4. Международная система качества: стандарты ИСО.
Сегодня в условиях расширения международной торговли, повышения качества продукции перед предприятиями весьма остро стоит проблема внедрения стандартов ИСО серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам. ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК. Существуют следующие отличия систем качества (по ИСО 9000) от комплексной системы управления качеством продукции: - ориентация на удовлетворение требований потребителя; - возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей; - проверка потребителем производства поставщика; - выбор поставщика комплектующих изделий и материалов; - сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции: - маркетинг; - организация учета и анализа затрат на качество; - прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства; - решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации. Разработаны следующие 5 стандартов ИСО серии 9000: 1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
2. ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании». 3. ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже». 4. ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». 5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания». Выделяют следующие основные цели выпуска стандартов ИСО серии 9000: ¨ укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов; ¨ достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов); ¨ оказание содействия и методологической помощи организациям различных масштабов из различных сфер деятельности в создании эффективно функционирующих систем качества. Выбор модели системы качества должен осуществляться на основе рекомендаций стандарта ИСО 9000. Критериями выбора являются, например, наличие и уровень сложности процессов проектирования (разработки) продукции, сложившийся на предприятии, производственная структура, технология и организация производства, специфические особенности продукции, экономические факторы и т. п. Стандарт ИСО 9004 является для организаций своеобразным методическим пособием по разработке и применению систем качества. Стандарт содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики основных функциональных элементов системы, определенные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в системе. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, приведены указания по проведению внутренних проверок качества, позволяющих руководству организаций оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 применим, прежде всего, для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях или для целей сертификации.
Для контрактных ситуаций, а также для целей сертификации в стандартах ИСО серии 9000 предусмотрено применение трех базовых моделей систем качества, требования к которым регламентированы в стандартах ИСО 9001, 9002 и 9003. ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации. Важно отметить, что в стандарте нет специальных упоминаний о деятельности предприятия в области маркетинга. ИСО 9001 представляет базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании при эксплуатации у потребителя. ИСО 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя. ИСО 9003 рассматривает только испытания готовой продукции и представляет систему качества как модель для обеспечения качества окончательного контроля и испытаний готовой продукции. Таким образом, ИСО 9001, как наиболее всеобъемлющий, включает в себя стандарт ИСО 9002, который, в свою очередь, включает ИСО 9003. Стандарты ИСО серии 9000 требуют, чтобы система качества была взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия и ее действие распространялось на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных потребностей. Кроме того, в стандартах ИСО серии 9000 есть ряд положений о системе качества, без которых невозможно ее внедрение и успешное функционирование.
К ним относятся следующие положения: ¨ руководство предприятия инициирует, разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему качества; ¨ в рамках общей организационной структуры четко устанавливаются функции, относящиеся к системе качества; ¨ руководство предприятия выделяет все ресурсы, необходимые для проведения политики в области качества и достижения поставленных целей; ¨ все виды деятельности, выполняемые в системе качества, документируются; ¨ система качества должна подвергаться регулярному анализу и оцениванию со стороны высшего руководства предприятия. Выполнение этих положений обеспечит создание практически на любом предприятии эффективной системы качества. Международные стандарты применяются в следующих ситуациях: 1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции сформулированы в виде применения сложных методов менеджмента, в обеспечении конкурентных преимуществ, характеристик или указана необходимость их определения; 2) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям. Поставщик должен представить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям. Это включает: ♦ подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества, в соответствии с требованиями стандарта; ♦ эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества. Особенности международных стандартов ISO 9000: 2000 заключаются в следующем: ♦ применение к управлению качеством продукции системного подхода; ♦ ориентация на потребителя; ♦ регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;
♦ управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования); ♦ документальное (желательно количественное) оформление конкретных требований; ♦ рекомендательный характер. Из обоснованных подходов к системе менеджмента в международных стандартах ISO по системам качества применено всего пять (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Процессная модель, отраженная в ISO 9000: 2000 в разделах с пятого по восьмой показывает, что потребители играют существенную роль в определении требований, являющихся входными данными. Здесь реализуется принцип TQM — фокус на Заказчика, основной смысл которого заключается в том, чтобы сформировать такую корпоративную культуру, при которой персонал осознает тот факт, что зарплату платит Заказчик, а не руководитель предприятия. Этому процессу служит еще один принцип TQM — принцип “поставщик-заказчик” внутри предприятия, который помогает исключить потери, повысить ответственность, устранить разобщенность и создать нормальный внутренний климат в коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|