Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и источники легитимности государственной власти




Оглавление

 

Введение

. Легитимность как правовая категория

Понятие легитимности государственной власти

Виды и источники легитимности государственной власти

Легитимация государственной власти

. Легальность как правовая категория

Понятие легальности(законности) государственной власти

Легализация государственной власти

.Соотношение легальности и легитимности

Легитимность и легальность государственной власти

Заключение

Список литературы

Легитимность государственный власть законность

 


 

Введение

В настоящее время тема «легальность и легитимность государственной власти» достаточно актуальна, так как представляет научный и практический интерес.Данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.

Задачей работы - рассмотрение понятий легальности и легитимности как правовой категории, а так же этих понятий на основе их соотношения. Так же хотелось бы раскрыть понятия легализации и легитимации государственной власти.

Легитимность и легальность государственной власти - близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность - это одобрение государственной власти, легальность - это соответствие государственной власти законам.

Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии и некоторым другим общественным наукам; «легальность» - это, прежде всего, юридический термин. Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует или не соответствует.

Понятие «легитимность» рассматривается в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:

.   легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);

.   легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);

.   государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).

Процессы обеспечения легитимности и легальности различны. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.

Исходя из вышесказанного, в этой работе хочется раскрыть более явно понятия легитимности и легальности государственной власти и их соотношение.

 


 

Легитимность как правовая категория

Понятие легитимности государственной власти

Легитимность - характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.

Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Легитимность- согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Термин исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной.Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.

 

Виды и источники легитимности государственной власти

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:

.   легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

.   легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

.   легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.

Традиционная легитимность. Общество признает власть, благодаря привычке и традициям повиноваться власти и установленным ранее порядкам. Традиционная легитимность в большей степени характерна для монархий. Основана на вере в священность издревле существующих порядков и властей. Традиционная власть была характерна для восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.

Харизматическая легитимность. Харизма - это качества человека, дарованные ему природой и выделяющие его среди остальных. Исторически харизматическая власть существовала в римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона и Гитлера, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Очень часто сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон или рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании необъяснимым редким даром, вызывающим сходство с религиозным преклонением.

Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от власти, сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Но если раньше понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому количеству лидеров, то в современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Легальная власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам; им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона.

В условиях легальной власти всегда существует опасность превращения бюрократии из слуг общества в своеобразную замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не произошло, следует осуществлять контроль со стороны общества над всеми уровнями чиновничества. Все это предполагает высокую политическую культуру населения.

Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.

Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Ушли в прошлое монархические режимы времен Вебера. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился и период широкого распространения харизматических лидеров. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера,

Одновременно со сказанным современная рациональная (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно, в последнем, выделяются четыре разновидности:

.   плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные;

.   авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;

.   тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;

.   режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся:

.   идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;

.   привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

.   преданность власти благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

.   в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

.   политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:традиционную, харизматическую, легальную или рационально-правовую легитимность.Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...