Раздел III. Морфология и динамика культуры
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех дисциплин
Уфа 2009 Рецензент: Васильев Д.Ю. к.фил.н., доцент кафедры истории и культурологи УГНТУ. Каримов М.М. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам заочной формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: программу курса культурологии, план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и работе над контрольной работой, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету. Прилагается словарь основных терминов и итоговый тест.
© Каримов М.М. © УФ ОГУ, 2009 ВВЕДЕНИЕ
I Культурология сегодня - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий круг функций в новых социальных и экономических условиях.
Цель и задачи дисциплины Цель: познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть сущность основных проблем современной культурологии. Задачи дисциплины - рассмотреть точки зрения на место культуры в общественной жизни; - выделить социально и личностно значимые функции культуры; - проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»; - дать представление о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;
- осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Вклад дисциплины в сквозную подготовку студентов: при изучении курса в соответствии с Госстандартом, обеспечивается культурологическая подготовка студентов, дается представление об основных направлениях и школах в мировой и отечественной культурологии; вырабатывается способность студентов к диалогу с представителями разных культур; студенты знакомятся с основными методами культурологических исследований. При изучении дисциплины обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области теории культуры, соблюдается связь с другими гуманитарными дисциплинами («История мировой культуры», «Философия», «Этика», «Эстетика», «Отечественная история» и др.), происходит знакомство со стержневыми проблемами, понятиями и базовыми положениями культурологии, навыками культурологического анализа, обязательными для прочного усвоения последующих гуманитарных дисциплин и практического использования полученных знаний при анализе и оценке проблем культурной жизни нашего общества.
Программа курса
Раздел 1. Культура: понятие, структура и функции
Культура как предмет культурологии. Понятие культуры, различные подходы к его определению. Культура и природа, культура и человек. Культура как ценность, как процесс и продукт духовного производства. Культура материальная и духовная, их связь с соответствующими потребностями человека. Основные функции культуры - человекотворческая, защитная, креативная, коммуникативная, знаковая, аккумулирующая (информационная), компенсаторно-игровая, социализации. Материальная культура: ее сущность, структура и функции. Артефакты материальной культуры как памятники и символы эпохи. Связь материальной культуры с ее духовными компонентами: архитектура и декоративно -прикладное искусство как области их слияния. Техника и духовная культура. Роль техники в производственной и социальной сферах общества.
Духовная культура как способ освоения и постижения человеком окружающего мира. Философия, наука, искусство, мифология, религия, общественно - политическая мысль, социальные нормы, мораль как основные ее элементы. Социальный механизм духовного производства. Заказчик, создатель, хранитель и распространитель, потребитель и носитель культуры. Меценатство, его сущность и роль. Проблема создателя духовных ценностей. Роль и становление интеллигенции. Влияние потребителя культуры на процесс ее создания и распространения. Функционирование механизма духовного производства как целостности. Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли
Культурология как наука. Предмет культурологии (проблема его определения), ее соотношение с другими науками: философией, этнографией, археологией и т. д. Состав и структура культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Предыстория науки о культуре. Различие понятий «освоение» и «изучение культуры». Зарождение культурологической мысли и начало донаучного периода в ее истории. Мифологические представления о культурных героях как первое проявление саморефлексии культуры. Представления о культуре в античном мире и в эпоху средневековья. Накопления знаний о различных проявлениях культуры как побочный результат деятельности купцов и путешественников. Значение эпохи Великих географических открытий. Западная культурологическая мысль XVIII - XX вв. Переход от донаучного к научному этапу развития культурологической мысли. Целостное (философское) осмысление культуры и становление частных наук, ее изучающих. Зарождение исторического представления о культуре. Философия культуры И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля. Основные культурологические школы, направления и теории. Раздел III. Морфология и динамика культуры
Морфология культуры. Подразделения культуры, ее роды и виды. Принципы классификации культуры:
а) по родам деятельности: два основных подразделения культуры по родам деятельности - материальная и духовная культура, условность границ между ними; процессы «опредмечивания» (материализации) в культуре; б) по носителю культуры: подразделение на виды культуры внутри родов материальной и духовной культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Народная культура и ее носитель (род, племя, народность, этнос). Узкое пространство распространения народной культуры. Народная культура как культура «крови и почвы». Интегративный и дезинтегративный характер народной культуры. Ксенофобия: «мы» и «они» - характерная черта народной культуры. Культурная самоидентификация личности. Национальная культура. Этнос и нация, черты различия. Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель национальной культуры. Элитарный характер национальной культуры. Массовая культура. Понятие «массы», ее характерные признаки. Характерные черты массового сознания. Позитивные и негативные стороны массовой культуры. Агрессивный характер массовой культуры. Реальность угрозы снижения культурного уровня общества. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре. Понятие «элиты». Современные теории элиты: распределительная, художественно - творческая. Субкультуры как виды элитарных групп. Современные молодежные субкультуры. Основополагающие институты культуры. Динамика культуры Устойчивое и изменчивое в культуре. Идея общественного прогресса и эволюционистский подход к культуре (Л. Морган, Э. Тэйлор, Г. Спенсер). Критика эволюционизма. Концепция «Вызова и Ответа» как движущей силы развития культуры (А. Тойнби). Социокультурная динамика и закономерности развития культуры, смена базисных социокультурных ценностей как движущая сила трансформации культуры в культуру нового типа (П. Сорокин). Оппозиционные культуры в обществе: субкультуры и контркультуры. Роль контркультуры в революционной смене господствующих культур. Контркультура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превращения контркультуры в господствующую культуру, против которой формируется новая контркультура. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия. Социальные институты культуры и управление культурой. Роль социальных институтов в культуре Государство и культура. Государственная культурная политика. Культура и рынок. Семья как социальный институт культуры Образование и культура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|