Тема 2. Анализ условий труда, причин травматизма
И профессиональных заболеваний Характер профессиональных вредностей и производственных опасностей. Психофизиологические и психологические аспекты безопасности труда на предприятиях. Расследование и регистрация, а также учет несчастных случаев на производстве. Анализ травматизма и прогнозирование безопасных условий труда. Расследование и учет профессиональных заболеваний. Техническое расследование аварий на опасных производственных объектах. Система управления безопасностью труда на предприятиях. Задачи управления. Система управления охраной окружающей среды на предприятиях. Задачи управления. Единая государственная система предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
Указания к изучению темы Анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний – исходный пункт инженерных решений при проектировании безопасных условий труда. В связи с влиянием научно-технического прогресса (использование машин большой единичной мощности, интенсивности производства, новых видов энергии и материалов и т. д.) важное значение приобретают психофизиологические и психологические причины ошибок человека в процессе труда. При анализе несчастных случаев следует обратить внимание на роль социальных факторов в снижении травматизма. Разработка методов прогнозирования уровня безопасности труда позволяет уже на стадии проектирования производственных процессов определить основные требования к конструированию машин и технологических процессов по условиям безопасной их эксплуатации. При анализе методов прогнозирования следует выделить два основных направления: использование статистических характеристик на основе большого числа несчастных случаев, характерных для каких-либо производств, технологии, машины и т. д.; использование вероятных характеристик, определяющих возможности возникновения аварийной ситуации. Для изучения каждого из этих направлений используется математический аппарат, ставятся конкретные задачи, которые студент должен решить.
Методы прогнозирования позволяют оценить потенциальную опасность оборудования, рабочего места, участка и предприятия в целом, на основе вытекающих из этого выводов определить степень опасности производства или машин, а также оценить материальные последствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний, на основе чего и внедряются мероприятия по безопасности труда. Литература: [1–9, 6].
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные производственные вредности и опасности. 2. Какие несчастные случаи регистрируются и учитываются? 3. Какие существуют методы анализа производственных несчастных случаев? 4. Как расследуются несчастные случаи, происшедшие на подъемно-транспортном оборудовании? 5. Что такое акт по форме Н-1? 6. Психологические причины и условия нарушений правил и инструкций по безопасности труда. 7. Психофизиологические причины и условия ошибок, отказов и сбоев у человека в процессе труда. 8. Как расследуются и учитываются профессиональные заболевания? 9. Как расследуются аварии на опасных производственных объектах? Тема 3. Оздоровление воздушной среды и нормализация Параметров микроклимата Причины и характер загрязнения воздушной среды в производственных условиях. Профессиональные заболевания и отравления от действия производственных вредностей, загрязняющих воздушную среду. Допустимая концентрация вредных примесей в воздухе производственных помещений (рабочей зоны), в окружающей атмосфере, в воздухе, поступающем в помещение и выбрасываемом из помещения.
Основные параметры микроклимата: температура воздуха, поверхностей, относительная влажность и скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения. Влияние избыточной и недостаточной температуры, влажности, скорости движения воздуха и барометрического давления на условия труда. Профзаболевания и травматизм при нарушении параметров микроклимата. Тепловой баланс и терморегуляция человеческого организма. Нормирование параметров микроклимата. Технические и санитарно-гигиенические требования к системе вентиляции. Определение необходимого воздухообмена при общеобменной вентиляции. Классификация систем вентиляции. Принципы устройства естественной вентиляции (аэрация, дефлекторы и др.). Назначение и принципы устройства механической вентиляции: приточной, вытяжной, приточно-вытяжной. Замкнутые системы вентиляции. Вентиляторы осевые и центробежные. Подбор вентилятора. Эжекторы. Кондиционирование воздуха. Устройство местной вентиляции: местные отсосы, вытяжные шкафы, вытяжные зонты, бортовые отсосы, герметизированные кабины, воздушные души, воздушные и тепловые завесы, обдувающие вентиляторы. Борьба с избыточным лучистым теплом. Системы отопления (воздушное, водяное, паровое, комбинированное), и требования к ним. Измерения параметров микроклимата, вредных газообразных примесей в воздухе, запыленности, лучистого тепла. Методы очистки воздуха от пыли и газов (механические, химические и др.). Средства очистки воздуха от пыли и газов (циклоны, центробежные и инерционные пылеотделители, пористые и масляные фильтры периодического и непрерывного действия, электрические, ультразвуковые фильтры). Средства индивидуальной защиты: спецодежда, спецобувь, головные уборы, защитные очки, защитные пасты. Респираторы, фильтрующие и изолирующие противогазы.
Указания к изучению темы Воздушная среда может не только способствовать жизнедеятельности организма, но и угнетать ее, оказывая соответствующее влияние на работоспособность человека. Микроклимат в условиях производственной среды характеризуется температурой воздуха и поверхностей, относительной влажностью и скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового излучения.
Оптимальные и допустимые параметры воздушной среды регламентированы санитарными нормами, обязательными к выполнению. Соблюдение их обеспечивается системами вентиляции и отопления, а в ряде случаев – средствами защиты. Необходимо узнать, как влияют параметры микроклимата на организм человека и его работоспособность и как создать нормальные условия на рабочем месте. Литература: [3].
Вопросы для самопроверки 1. Что означает термин “предельно допустимые концентрации” (ПДК)? Приведите примеры и величины по нескольким веществам. 2. Объясните понятие “микроклимат”. Расскажите, почему он может значительно различаться на отдельных рабочих местах? 3. Как осуществляется перенос тепла от нагретых поверхностей посредством конвекции, теплопроведения и излучения? 4. Назовите степени ожогов и обморожений, их признаки и способы оказания доврачебной помощи. 5. Дайте определение термина “терморегуляция” организма человека. Каковы способы ее осуществления? 6. Объясните понятия “вредное вещество”, "загрязняющее вещество" Как они классифицируются? 7. Объясните, что такое “пыль”. Ее подразделения на аэрозоль и аэрогель, а также по роду вещества, токсичности, дисперсности, воспла-меняемости и взрывоопасности. 8. Назначение вентиляции и ее классификация. Расскажите о естественной и искусственной вентиляции, воздушных завесах и душировании. 9. Расскажите о кондиционировании воздуха, способах изменения параметров воздушной среды, системах пылеочистки, средствах индивидуальной защиты. 10. Перечислите методы очистки воздуха от газов и пылей. 11. Контроль выбросов вредных загрязняющих веществ и качества атмосферного воздуха. Тема 4. Защита гидросферы
Причины и характер загрязнения гидросферы при техническом обслуживании, ремонте автомобилей, эксплуатации технического оборудования автотранспортных предприятий, а также при перевозках грузов.
Сточные воды предприятий, их классификация и условия выпуска в водоемы. Нормирование содержания загрязняющих веществ в воде водоемов. Методы очистки сточных вод (механические, химические, биологические, физические и др.). Средства очистки сточных вод (песколовки, отстойники, масло- и нефтеловушки, гидроциклоны и др.). Качественные характеристики сточных вод. Литература: [15].
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте состав сточных вод автотранспортных предприятий. 2. Перечислите условия выпуска сточных вод автотранспортные предприятия в водоемы. 3. Что такое “мутность”, “прозрачность”, “показатель рН”?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|