Технология создания картотеки
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 НАКОПИТЕЛЬ Все что "попалось" бросаем в большой конверт или папку – это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям – разделам картотеки Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для "всячины" – если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накопили несколько таких занятностей одной направленности – то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное(!!!) – выработать привычку не упускать ценную информацию КАТКЛОГ Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы такой формы:
Графа "№ карточки" заполняется последовательно, номера проставляются и на самих карточках. Графа "Раздел" обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут раздел: "Крылатые фразы о языке и литературе", "Занимательные истории из жизни писателей", "Интересные фразы из школьных сочинений" и т.п. Карточки из таких разделов могут стать интересным дополнительным материалом, основанием для публикации. Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа "Адрес" указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней. Пример: Из картотеки учителя физики Содержание карточки №397 п2/75 В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему?
Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры – физики называют ее точкой Кюри – теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учел незадачливый инженер. По основанию "учебные темы" карточка попадает в раздел "Магнетизм". По основанию "Педприемы" – в разделы "Удивляй!", "Лови ошибку!" и "Организация работы в группах". Запись в каталоге:
& ПОДГОТОВКА ТЕМЫ Формула: учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком В этом случае вы значительно сэкономите время на подготовку, улучшив ее качество. Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал. Обычно за время изучения темы мы трижды "прошиваем" учебный материал. Сначала обзор – чтобы ученик мог охватить тему целиком, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета. Другая цель обзора – заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на с.6). Затем – основной "проход" материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Приготовить столько листов бумаги, сколько уроков по теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно.
Вот примерная последовательность действий: Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим "Базовый лист контроля" (см. базовый лист контроля в разделе "Приемы устного опроса" на с.54). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность книги, эксперименты и т.п. Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут им подготовлены? Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организованно повторение? (см. группу приемов "Повторение ранее изученных тем" на с.13). Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по "велению" рулетки, например, но в некоторых случаях тема повторения ограничено связана с изучаемой и грех это не использовать. Шаг 4. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль? (см. приемы письменного контроля с. 58). Итак, шаги пройдены. Тема целиком запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом следующий раздел, а пока: Диалог: - С чего начать? - Выберете на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет. - Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть? - Называйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает достаточно повесить задолго до планового изучения темы плакатик с рисунком и объяснением нового понятия… Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче – как знакомое. Если на каком то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из ни необходимо. И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте – лучше письменно фиксировать цель. И письменно же – пусть одним предложением – проводить урок.
& КОНСТРУКТОР УРОКА Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности "взрослые" конструкции: механические, гидравлические, электронные… Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для "сборки уроков". Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора. Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка: несколько несложных задачек или игра "Да-нетка". Небольшой опрос по "светофору" – не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загадки (прием "Отсроченная отгадка"). Представим это табличкой:
Цифры в уголках клеток обозначают страницы клеток, где описан соответствующий прием. Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим табличкой:
Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу: А. Начало урока Б. Объяснение В… Вот получился "Конструктор урока" стр. 69 (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической). Формула: пользуясь таблицей "Конструктор урока" как универсальной шпаргалкой учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока
Например: А2, Б3, Г1, Д6, Д10, Ж4. Что означает начинаем с игры "Да-нетка" изучение нового материала происходит по приему "Вопрос к тексту", закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой, д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога. Теперь для полноты картины осталось прикинуть каждый из элементов и урок готов: А2 – 5, Б3 – 15, Г1 – 5; Д6 – 7; Д10 – 10; Ж4 – 3. Всего 45 минут Диалог: - Если я на одном уроке приема. Два приема из раздела "Начало урока". Например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю д/з? - Тогда формула будет А2, А5. - Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля? - Соответствующий раздел просто пропускается. - Какие преимущества дает конструктор? - А как вы сами думаете? - Значительно возрастает разнообразие уроков. - Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове. - С конструктором можно разнообразные уроки готовить быстро. - Скажите, стандартизация не убивает творчество?
- Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других отраслях деятельности? Конечно – нет. Стандартизация просто приводит творчество на новый более высокий уровень. Типичный пример, пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старшеклассник. Но математика на этом не остановилась… Конструктор урока будет "дышать" и изменятся, как живое существо. Какие-то приемы не нужны – и вы исключите их из таблички. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор – мы лишь привели возможную его форму. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Эта книга – склад инструментов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто-то изобретет новый инструмент – и мы будем этому рады. УСПЕХОВ ВАМ!
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|