Краткий словарь специальных терминов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Антропология культурная – методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной этнологии или социокультурной антропологии. Для А.к. характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений.
Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.
Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующие активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.
Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.
Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.
Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.
Диффузия - распространение культурных инноваций из места их возникновения на другие территории.
Диффузионизм – направление в изучении культур, основной предмет исследования которого – заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.
Динамика культуры – изменение или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил. Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.
Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Европоцентризм – культурофилософская и мировоззреченская установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другим.
Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его представители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.
Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Идентификация (отождествление) – бессознательный процесс, благодаря которому человек ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.
Идентичность - устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.
Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Интернационализация (глобализация) культурная - результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением Интернационализация (глобализация) культурная служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.
Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.
Кич – 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. – удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Коммуникация - передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.
Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.
Креационизм – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.
Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.
Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.
Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст. время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д. Культурогенез – (от лат. сultura + генез) понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и соц. закономерностей.
Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.
Культурный человек – в общеупотребительной лексике понятие чрезвычайно емкое и широкое. К.ч. является носителем как общих, так и индивидуальных отличительных признаков. Сочетание общих и индивидуальных качеств и представляет собой ценностный облик. В обиходе употребляются разные оценки культуры людей: «человек высокой культуры», «человек низкой культуры», «некультурный человек».
Культурология прикладная – раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем развивающейся культуры.
Культурный релятивизм – утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Код культуры – (фр. code) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
Коммуникация культурная – совокупность процессов соц. взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией, обуславливающий порождение, поддержание, изменение искусственных объектов.
Конвергенция культуры - процесс схождения, сближения культур.
Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.
Культурные традиции – (от лат. traditio – передача, предание) стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур.
Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.
Личность – культура, отраженная в поведении индивидов.
Локальные культуры – культурологический термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой – осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют Л. к.
Материальная культура - понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.
Массовая культура - (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.
Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.
Межкультурная коммуникация - это дисциплина, которая изучает проблемы, возникающие в процессе общения между разными культурными образованиями. 2. Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени развития. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой. Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
Модернизация культурная – термин, который в культурологии служит для обозначения процесса движения доиндустриальных обществ, базирующихся на традиционных типах социальности, к тем экон. и полит. системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран. Основным ее содержательным элементом являются: рост возможностей использовать технологию в ключевых отраслях мат. производства, расширение форм потребления, а также создание условий для развития нового производства.
Морфология культуры -одна из основных наук о культуре; предмет исследования - изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. М. к. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до ее смерти. Народная, этническая культура — культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники, гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.
Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества.
Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.
Религия (лат. religio)– «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).
Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.
Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.
Рецепция - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.
Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.
Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.
Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу. Символы культуры – (от греч. symbolon) термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими С.к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Социология культуры - область культурологического и социологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры.
Социальные институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы, отличающиеся устойчивой соц. структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. С. и. – это семья, государство, его органы, партии, системы образования и т.д.
Срединная культура - культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряженность оппозиционных ценностей.
Субкультура (лат. sub – под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер. Субъекты культуры ( лат. subjectum ) – понятие, обозначающие различных носителей в сфере создания, потребления, сохранения и трансляции культурного достижения, норм, отношений. В качестве субъектов культуры выступают: 1) отдельные личности, воспроизводящие себя как субъекты культуры определенной эпохи, 2) социально-культурную общность как совокупность индивидов, объединенных единой системой ценностей.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем.
Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.
Типология культуры – (от фран. typos. – отпечаток, образец + …логия) применяемый в культурологии науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели их типа, что дает возможность установить их видовые отличия и сходства.
Теория культуры — все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.
Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.
Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.
Философия культуры - область культурологического знания, возникшая на рубеже XVIII-XIX вв. и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре. Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.
Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.
Функционализм – направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.
Художественная культура - особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в материальной культуре-архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.
Ценность – представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.
Человек культуры – собирательный образ, используемый в культурологии для фиксации всего многообразия историко-культурных традиций и новаций, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи. Принято говорить о человеке антич. культуры, Ч. к. Возрождения, Ч. к. средневековья, Ч. к. Нового времени и т.д.
Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.
Элитарная культура - понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.
Энкультурация – (вхождение в культуру) овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Необходимо отличать от социализации. Если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры. Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.
Этос – общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.
Этноцентризм – система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного ораза жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном.
Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер). Язык культуры – культурологическая категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся и формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей.
Итоговый тест Задание 1: Первоначально под понятием культура подразумевалось: Ответ: 1) воспитание, образование; 4) улучшение человеческой породы; 2) возделывание, обработка земли; 5) ценности той или иной страны. 3) Появление первых городов и государств;
Задание 2: Культурология как наука сформировалась в: Ответ: 1) древнем мире; 4) XIX в.; 2) эпоху Возрождения; 5) XX в.; 3) XVIII в.;
Задание 3: Любой искусственно созданный объект, идея или образ, форма поведения и т.п. – это: Ответ: 1) архетип культуры; 4) произведение искусства; 2) артефакт культуры; 5) орудие труда. 3) объект культуры;
Задание 4: Производство новых смыслов, норм, ценностей, а также духовное творчество – это: Ответ: 1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры; 2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры. 3) человекотворческая функция культуры;
Задание 5: Обеспечение знакового взаимодействия между субъектами культурной деятельности, их дифференциацию и единство осуществляет: Ответ: 1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры; 2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция. культуры; 3) человекотворческая функция культуры;
Задание 6: Процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества – это: Ответ: 1) адаптация 4) социализация 2) аккультурация 5) гуманизация 3) образование
Задание 7: Оценка науки как силы враждебной человеку, признание исключительно разрушительной роли научно-технического прогресса – это: Ответ: 1) сциентизм; 4) рационализм; 2) атисциетизм; 5) иррационализм. 3) реализм;
Задание 8: К партикулярным ценностям относятся: Ответ: 1)общечеловеческие ценности; 4) ценности определенного класса, сословия; 2)духовные ценности; 5) материальные ценности. 3) ценности личности;
Задание 9: Высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры - это: Ответ: 1) аристократия; 4) масса; 2) элита; 5) субкультура. 3) правительство;
Задание 10: Культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования – это: Ответ: 1) контркультура; 4) элитарная культура; 2) субкультура; 5) массовая культура. 3) псевдокультура;
Задание 11: Для массовой культуры характерно: Ответ: 1) эстетизм; 4)наличие высокого культурного уровня; 2) доступность восприятия; 5) формирование хорошего 3) отсутствие широкого тиражирования; художественного вкуса.
Задание 12: Трудовая концепция происхождения культуры принадлежит: Ответ: 1) Ф. Энгельсу; 4) Э. Кассиреру; 2) Й. Хейзинге; 5) З. Фрейду. 3) О. Шпенглеру;
Задание 13: Игровую теорию культуры выдвинул: Ответ: 1) Э. Кассирер 4) О. Шпенглер 2) Й. Хейзинга 5) Э. Фромм 3) К. Юнг
Задание 14: Символическая концепция происхождения культуры сформулирована: Ответ: 1) Ф. Энгельсом; 4) Э. Кассирером; 2) Й. Хейзингой; 5) З. Фрейдом. 3) Э. Фроммом;
Задание 15: Культура групп, объединений, противопоставляющая себя традиционной культуре – это: Ответ: 1) контркультура; 3) элитарная культура; 2) субкультура; 4) массовая культура. 3) псевдокультура;
Задание 16: К национальной культуре относится: Ответ: 1) фольклор; 4) быт; 2) ремесла; 5) традиции. 3) письменность;
Задание 17: Автором теории локальных замкнутых цивилизаций, существующих по определенным законам, является: Ответ: 1) О. Шпенглер; 4) А. Тойнби; 2) Ф. Ницше; 5) К. Юнг. 3) П. Сорокин;
Задание 18: Ф. Энгельс понимал цивилизацию как: Ответ: 1) антипод культуры; 4) следующий этап развития обществ за дикостью и варварством; 2) синоним понятия «культура»; 5) общество, достигшее высокого научно- технического уровня развития. 3) период появления производящего хозяйства;
Задание 19: Теория исторических общественно-экономических формаций принадлежит: Ответ: 1) Г. Гегелю; 4) К. Марксу; 2) Ф. Ницше; 5) И. Канту. 3) О. Шпенглеру;
Задание 20: Автор книги «Закат Европы» - это: Ответ: 1) З. Фрейд; 4) К. Маркс; 2) Ф. Ницше; 5) Н. Данилевский. 3) О. Шпенглер;
Задание 21: С. Хантингтон полагал, что в новейшее время вооруженные конфликты будут происходить: Ответ: 1) между соседними государствами 4) вдоль линий культурных и за расширение границ; цивилизационных разломов; 2) между сверхдержавами за сферы влияния; 5) между странами Третьего 3) внутри многонациональных государств; мира за природные ресурсы.
Задание 22: Для восточной цивилизации характерен: Ответ: 1) демократизм власти; 4) рационализм; 2) инновация; 5) коллективизм; 3) индивидуализм;
Задание 23: Для индустриального общества характерно: Ответ: 1) появление понятия «гражданское общество»; 4) человек считает себя частью природы; 2) преобладание ручного труда; 5) преобладание коллективного начала над частным. 3) традиционализм;
Задание 24: Для концепции западников о месте России в мировой культуре характерно: Ответ: 1) Россия – это центр Евразии; 4) панславянизм; 2) самобытность русской цивилизации; 5) сохранение самодержавия; 3) стремление к установлению либеральных свобод;
Задание 25: Для концепции евразийцев о месте России в мировой культуре характерно: Ответ: 1) самобытность русской цивилизации; 4) сохранение самодержавия; 2) особая роль крестьянской общины; 5) стремление к установлению либеральных свобод; 3) бесконфликтное сосуществование разных народов в одном государстве.
Задание 26: Понятие культура происходит из: Ответ: 1) древнегреческого языка; 4) итальянского языка; 2) латинского языка; 5) старославянского языка. 3) санскрита; Задание 27: Культурология – это: Ответ: 1) социальная наука 4) эзотерическое знание 2) гуманитарное знание 5) метафизическое знание 3) интегративное знание.
Задание 28: В эпоху просвещения в Европе культуру понимали как: Ответ: 1) духовную и материальную жизнь разных народов; 5) искусство 2) уровень воспитанности и образования; 6) литературу. 3) возделывание и обработку земли;
Задание 29: Отвлечение, разрядку от материальной или духовной деятельности, жизненных проблем обеспечивает: Ответ: 1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры; 2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры. 3) человекотворческая функция культуры;
Задание 30: Отношение к формам человеческого бытия, явлениям культуры формирует: Ответ: 1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры; 2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры. 3) человекотворческая функция культуры;
Задание 31: Процесс возникновения и развития человека называется: Ответ: 1) аккультурация 4) антропопатизм 2) антропосоциогенез 5) инкультурация 3) Антропоморфизм
Задание 32: Абсолютизация роли науки в системе культуры, вера в исключительно положительные последствия научно-технического прогресса – это: Ответ: 1) сциентизм; 4) рационализм; 2) атисциетизм; 5) иррационализм. 3) реализм;
Задание 33: Род духовной культуры, выполняющий познавательную функцию – это: Ответ: 1) искусство; 4) право; 2) религия; 5) мифология. 3) наука;
Задание 34: Изучением феномена массовой культуры занимался: Ответ: 1) К. Маркс; 4)Ф. Ницше; 2) Х. Ортега-и-Гассет; 5) Э.Б. Тайлор. 3) К. Юнг;
Задание 35: Психоаналитическая концепция происхождения культуры принадлежит: Ответ: 1) Ф. Энгельсу; 4) Э. Кассиреру; 2) Й. Хейзинге; 5) З. Фрейду. 3) К. Юнгу;
Задание 36: Концепция происхождения культуры из магии сформулирована: Ответ: 1) Ф. Энгельсом и К. Марксом; 4) Мамфордом и Роззаком; 2) Й. Хейзингой и Э. Финком; 5) З. Фрейдом и К. Юнгом. 3) Г. Гегелем и Ф. Ницше;
Задание 37: Для элитарной культуры характерно: Ответ: 1) эстетизм; 4) распространяется через СМИ; 2) доступность понимания; 5) широкое тиражирование. 3) простота художественных форм;
Задание 38: Изучением феномена элитарной культуры занимался: Ответ: 1) Г. Моско; 4) Э. Фромм; 2) З. Фрейд; 5) Н. Данилевский. 3) Г. Гегель;
Задание 39: Рок-культура возникла по отношению к массовой культуре как: Ответ: 1) субкультура 4) контркультура 2) элитарная культура 5) доминирующая культура 3) антикультура
Задание 40: Концепция «вызова и ответа» как движущей силы развития культуры принадлежит: Ответ: 1) Э. Тейлору 4) Х. Ортеги-и-Гассету 2) П. Сорокину 5) М. Веберу 3) А. Тойнби.
Задание 41: К народной культуре относится: Ответ: 1) философия; 4) публицистика; 2) письменность; 5) журналистика. 3) фольклор;
Задание 42: О. Шпенглер понимал цивилизацию как: Ответ: 1) антипод культуры; 4) следующий этап развития обществ за дикостью и варварством; 2) синоним понятия «культура»; 5) общество, достигшие высокого научно-технического уровня развития. 3) переход к производящему хозяйству;
Задание 43: П. Сорокин среди прочих выделил следующий тип культуры: Ответ: 1) эзотерический; 4) идеациональный; 2) рациональный; 5)мистический. 3) иррациональный;
Задание 44: Теория «осевого времени» принадлежит: Ответ: 1) А. Тойнби; 4) Н. Данилевскому; 2) К. Ясперсу; 5) О. Шпенглеру. 3) Ф. Ницше;
Задание 45: Автор книги «Восстание масс» - это: Ответ: 1) Н. Данилевский; 4) Х. Ортега-и-Гассет; 2) О. Шпенглер; 5) К. Ясперс. 3) А. Тойнби;
Задание 46: В чем Н. Данилевский видел особенность славянского культурно-исторического типа? Ответ: 1) располагается как на территории Европы, так и Азии; 2) длительное сохранение самодержавной формы правления. 3)влияние на ранних этапах истории византийской культуры 4) сформировался на 1 основе – религиозной; 5) сформировался на 4 основах – религиозной, культурной, социально-экономической, политической;
Задание 47: Для западной цивилизации характерен: Ответ: 1) традиционализм; 4) деспотизм власти; 2) коллективизм; 5) мистицизм. 3) индивидуализм;
Задание 48: Для традиционного общества характерн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|