Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности осуществления таможенными органами производства по делам об административных правонарушениях, стадии и формы административного производства.




Нормами КоАП РФ предусмотрены три формы осуществления производства по делам об административных правонарушениях: общий порядок (составление протокола об административном правонарушении и передача его на рассмотрение), специальный порядок (включает стадию административного расследования обстоятельств дела), а также упрощенный порядок (предусматривает назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении).

Решение о применении того или иного порядка производства принимается при обнаружении административного правонарушения лицом, уполномоченным возбуждать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении). В зависимости от этого решения дело возбуждается путем составления процессуального документа соответствующей формы (протокола об административном правонарушении, определения о проведении административного расследования, постановления-квитанции либо постановления предупреждения).

При применении общего порядка производства протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток с момента выявления нарушения. Данный документ по сути является обвинительным актом в совершении правонарушения, в нем содержатся (указываются) все доказательства факта нарушения и вины конкретного лица. После составления протокол об административном правонарушении и все имеющиеся материалы дела в течение суток направляются на рассмотрение уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении к ответственности. В случае выявления правонарушений, когда для составления протокола и в целях установления обстоятельств дела необходимо совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, применяется так называемый специальный порядок производства с назначением административного расследования. По закону оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в течение месяца с момента возбуждения дела с возможностью продления данного срока. По делам о нарушениях таможенных правил срок административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа в общей сложности до шести месяцев (по остальным делам максимальный срок расследования составляет два месяца). В процессе расследования применяются такие процессуальные действия, как изъятие, арест товаров, может проводиться экспертиза и др. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (который потом направляется на рассмотрение в общем порядке) либо выносится постановление о прекращении дела.

Согласно требованиям статей 28.6, 32.3 КоАП РФ упрощенная форма производства по делам об административных правонарушениях заключается в назначении наказания (только предупреждения или штрафа), а также исполнении решения о назначении этого наказания на месте совершения правонарушения и немедленно после его выявления при соблюдении определенных условий. Такой порядок применим только в случае выявления правонарушений, не представляющих большой степени общественной опасности, когда вина лица, привлекаемого к ответственности, очевидна и оно не отрицает ее и (в случае назначения штрафа) готово добровольно уплатить штраф. Такой порядок нацелен на обеспечение оперативности производства по делам определенной категории и позволяет принять решение по делу лицу, выявившему правонарушение, не задействуя общего достаточного сложного и длительного механизма привлечения к ответственности с передачей дела на рассмотрение специально уполномоченному на то органу (должностному лицу).

Вместе с тем, в настоящее время должностные лица таможенных органов вправе осуществлять административное производство в упрощенной форме лишь путем вынесения постановлений-предупреждений по отдельным нарушениям, санкциями которых предусмотрено наказание в виде предупреждения (взыскание штрафов по постановлениям-квитанциям не применяется). К таким нарушениям относятся деяния, предусмотренные статьей 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля) и частью 3 статьи 16.23 КоАП РФ (несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).

Административные наказания за нарушения таможенных правил — это разновидность мер административного принуждения, которыепредставляют собой установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела.

Административное наказание устанавливается в целях частной и общей превенции. Так, согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 3.2 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень мер административной ответственности, поскольку определение их видов — прерогатива федерального законодательства.

К административным наказаниям относятся (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

В отношении ЮЛ могут применяться лишь первые четыре вида административных наказаний, перечисленных выше.

Административным правонарушениям в области таможенного дела (НТП) посвящена гл.16 КоАП РФ. Проанализировав ее содержание, можно сделать вывод, что законодатель устанавливает лишь три вида мер административной ответственности за совершение таможенных правонарушений: предупреждение, штраф, конфискацию.

В целом, меры административной ответственности подразделяются на основные и дополнительные. К числу основных мер административной ответственности, назначаемых за совершение таможенных правонарушений, относятся предупреждение и административный штраф. Конфискация орудия совершения или предмета таможенного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве меры как основного, так и дополнительного административного наказания.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ, за одно таможенное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из мер ответственности, указанных в санкциях статей гл.16 КоАП РФ. Распространяя основные принципы назначения административных наказаний на сферу таможенного дела, законодатель отказывается от «принципа самостоятельности» дополнительной меры ответственности. Между тем срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таможенных правонарушений независимо от субъекта, увеличен до 1 года (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ). При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физическом или юридического лица. Предупреждение следует отличать от устного замечания, которое не является мерой наказания. В отличие от него предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения. При отсутствии вины применение к лицу даже такого мягкого вида административного наказания, как предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием недопустимости умаления человеческого достоинства или нанесения вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1, ч. 2 КоАП РФ).

Ничем предупреждение и по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Административный штраф — имущественная санкция, денежного взыскание, которое может быть выражено в величине, кратной: 1) установлении минимальной и максимальной суммы штрафа за административное правонарушение. 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения.

Так, приобретение ввезенных на таможенную территорию РФ НТП товаров и (или) транспортных средств (ст.16.21 КоАП РФ) влечет наложение адм. штрафа на граждан, должностных лиц и ЮЛ в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;

Общий порядок исчисления административного штрафа установлен ст.3.5 КоАП РФ: 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5000 рублей; для должностных лиц - 50000 рублей; для юридических лиц - 1 миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. 2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества. Под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

На практике должностные лица таможенных органов определяют свободную (рыночную) цену на основе официальной информации, до доступной всем субъектам таможенно-правовых отношений.Сумма административного штрафа за совершение таможенного правонарушения в полном объеме зачисляется в бюджет РФ.

Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается такая сумма, которая подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае, если такой день невозможно установить, — на момент обнаружения таможенного правонарушения.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве замены других видов взысканий.

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о таможенном правонарушении, выносит постановление. В случаях, предусмотренных ст.28.6 КоАП РФ, в частности, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. В случае, если административный штраф налагается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы и место жительства или место пребывания лица, привлеченного к административной ответственности, статья настоящего Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма налагаемого административного штрафа. В постановлении-квитанции о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения должна быть указана также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. (ст.32.3 КоАП).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в сфере таможенного дела состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Допуская применение конфискации, КоАП РФ, в отличие от гражданского и уголовного законодательства, не указывает на возможное применения данного вида наказания лишь в отношении собственника имущества. На практике это означает, что судья может назначить данную меру ответственности в отношении лица, совершившего таможенное правонарушение даже в том случае если орудие или предмет таможенного правонарушения не принадлежит правонарушителю на праве собственности.

Согласно КоАП РФ, конфискация назначается только в судебном порядке, причем закрепление данного положения в норме Кодекса являются логичным и обоснованным. Дело в том, что Конституционный Суд РФ не раз высказывал свою позицию о противоречии административно-правовых норм, в частности внесудебного порядка применения данного взыскания, Конституции РФ.

Конфискация в качестве меры административной ответственности может устанавливаться только КоАП РФ, а назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных санкциями статей Особенной части Кодекса.

Конфискацию следует отличать от такой меры процессуального обеспечения производства по делу о таможенном правонарушении, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10, 27.11 КоАП РФ) — в данном случае товаров и транспортных средств.

Изъятые в целях пресечения таможенного правонарушения или обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем могут быть конфискованы, возвращены владельцу либо реализованы (при реализации — уничтожены) — в зависимости от исхода дела.

Порядок исполнения данного наказания регламентирован ст. 32.4 КоАП.

Постановление по делу о таможенном правонарушении должно решить вопрос о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применена или не может быть применена такая мера административной ответственности, как конфискация. При этом вещи, не изъятые из оборота, возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства. Если вещи принадлежат к изъятым из оборота, они подлежат передаче в соответствующие организации либо уничтожаются.

Согласно ч.3 ст.3.7 КоАП РФ, не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Базируясь на принципе экономии карательных средств, законодатель не только устанавливает систему административных наказаний, но и предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших таможенное правонарушение, от административной ответственности.

К числу таких условий исходя из норм КоАП РФ и сложившейся в административно-правовой науке позиции, можно отнести: малозначительность проступка (ст.2.9 КоАП РФ); освобождение от административной ответственности ввиду ее замены на другой вид юридической ответственности; пропуск срока давности назначения административного наказания: для таможенных правонарушений он установлен в один год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Условия освобождения от административной ответственности по содержанию и правовым последствиям схожи с обстоятельствами, исключающими производство по административному правонарушению. Так, например, действуя в условиях крайней необходимости, лицо может рассчитывать на то, что впоследствии оно будет освобождено от привлечения к ответственности.

Вместе с тем природа условий освобождения от административной ответственности и обстоятельств, исключающих ответственность, различна: в первом случае деяние характеризуется малозначительностью либо особенностями правового положения субъекта правонарушения, в другом — присутствует также состав административного правонарушения, но совершается оно по причине необходимости предотвратить более серьезные вредные последствия.

Невменяемость также относится к обстоятельствам, исключающим административную ответственность. Так, согласно ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Законодательством предусмотрены также ограничения административной ответственности, связанные с личностью правонарушителя: например, в случае совершения таможенного правонарушения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в процессе привлечения его к ответственности ему не может быть назначена такая мера наказания, как штраф.

КоАП РФ устанавливает единые принципы и правила назначения административных наказаний, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение административных правонарушений, сроки давности административных наказаний и привлечения к административной ответственности и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...