Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы письменного контроля




 

Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Наверное, потому вступительные экзамены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.

 

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Формула: диктант проводится по базовым вопросам (5 – 10 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов 1-2 – на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении должна работать память.

Жесткая форма работы, невозможно списать – на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда. Затем 2-3 минуты спокойного разговора, нужно отойти от стрессового состояния.

Диалог: - Как часто следует проводить фактологический диктант?

- Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим прибавлялись диктанты на повторение). В таких случаях тема диктанта (номер базового листа - объявлялась за неделю); б) в начале работы с "разболтанными" классами, которые нужно ввести в знакомое русло. Ф некоторых случаях фактологический диктант проводился в начале каждого урока. Сначала "писк и ропот". Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.

- Но ведь это бешенная нагрузка на учителя – проверить столько работ?!

- Нет, если применить следующий прием:

 

` & ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Формула: проверить работы учеников выборочно.

Перед учителем – исписанные неровным почерком листики. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным или отобранные случайным образом: "перетасовал и вытащил". Учителю это удобно. Коль времени в обрез – учитель проверяет 5-6 работ. Не может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены – никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один "подводный камешек". Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в "список избранных".

Диалог: - Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?

- Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкновенному орфографическому диктанту, например.

 

` & ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Формула: учитель проводит контрольную как обычно, но отметка в журнал идет только по желанию ученика.

Возможны и другие послабления, пользование учебником или списками словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

 

` & БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ

Формула: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ

До: условия по вариантам открываются на доске. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде – переворачиваются.

Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

После работы: сдаются учителю или применяется вариант самопроверки: а) учитель диктует правильные ответы или что лучше вывешивает таблицу правильных ответов, ученики отмечают знаками "+" или "-" свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки, например из 7 заданий 6 "плюсиков" – отметка "5", 5 "плюсиков" – "4", не менее "3" – отметка "3"; г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.

Диалог: - А если будут обманывать при самопроверке?

- Если еще не выстроились доверительные отношения с классом, не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.

 

¤ ` & РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Формула: контрольная проводится по текстам уже решенных задач.

Вы задаете домашнее задание массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно (см. прием "Задание массивом" на с.16). Но зато проводите релейные контрольные работы. Задания этих контрольных работ формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справится с ней. Хороший стимул.

 

ПРОТИВ СПИСЫВАНИЯ

Если мы ставим цель растить халтурщиков и бракоделов, то нужно дать зеленый свет списыванию. В противном случае его нужно решительно искоренять. Конечно, это возможно лишь в том случае, если мы дадим человеку пусть трудную для него, но посильную работу. Иначе все наши усилия – это борьба с загнанным в угол. Но есть и некоторые специфические приемы против списывания.

 

` & УДАЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ

Речь идет об удалении источников списывания. Прежде всего – это самые толковые "звездные" ребята, которые способны решить свой вариант, поделится результатами и подсказать "страждующим", мучающимся над другими вариантами. Обычно в классе таких детей немного и давать им писать стандартную "контрошу" нет нужды.

Формула: удалить на время контрольной самых сильных учеников из класса – в школьную библиотеку, лабораторию, в крайнем случае просто посадить за учительский стол с отдельным (не обязательно контрольным) заданием.

Диалог: - Может, лучше просто добавить им задание так, что времени на других не останется.

- Нет, не лучше. Эти дети испытывают большое давление одноклассников. Не дал списать "А сам то опять на пятерку") – значит плохой товарищ. Зачем ставить "звезд" в такое трудное положение? К тому же одно их присутствие заставляет "тонущих" забрасывать их жалобами, а бывает и угрожающими записками вместо того, чтобы пытаться самим разобраться в задании.

 

` КАЖДОМУ СВОЯ ДЕЛЯНКА

Формула: каждый ученик получает свой вариант контрольной.

Где взять такие контрольные? Читатель уже вспомнил прием "Дай себе помочь" на с. 48.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...