Глава 2. Привлечение и использование иностранной рабочей силы
Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а работник имеет право на осуществление трудовой деятельности при наличии разрешения на работу. Территориальные органы Федеральной Миграционной Службы России оформляют и выдают разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдается в течение 30 календарных дней со дня приема документов, при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ. В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Федерального закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС следующие документы: ) заявление о выдаче разрешения на временное проживание; ) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; ) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; ) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание. ) медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188 (в ред. от 01.02.2005) «О перечне инфекционных заболеваний представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдачи либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, разрешения на работу в Российской Федерации»;
) сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); ) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого работника; ) копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта. Сохраняется внутренняя противоречивость российского законодательства в сфере регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, причем коллизии наблюдаются и в системе правовых актов федерального и регионального уровня, и между различными правовыми актами одного уровня публичной власти, а подчас и в рамках одного федерального закона. Наблюдается отставание темпов развития российского законодательства от характера и динамики соответствующих отношений, что приводит к пробелам в их правовом регулировании. В ряде случаев нарушается внутрисистемная согласованность правовых норм. Во многом такое положение обусловлено отсутствием общей государственно-правовой стратегии регулирования миграционных отношений, которая должна затрагивать, в том числе и концепцию регулирования порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Иностранная трудовая миграция в России тесно связана с демографическими процессами внутри страны. Потребность в эмигрантах определяется уровнем развития, как населения, так и экономики в целом. Низкий уровень рождаемости, наряду с высокой смертностью, обостряют проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами всех отраслей страны. Согласно абзацу 2 п.4 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иностранный гражданин имеет право на осуществление трудовой деятельности только при наличии разрешения на работу. Данное ограничение, за исключением отдельных категорий, касается только иностранных граждан временно пребывающим на территории РФ. Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам экспертов, к 2009 - 2011 гг. внешняя трудовая миграция стала неотъемлемым фактором устойчивого экономического развития России. Успешное развитие ряда отраслей экономики не представлялось возможным без использования иностранной рабочей силы. Например, в строительной отрасли существенный прирост объемов производства во многом был обеспечен именно за счет привлечения труда иностранных работников. Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах РФ, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.
Приняты ряд законов, созданы и функционируют различные комиссии и рабочие группы, так или иначе, регулирующие миграционные отношения в целом и внешнюю трудовую миграцию в частности. При этом, рассматривая вопросы в сфере внешней трудовой миграции, следует отметить, что субъектом данных правоотношений является трудящийся-мигрант, под которым в российском законодательстве понимается иностранный работник, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора. Трудовых мигрантов, легально находящихся на территории РФ, можно разделить на три категории: ) прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы; ) прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (высококвалифицированные специалисты); ) въехавшие в Россию в безвизовом порядке, с целью, найти работу по найму. Признаки внешней трудовой миграции: внешняя трудовая миграция сочетает реализацию лицом таких основных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, как право на свободный труд и право свободного выбора места пребывания или жительства; трудящийся-мигрант - это физическое лицо, которое осуществляет добровольную оплачиваемую трудовую деятельность в стране, которая не является страной его гражданской принадлежности. При этом данное лицо осуществляет трудовую миграцию в личном качестве; условия выбытия из страны проживания, допуска в страну трудоустройства рассматриваются в строго индивидуальном порядке: трудящийся-мигрант должен получить разрешение на выполнение трудовой деятельности и, как физическое лицо, осуществляет данную деятельность по трудовому договору или гражданско-правовому договору;
внешняя трудовая миграция носит срочный и возвратный характер: время пребывания мигранта в стране трудоустройства ограничено сроком контракта либо сроком выполнения конкретной работы, независимо от способа его прибытия в страну; время действия контракта также может быть ограничено законодательством. В-четвертых, выполнение трудящимся-мигрантом условий контракта регулируется самим контрактом (в соответствии с законодательством страны трудоустройства), где предусматриваются права, обязанности и ответственность сторон за нарушение условий контракта (при этом трудящийся-мигрант должен обладать определенной квалификацией для прохождения теста и отбора на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к выполняемой работе). Порядок получения иностранцем разрешения на работу зависит от того, из какой страны он прибывает. Для иностранных работников, прибывающих из стран, с которыми у России закреплен безвизовый порядок пересечения Государственной границы, установлены упрощенные правила. Они заключаются в том, что гражданам указанных государств не нужно предварительное оформление каких-либо документов для въезда в Российскую Федерацию, остальным же требуется оформление в дипломатическом представительстве рабочей визы, которая выдается на основании приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», регулирующей трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и привлекаемых гражданами РФ к работе по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с дополнениями в отношении иностранных граждан предусмотрен и упрощенный порядок въезда в Российскую Федерацию и упрощенный разрешительный порядок ведения трудовой деятельности. Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность у физических лиц при наличии патента, для получения которого иностранным гражданам необходимо представить в органы ФМС России: ) заявление о выдаче патента; ) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; ) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента; ) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. При первичном обращении за выдачей патента документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента и сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, не представляются. В Трудовом кодексе РФ как основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в Российской Федерации содержится раздел XII, состоящий из 15 глав, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем в Кодексе, не нашли своего отражения особенности регулирования труда и заключения трудовых договоров с иностранными работниками. Трудовой кодекс РФ в ст. 11, раскрывающей сферу действия трудового права, указывает только на то, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако в дальнейшем в тексте Трудового кодекса об иностранных работниках не упоминается. Особенности регулирования их трудовой деятельности установлены, по существу, в других актах. Как было отмечено, наибольшее внимание на сегодняшний день на законодательном уровне вопросам правового статуса иностранного работника, а также порядка получения разрешений на осуществление трудовой деятельности уделяется в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан». Федеральным законом от 19.05.2010 (в ред. от 03.12.2011) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ», введено новое понятие «высококвалифицированный специалист». Им является иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в России предполагают получение заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Разрешение на работу высококвалифицированным специалистам выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора с пригласившими их работодателями, но не более чем на 3 года. Этот срок может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года для каждого такого продления. Иностранные граждане, прибывшие из стран с безвизовым или визовым режимом въезда, вправе обратиться за получением разрешения на работу, т.е. за документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. Такое разрешение выдается органом миграционной службы. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину может быть отказано в выдаче разрешения на работу, а также уже выданное разрешение на работу может быть аннулировано территориальным органом ФМС России в следующих установленных законодательством случаях: ) если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; ) если иностранный гражданин финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; ) если иностранный гражданин в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; ) если иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; ) если иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; ) если иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; ) если иностранный гражданин неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; ) если иностранный гражданин выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; ) если иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев; ) если иностранный гражданин является больным наркоманией либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Эффективный правовой механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы на сегодняшний день до конца еще не создан. Такая ситуация во многом препятствует решению задачи по созданию в Российской Федерации полноценного рынка труда. Возможно, стоит расценить положительно предложения по принятию отдельного федерального закона, имеющего своим предметом исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации. Кроме того, цели привлечения иностранной рабочей силы в Россию могли бы способствовать такие отмечаемые в литературе меры, как создание системы обмена информацией о возможностях трудоустройства и последующего обустройства трудящихся-мигрантов в рамках деятельности международных организаций, соответствие взятых Российской Федерацией обязательств по социальной защите данной категории внешних мигрантов экономическим возможностям государства, четкий контроль со стороны государства за соблюдением работодателями условий привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также за соблюдением условий трудовых либо гражданско-правовых договоров, за уровнем оплаты труда иностранных работников. Сочетание отмеченных направлений совершенствования российского законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы с программно-целевым методом регулирования миграционных правоотношений, а также внедрение ряда принципов селективной миграции позволит существенно влиять на качество миграционных потоков в Российскую Федерацию. Одним из основных направлений совершенствования правового регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию остается развитие международного, в том числе регионального, сотрудничества в вопросах привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленного на разработку механизма правового регулирования внешней трудовой миграции и формирование единого рынка труда в рамках межгосударственных объединений. Для законного регулирования труда с участием иностранных граждан, нужно принять Федеральный закон, который будет всецело регулировать привлечение и использование иностранной рабочей силы, и в него следует включить в первую очередь положения которые будут содержать: систему обмена информацией о возможностях трудоустройства и последующего обустройства трудящихся-мигрантов; обязательств по социальной защите иностранных трудящихся граждан; контроль со стороны государства за соблюдением работодателями условий привлечения и использования иностранной рабочей силы; условия трудовых либо гражданско-правовых договоров, за уровнем оплаты труда иностранных работников. Тем самым, осуществлять контроль над тем, не нарушаются ли права иностранных трудящихся мигрантов, соблюдает ли российский работодатель правила, установленные на законодательном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|