Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

а, б - охрана деревьев при повышении отметок уровня земли; в, г - охрана деревьев при




Понижении отметок

Рис. 2.43. Устройства для водных растений (конструк­тивные схемы):

1 - цементная стяжка; 2 - бетон; 3 - буто­вый камень; 4 - утрамбованная глина; 5 - песок; 6 - пленка; 7 - гравий; 8 - грунт

 

с небольшими фонтанами или деко­ративными композициями из водных растений, мелкой пластикой. Типологическое и композиционное разно-образце водных устройств подтверждает рис. 2.44, а-к на цветной вкладке.

Фонтан - декоративное водное устройство, состоя­щее из чаши (бассейна) или другого водосборника и одной или многих трубок, из которых под давлением бьют струи воды. Фонтаны часто украшаются также скульптурой. Широко известны водно-скульптурные ан­самбли Петродворца, Версаля и других памятников са­дово-паркового искусства. Масштаб водных устройств определяется их местом в городском или загородном ландшафте. Так, бульвар в Ереване, созданный в озна­менование 2750-летия города, представляет собой вод­ный партер из пяти водоемов, в каждом из которых бьет по 550 струй. Особой разновидностью являются цветомузыкальные фонтаны, композиционная основа ко­торых - синхронное взаимодействие бьющей струями воды, света, цвета и музыки.

Из мелких водных устройств наиболее многочис­ленны и разнообразны питьевые фонтанчики, выпол­няемые из различных материалов. Это может быть про­стейшее устройство в виде родничка среди группы ва­лунов или сложное фонтанное устройство со скульп­турой.

Водные источники иногда оформляют в виде грота - искусственного паркового сооружения, создаваемого по подобию естественных гротов в скалах. Гроты в про­шлом были широко распространены в качестве малой архитектурной формы в парках романтического стиля.

Каскад - естественный или искусственный водо­пад, низвергающийся уступами. В садово-парковом ис­кусстве каскад представляет собой систему водопадов, создаваемых с помощью расположенных на разных уров­нях водоемов. Каскады могут иметь как богатое архи­тектурное решение (Петродворец, итальянские виллы эпохи Возрождения и др.), так и скромные, почти при­родные формы из естественного камня, например на небольшом ручье в гуще зелени парка (парк Софиевка в Умани). В Минске в виде декоративного каскада оформ­лен сброс воды между водохранилищами Крыница и Дрозды, большое число каскадов создано в Слепянской водно-парковой системе (рис. 4.8, а-д на цветной вклад­ке). Интересен многоступенчатый каскад в зоне пере­сечения водной системы с проспектом Франциска Ско-рины. Каскад сочетается с водоемом со струйным фон­таном.

Парковый канал - водно-парковый элемент линей­ного типа. Его основная функция - подача воды к фон­танным и каскадным устройствам, связь системы пру­дов и других водоемов. Дополненные видовыми пло­щадками, спусками к воде, мостовыми переходами, чи­сто декоративными элементами, каналы играют важ­ную роль в формировании художественных качеств пар­кового ландшафта.

Интересен пример устройства в пригородной зоне Минска канала для водного слалома, совмещающего спортивные функции с техническими. Первоначально он был задуман при реконструкции Заславльского во­дохранилища в качестве второго водовыпуска (рис. 2.44, к на цветной вкладке).

Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудо­вание, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.

Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элемен­тами, являются: устройства для растений - трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура, элементы водных устройств - спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа - лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.

Для композиции садовой мебели, оборудования иг­ровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окру­жением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении (формован­ная «зеленая скульптура» на поляне в парке), природ­ный объект в окружении городской застройки (зеле­ная скульптура или дерево-скульптура на замощенной площади), декоративная пластика или информационный знак в лесопарке, сквере или на административной пло­щади города и т.д.

В качестве общих композиционных принципов со­здания малых архитектурных форм следует выделить контраст, нейтральность или подчинение ландшафтной среде. Выделяются два аспекта: когда одна и та же ма­лая архитектурная форма соотносится с различной сре­дой, и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких пластмасс, контрастно по отношению к среде лесопарка, нейтрально и уместно на улице современного города, подчинено общему стилю окружения на выставке по промышлен­ной эстетике, то для скамьи из слегка обработанного дерева по отношению к названным средам выстраивает­ся обратный ряд: подчинение, нейтральность, контраст. Если сказать точнее, то скамья из естественного дерева сливается с окружением в лесопарке и контрастна не только на территории выставки современного дизайна, но и на городской улице. Рассмотрим еще ряд приме­ров. Контрастны, нейтральны или композиционно под­чинены ландшафтной среде могут быть, например, павильоны автобусных остановок на дороге, проходящей через ценные живописные ландшафты. Контрастны свое­образные бетонные «скорлупки» или яркие по цвету, броские по форме конструкции из синтетических мате­риалов, нейтральны или даже подчинены сооружения из камня, дерева и других естественных материалов с использованием в композиции мотивов народного зод­чества.

Нельзя не учитывать, на каком фоне будет воспри­ниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтаж­ная застройка), на композиционную организацию како­го пространства (большого или малого) она рассчита­на, на каком основании будет поставлена (газон, бетон­ное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза заду­мана для цветов, то ее автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.

Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путем художествен­ной стилизации, или прямым копированием, подража­нием. Во втором случае объекты, как правило, испыты­вают в естественном пейзаже «реакцию отторжения».

В современной практике создания малых архитек­турных форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: индустриализация произ­водства и сборность; создание индивидуальных малых форм из традиционных строительных материалов - дерева, камня, монолитного бетона и др.

В первом направлении наиболее прогрессивным можно считать унификацию не законченных изделий, а отдельных элементов, номенклатура которых допуска­ет комбинационную сборку, а, следовательно, потенци­ально содержит в себе возможность «приспособляемо­сти» к среде через многовариантность. Основной прин­цип - создание максимального количества типов гото­вых изделий из минимального числа элементов.

Типизация не исключает использование индивиду­альных малых архитектурных форм. Однако в художе­ственном отношении острой проблемой остается поиск разумного соотношения стандартного и

Рис. 2.45. Малые архитектурные формы для растений: а - пергола; б - трельяж;

в - жардиньерка; г – ваза

индивидуаль­ного, ограничение произвольного тиражирования пос­ледних; использование синтетических материалов и соответствующий поиск новых форм (рис. 2.45; 2.46 -2.49 на цветной вкладке).

Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений - перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др. Они являются не только декоративными элемента­ми, но и имеют функциональное значение, организуя места отдыха в парках, садах, на пешеходных путях, осо­бенно в южных районах, где постоянной заботой в орга­низации пространства под открытым небом является создание тени. (В XVIII -XIX вв. распространена была «окказиональная» архитектура - недолговечные соору­жения - триумфальные арки, балдахины, беседки, укра­шенные зеленью и цветами. Эти малые формы исполь­зовались во время религиозных и светских обрядов и празднеств.)

Пергола по конструкции и материалу может быть различной - каменные столбы и деревянные балки по ним, вся деревянная или металлическая. На юге рас­пространены арочные аллеи, увитые вьющимися расте­ниями. Нередко вьющиеся растения высаживают у опор уличного освещения.

Трельяж - деревянная решетка или иная ажурная конструкция из других материалов, применяемая, как и пергола, в качестве основы для вертикального озелене­ния. Трельяжи используются для функционального и композиционного разграничения пространства, выделе­ния мест отдыха и пр.

Понятия «скульптура в пленэре», «парковая скульп­тура» ассоциативно связываются прежде всего с извес­тными дворцово-парковыми комплексами. Там скульп­тура - произведение пластического искусства и не­отъемлемый элемент архитектурного ансамбля. В наше время пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мра­мора и бронзы, абстрактные композиции из керамики

и металла, функциональная (игровая) скульптура из бетона, почти природные формы из дерева и камня.

Какова же композиционная обусловленность скульп­туры и архитектурно-ландшафтной среды? При выяв­лении взаимосвязи «скульптура - среда под откры­тым небом» начинают размываться границы между сфе­рами деятельности архитектора, скульптора, дизайне­ра и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза искусств (рис. 2.50, 2.51 на цветной вкладке).

Скульптура в пленэре под влиянием изменчивости цветовой и световой среды обнаруживает новые каче­ства, которые не проявляются в закрытом помещении. Использование декоративных свойств материала и осо­бенностей его обработки - один из художественных резервов пластического искусства. Все чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что орга­ничнее всего вписывается в природу природное.

В современном городе взаимосвязи человека с его окружением и сама структура урбанизированной сре­ды усложняются. Постоянно находясь в окружении мно­гоэтажной застройки, горожанин все больше утрачива­ет связь с живой природой и чувство сомасштабности своему окружению. Поэтому столь существенное зна­чение приобретает эстетика деталей городского ланд­шафта, воспринимаемых наиболее близко и создающих необходимый гармоничный переход от масштаба чело­века к масштабу сооружений. И не случайно мы наблю­даем ощутимое перемещение центра творческих инте­ресов к архитектуре поверхности земли и в целом - к ландшафтному дизайну открытых пространств города, их оборудованию, к детальному ландшафтному проекти­рованию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...