Соотношение легальности и легитимности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Легитимность и легальность государственной власти
В широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность. Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что легитимность власти - это . признание власти населением; . принятие власти как правомерной и справедливой; . наличие у власти авторитета в глазах населения; а легальность власти означает, что . власть имеет законное происхождение; . власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); . власть сама подчиняется закону. Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов. И так, легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти. Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и «легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический. Легитимность выступает важным фактором государственной власти. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная, справедливая и связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Успех или крах государственной власти предопределяется ее способностью представлять интересы и властные полномочия в принятии ее теми людьми, на которые она распространяется, в признании ими ее права управлять и в их согласии подчиняться. Выделяют: . легальную легитимность - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; . традиционную легитимность - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; . персональную (харизматическая) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Законность же власти отражается термином «легальность». Легальность государственной власти соотносится с признанием, допущением, поддержкой того или иного явления, института, органа, «государственного действия» правом, прежде всего основным законом.
Легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами, является важнейшим аспектом государственной власти.
Список используемой литературы Нормативный материал . Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф.- Режим доступа www.consultant.ru Книги . Общая теория права и государства [Электронный ресурс]: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. -С. 210-212. . Селютин, В.И. Теория и практика политической науки [Электронный ресурс] / В.И. Селютин. - Воронеж, изд-во им. Е.А. Болховитинова, - 2009. - С. 36- 37. . Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2006.-С.95-102. [Электронный ресурс] . Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1998. - С. 135-137. . Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти [Электронный ресурс] // Государство и право. - М.: Наука,1995, № 8. - С.65-73 . Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Электронный ресурс]: учебное пособие. Чиркин В. Е. - М.: Юристъ, 1996. - С. 112. Интернет-ресурсы . http://allpolitologia.ru/gosudarstvennaya-vlast-zakonnost-i-disciplina/#_ftnref1 . http://all-politologija.ru/ru/legalnost-legitimnost-effektivnost-politicheskoj-vlasti . http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001084/st000.shtml . http://kulturoznanie.ru/politology/legitimnost-i-legalnost-vlasti/ . http://perlaw.ru/questions/administrativnoe-pravo/chto-takoe-legitimnost-legalnost-gosudarstvennoi-vlasti . http://ugolok-studenta.ru/legalizacija-i-legitimacija-gosudarstvennoj-vlasti . http://www.pravo.vuzlib.net/book_z962_page_150.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|