не остается трудновыводимых следов от бензина, масел, растворителей. Декоративный печатный бетон легко моется, выдерживает перепады температур от -50 до +50°С и более 300 циклов «замораживание - оттаивание», не скользит под ногами и колесами, не выцветает, обладает стопроцентной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Кроме того, декоративный бетон имеет высокую сопротивляемость давлению и истиранию, более чем в пять раз превышающую характеристики обычного бетона (рис.2.39, а-д на цветной вкладке). В Беларуси технология печатного (штампованного) бетона нашла применение при благоустройстве территории санатория-профилактория «Сосны» на оз. Нарочь, внутреннего двора Министерства внутренних дел республики, центральной трибуны стадиона «Динамо» в Минске. Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дорожек, тротуаров, площадок следует не только с точки зрения пешехода в буквальном смысле, т.е. с уровня его взгляда, но учитывая, что поверхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных домов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д. Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (различные почвопокровные растения, цветы), можно достигнуть большого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно». Мощение, декоративные покрытия несут в себе и эстетическую, и утилитарную информацию (направление потоков пешеходов, разграничение пешеходного и транспортного движения, выделение автостоянок и других зон).
Архитектурное решение поверхности земли должно подчеркивать композицию застройки, размещение монументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать завершенность градостроительного ансамбля. Среда современного города насыщена многочисленными и разнородными элементами городского дизайна (светильники, указатели, уличная мебель и т.п.). Связать все это воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения. Часто возникающая перед архитекторами задача -выбор приемов охраны деревьев при изменении рельефа. При понижении и повышении уровня земли возможны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинаково вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола. Поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде естественного холма или создать подпорную стенку. При повышении отметок у дерева создается «сухой колодец», который закрывается чугунной или бетонной решеткой или засыпается крупной галькой, не препятствующей проникновению воздуха и влаги (рис. 2.41). Нередко меры по охране ценных деревьев приходится предпринимать и без изменения уровня поверхности земли. На плоской площадке при новых функциях деревья могут оказаться в зоне активного пешеходного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вытаптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режима корневой системы дерева. Предохраняющие приемы разнообразны - декоративные решетки и ограждение, покрытие из крупной гальки, и др. (рис. 2.42, а-д на цветной вкладке). В ландшафтном проектировании выделяются два уровня задач: создание городских или загородных водных систем и детальное водное благоустройство. Использование композиционных возможностей воды в ландшафтном проектировании имеет широкий диапазон. При формировании городского ландшафта вдоль акваторий образуются разнообразные панорамы, используется прием раскрытия на воду, сильное композиционное средство - эффект отражения в воде.
При детальной работе с водой у архитектора и инженера-гидротехника возникают, в свою очередь, две группы ландшафтных задач - преобразование естественных водоемов и водотоков (озера, реки, ручья) путем их благоустройства и привнесения архитектурных деталей (набережные, спуски, мостики и т.п.) и создание новых (водохранилища, пруды, каналы, каскады и пр.). Береговая линия закрепляется в виде естественного одернованного откоса, в который для живописности вкрапливаются камни-валуны, почти незаметной лентой бетона или с помощью деревянных свай и брусьев. Водное зеркало может стать важной составляющей «наземных панно». Небольшие декоративные бассейны, фонтаны, каскады - детали, обогащающие фрагменты среды населенных мест. Бассейн - плоский декоративный водоем четких геометрических очертаний или имеющий живописную линию контура. Основная композиционная задача создания бассейнов - подчеркнуть и усилить эффект отражения зеркала воды, декоративность дна бассейна. Бассейны сочетаются
Рис. 2.41. Методы сохранения деревьев при изменении рельефа (по Л.С.Залесской):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|