Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример проектирования базы данных




Пусть требуется создать базу данных для хранения сведений о результатах сдачи экзаменов каждым студентом одного факультета за весь период обучения.

Назовем базу данных СТУДЕНТ.

 

1. Отбор атрибутов, сведения о которых должны храниться в БД

В соответствии с заданием, в БД должны храниться следующие сведения о студентах:

- номер зачетной книжки;

- фамилия, имя, отчество;

- дата рождения;

- пол;

- шифр специальности;

- название специальности;

- курс;

- номер семестра;

- название дисциплины;

- название кафедры;

- число учебных часов по дисциплине;

- оценка;

- дата сдачи экзамена.

 

 

2. Выбор системы управления базами данных (СУБД)

В последнее время широкое распространение приобрели СУБД Access, входящая в состав Microsoft office и СУБД Base, входящая в пакет программ OpenOffice. org. Обе СУБД реализуют реляционную модель данных и алгоритм создания базы данных с использования обеих СУБД практически одинаков. Имеются небольшие, непринципиальные отличия в командах. (Подробнее о командах Access и Base см.в «Методических указаниях к выполнению лабораторных работ с СУБД»).

Выбираем СУБД Access.

 

3. Проектирование схемы БД (разработка информационно-логической модели)

 

Согласно п. 1, в БД нужно хранить 15 атрибутов. Свести их в двумерную таблицу невозможно – будут повторяться записи об одном и том же студенте для разных курсов и дисциплин. Необходимо разбить атрибуты на несколько таблиц (рис. 10).

Первая таблица БД Студент имеет ключ Номер и связывается со второй таблицей Ведомость по этому ключу. Тип связей этих таблиц 1:М или (1:¥), так как каждый студент сдает много экзаменов. Таблица Ведомость имеет два ключа (составной ключ). Ключ Номер используется для связи с таблицей Студент, а ключ Дисциплина – для связи с таблицей Учебный план. Таблица Учебный пла н имеет ключ Дисциплина. Тип связей таблицы Ведомость и Учебный план 1:1.

Такое распределение всех атрибутов БД по трем таблицам обеспечивает отсутствие повторяющихся записей о каждом студенте, а наличие связей этих таблиц по ключам обеспечивает возможность обращения сразу ко всем таблицам.

4. Создание схем таблиц БД для машинных носителей (разработка логической структуры БД)

Первый этап создания базы данных в СУБД Access или Base заключается в описании структуры каждой таблицы. Следует указать имена всех полей, тип хранящейся в них информации, размер поля. Для дробных чисел нужно также установить точность (количество знаков после запятой), для данных типа Дата/Время – формат (например, краткий – 20.10.08, полный – 20 октября 2008 г.).

 

Опишем схему (структуру) таблиц СТУДЕНТ (табл. 17), ВЕДОМОСТЬ (табл. 18) и УЧЕБНЫЙ ПЛАН (табл. 19).

 

СТУДЕНТ   ВЕДОМОСТЬ
Номер 1 М Номер
Фамилия 1 Дисциплина
Имя   Семестр
Отчество   Оценка
Дата рождения   Дата сдачи
Пол    
Специальность    
Шифр специальности    
     
  Учебный план  
  Дисциплина  
  Курс  
  Число учебных часов  
  Кафедра  
       

 

 

Рис. 10

 

 

СТУДЕНТ Таблица 17

Ключ Имя поля Тип информации Размер Формат
B Номер Числовой Длинное целое -
  Фамилия Текстовый   -
  Имя Текстовый   -
  Отчество Текстовый   -
  Дата рождения Числовой Целое  
  Пол Текстовый   -
  Специальность Текстовый   -
  Шифр специальности Текстовый   -

 

ВЕДОМОСТЬ Таблица 18

Ключ Имя поля Тип информации Размер Формат
B Номер Числовой Длинное целое -
B Дисциплина Текстовый   -
  Семестр Текстовый   -
  Оценка Текстовый   -
  Дата сдачи Дата/Время - Краткий

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Таблица 19

Ключ Имя поля Тип информации Размер Формат
B Дисциплина Текстовый   -
  Курс Числовой Целое -
  Число учебных часов Числовой Целое -
  Кафедра Текстовый   -

 

Для создания структуры каждой таблицы в окне БД (рис. 11) следует щелкнуть по кнопке Создать. В окне С оздание БД выбрать Конструктор и в окне Конструктора (рис. 12) ввести имена полей и их характеристики.

 
 

 

 


Рис. 11

 

5. Заполнение таблиц БД данными

 

После того как создана и сохранена в СУБД структура каждой таблицы, необходимо заполнить эти таблицы данными. Произведем заполнение данными таблицы СТУДЕНТ (табл. 20), ВЕДОМОСТЬ (табл. 21) и УЧЕБНЫЙ ПЛАН (табл. 22).

Обратите внимание! Ключевые записи во всех таблицах должно быть одинаковыми! В противном случае при объединении этих таблиц в одну БД невозможно будет организовать к ней запросы.

 

 

 

 
 


Рис. 12

 

СТУДЕНТ Таблица 20

Номер Фамилия Имя Отчество Дата рож-дения Пол Специаль-ность Шифр специаль-ности
  Егорова Анна Ивановна   ж Системо-техника  
  Смирнова Ольга Павловна   ж Менедж-мент  
  Соболев Александр Петрович   м Сварка  
  Иванов Иван Иванович   м Экономии-ка  

 

 

ВЕДОМОСТЬ Таблица 21

Номер Дисциплина Семестр Оценка Дата сдачи
  Информатика Первый Отлично 23.01.05
  Высшая математика Второй Хорошо 08.06.05
  Физика Первый Неудовл. 25.01.06
  Философия Второй Удовл. 19.05.07

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Таблица 22

Дисциплина Курс Число учебных часов Кафедра
Информатика     информатики
Математика     математики
Физика     физики
Философия     истории и философии

 

 

6. Создание схемы базы данных

После выполнения команды Сервис-Схема Данных открываются окно Схема данных и Добавление таблицы (рис. 13).

 
 

 

 


Рис. 13

 

После щелчка по имени соответствующей таблицы, а затем по кнопке Добавить изображение таблицы появляется в окне схемы данных.

Чтобы установить связи таблиц между собой, нужно поставить указатель мыши на ключ одной таблицы и при нажатой левой клавиши мыши перенести ее указатель на ключ другой таблицы (рис. 14).

 
 

 


Рис. 14

 

После установления связей между таблицами можно создавать запросы, формы, отчеты сразу для всех таблиц БД.

7. Формирование запросов

Для разработанной БД можно организовать различные запросы:

- Студенты конкретной специальности (например, менеджмент);

- Студенты, имеющие оценки выше, ниже или равную указанной;

- Список студентов, родившихся до 1990 г. и так далее.

Для создания запросов в Access следует:

· В окне БД выбрать вкладку Запрос, щелкнуть по кнопке Создать.

· В диалоговом окне Создание запроса выбрать режим Простой запрос, щелкнуть по кнопке Ок. (Появится окно Запрос-выборка).

· Выделить Мастер запросов, щелкнуть по Ок.

· С помощью Мастера отобрать из трех связанных по ключам таблиц нужную информацию. Появится таблица Запрос.

Для формирования условий запроса нужно выполнить команды Запрос – Конструктор и войти в режим Конструктор запросов (рис.15)

 
 

 

Рис. 15

В окне Конструктор запросов в строке Условие отбора в нужном столбце ввести условие отбора (например, в столбце “Пол” ввести “М”) и щелкнуть по пиктограмме! (выполнить). Появится таблица, включающая только список студентов – мужчин (рис. 16).

 
 

Рис. 16


КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

для студентов всех специальностей, кроме 080502, 080506, 080507 и 080105

Вариант 1

(выполняют студенты, шифр у которых заканчивается цифрами 1, 4 и 8)

Фамилия И.О.___________________________ Шифр____________________

Группа_________________________________ Специальность____________

 

1. Построить дерево решений для экспертной системы оценки знаний студента

по одной из дисциплин со следующими правилами вывода:

 

Если студент набрал меньше 240 баллов, оценка «неудовлетворительно».

Если сумма баллов в пределах 240-290 – оценка «удовлетворительно».

При сумме баллов в диапазоне 290-330 - оценка «хорошо».

При сумме баллов больше 330 – оценка «отлично».

 

2. Разработайте математическую модель для решения следующей оптимизационной задачи.

 

Фирма производит и продает столы и шкафы из древесины хвойных и лиственных пород. Расход древесины на каждое изделие задан в таблице:

 

Изделие Расход древесины, м3 Цена изделия, тыс.руб
хвойные лиственные
Стол 0,15 0,2 0,8
Шкаф 0,3 0,1 1,5
Запасы древесины, м3      

 

Определите оптимальное количество изделий, которое обеспечит фирме максимальный доход.

 

(модель запишите на обороте)

 

Вариант 1

3. Что такое система управления базами данных (СУБД)?

 

А. Поименованная совокупность данных, отображающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

В. Комплекс программных и языковых средств, предназначенных для сохранения и обработки информации.

С. Элементы предметной области.

D. Совокупность технических средств, позволяющих хранить информацию.

 

________________________________________________________________

4. Как называется структура модели данных, при которой данные организуются в виде двумерной таблицы?

 

А. Сетевая В. Иерархическая С. Реляционная

 

___________________________________________________________________

 

5. Представлена таблица базы данных «Кадры». Произведена сортировка в порядке возрастания по году рождения. Укажите порядковый номер записи для Василюка.

А. 1

 

В. 2

 

С. 6

 

D. 7

 

Ответ:________

 

6. Какой смысл имеет слово «Атрибут» (поле) в терминологии баз данных?

A. Одно слово в таблице БД. C. Одна таблица БД.

B. Одна строка БД. D. Один столбец БД.

 

____________________________________________________________________

 

7. Определите тип поля «Адрес»

А. Текстовый. В. Числовой. С. Логический. D. Дата/Время.

 

____________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

для студентов всех специальностей, кроме 080502, 080506, 080507 и 080105

Вариант 2

(выполняют студенты, шифр у которых заканчивается цифрами 2, 5, 7 и 0)

Фамилия И.О.___________________________ Шифр____________________

Группа_________________________________ Специальность____________

 

1. Построить дерево решений для экспертной системы оценки знаний студента

по одной из дисциплин со следующими правилами вывода:

 

Если студент набрал меньше 200 баллов, оценка «неудовлетворительно».

Если сумма баллов в пределах 200-240 – оценка «удовлетворительно».

При сумме баллов в диапазоне 241-280 - оценка «хорошо».

При сумме баллов больше 280 – оценка «отлично».

 

2. Разработайте математическую модель для решения следующей оптимизационной задачи.

Издательский дом выпускает два журнала: «Автомеханик» и «Инструмент», которые печатаются в трех типографиях: «Алмаз-Пресс», «Карелия-Принт» и «Hansaprint». Общее количество часов, отведенное для печати и производительность печати одной тысячи экземпляров ограничены и представлены в следующей таблице:

 

Типография Время печати одной тысячи экземпляров Ресурс времени, отведенный типографией, час
«Автомеханик» «Инструмент»
Алмаз-Пресс      
Карелия-Принт      
Hansaprint      
Оптовая цена, руб./шт      

Определить план выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль.

 

(модель запишите на обороте)

Вариант 2

3. Какой смысл имеет слово «Ключ» в терминологии баз данных (БД)?

A. Одинаковые столбцы в нескольких таблицах БД.

B. Одинаковые строки в нескольких таблицах БД.

C. Одинаковые слова в нескольких таблицах БД.

D. Номера строк в БД.

.

________________________________________________________________

Что такое запись?

А. Одно или несколько полей, однозначно идентифицирующих объект.

В. Совокупность логически связанных полей.

С. Элементарная единица данных, которая соответствует неделимой единице информации – реквизиту.

D. Совокупность структур данных и операций по их обработке.

 

___________________________________________________________________

 

5. Представлена таблица базы данных «Кадры».

Произведена сортировка в порядке убывания по размеру премии. Укажите порядковый номер записи для Синицына

А. 1

 

В. 2

 

С. 7

 

D. 6

 

Ответ: ___________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...