Краткое описание этапов выполнения научно-исследовательской работы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки №_39.04.01_"Социология" Профиль подготовки: социология знания и социальная аналитика
Квалификация выпускника ______ Магистр _____
Форма обучения - очная ________ Срок обучения – 2 года ______
Москва - 2015 Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров №_39.04.01 «Социология».
Авторы-составители: к. полит. н. Корнеева И.И., к. соц. н., доц. Федулова А.В.
Программа одобрена на заседании Ученого Совета (Протокол № 8 от 19.11.15).
Общие положения о научно-исследовательской работе магистров.
Научно-исследовательская работа является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки социологов № 39.04.01 «Социология» (программа магистратуры), направленность (профиль) подготовки – социология знания и социальная аналитика
Объем, продолжительность и сроки прохождения научно-исследовательской работы определяются учебным планом и календарным учебным графиком. Научно-исследовательская работа магистров относится к вариативной части ОПОП Блок «Практики и научно-исследовательская работа». Объем научно-исследовательской работы – 29 зачетных единиц. Распределение по семестрам и годам обучения. · 1 этап. 1 год обучения. 1 семестр – 6 з.е. (18 недель). Промежуточная аттестация (зачет); · 2 этап. 1 год обучения. 2 семестр – 6 з.е. (16 недель). Промежуточная аттестация (зачет);
· 3 этап. 2 год обучения. 3 семестр – 8 з.е. (18 недель). Промежуточная аттестация (зачет); · 4 этап. 2 год обучения. 4 семестр - 9.з.е. (6 недель). Промежуточная аттестация (экзамен);
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе научно-исследовательской работы: системные: · способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1); · способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2); · способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3); · готовность к повышению своей профессиональной квалификации, осознание социальной значимости будущей профессии, стремление к улучшению личностных качеств (СК-4); · способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного и нравственного саморазвития и самосовершенствования (СК-5). профессиональные компетенции: научно-исследовательская деятельность: способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3); способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4); способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5); способность разрабатывать программу социологического исследования, обосновывать методику и технику её реализации, составлять календарный план, определять комплекс всех видов ресурсов, необходимых для осуществления научного проекта по актуальной социальной проблематике (ПК - 6);
способность формировать информационные массивы, используя аудит источников информации для оценки их достоверности, необходимости и достаточности (ПК-7); способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовнорелигиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК - 8); способность составлять, оформлять и представлять результаты научно-прикладной деятельности заказчику и общественности в соответствии с российскими и международными нормативными документами, и стандартами, научными и специальными требованиями презентации (ПК – 9); способность представлять в средствах массовой информации и коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10); производственно-прикладная деятельность: способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК - 11); владение методами разработки инновационных социальных технологий решения проблем в различных сферах жизни общества (ПК - 12); проектно-экспертная деятельность: владение методами прогнозирования изменений объектов профессиональной деятельности для разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем (ПК – 13); способность планировать, осуществлять и представлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых, кадровых и социальных служб, проведения социологической и социальной экспертизы экономических, политических и научно-технических решений в соответствии с нормативными документами (ПК - 14);
способность проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации проектов социальных программ, нормативных правовых актов, планов мероприятий, методических материалов (ПК - 15); владение навыками формирования и представления научных и образовательных проектов, проектов мобильности и заявок для участия в российских и международных конкурсах с целью развития научно-исследовательских и научно-учебных возможностей и контактов (ПК - 16); организационно-управленческая деятельность: способность формировать, верифицировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия (ПК - 17); способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач (ПК - 18); владение информацией об основных российских и международных научных, аналитических, учебных, кадровых, общественных и коммерческих социологических и маркетинговых учреждениях и организациях, их основных видах деятельности и навыками организации сотрудничества с ними (ПК - 19); владение информацией о правовых и организационных принципах международного, межрегионального, межведомственного сотрудничества в сфере социологической науки и образования, а также условий взаимодействия органов и организаций государства, образования, науки и бизнеса (ПК - 20). владение навыками и методами организации сотрудничества, научно-исследовательской кооперации и поддержки коммуникаций с российскими и международными властными, научно-исследовательскими, образовательными, информационно-аналитическими, консалтинговыми, маркетинговыми, кадровыми организациями и структурами (ПК - 21); специализированные компетенции: владение теорией и методологией социологии знания (СПК-1); способность выявлять и анализировать социальный, политический, интеллектуальный, темпоральный, культурный контексты, в которых происходит процесс формирования знания (СПК-3);
способность концептуализировать и эмпирически фиксировать показатели нового этапа развития современного общества - «общества знания» (СПК-4); анализ форм отражения социальной реальности в общественном сознании, отношении социальных групп к объектам социальной реальности и способам ее конструирования (СПК-5); разработка методов социологического исследования, проектирования и прогнозирования общественных процессов (СПК-6); способность исследовать технологии, методы и приемы манипуляции сознанием населения (СПК-7).
Целью научно-исследовательской работы является формирование у магистров устойчивых практических навыков, необходимых для проведения научных исследований по профилю подготовки социология знания и социальная аналитика и успешной подготовки магистерской диссертации. Основные задачи научно-исследовательской работы: − формирование способностей к критическому анализу явлений и процессов социальной реальности с позиции междисциплинарного направления социологии знания и оценке современных научных достижений; − формирование способностей к генерированию новых идей, разработке новых методов исследования при решении исследовательских и практических задач; − развитие навыков применения методов проведения фундаментальных и прикладных исследований, методов измерения социальной реальности, анализа глобальных и локальных социальных, экономических и политических процессов; − развитие навыков социальной экспертизы принимаемых государственных решений и применения различных социальных технологий для корректировки социальной действительности. − формирование навыков участия в работе исследовательских коллективов по решению научных задач; − развитие навыков использования современных методов и технологий научной коммуникации; − развитие навыков организации работы исследовательских групп и коллективов. Содержание научно-исследовательской работы определяется тематикой магистерской диссертации и может варьировать от разработки и проведения первичного исследования до работы с вторичным материалом, данными социологических исследований и статистики.
Краткое описание этапов выполнения научно-исследовательской работы. 1 этап. 1 год обучения. 1 семестр – 6 з.е. (216 ак. ч.), 18 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская работа ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки.
Задачами данного этапа практики являются: − ознакомление магистра с целями и задачами научно-исследовательской работы, с формами отчетности; − разработка индивидуальной программы и плана научно-исследовательской работы магистра; − формирование умения разрабатывать концепцию эмпирического исследования. Оценочные средства для проверки освоения данного этапа практики (типовые практические контрольные задания): 1.1. оценить степень социологической изученности выбранной магистром проблематики в существующих эмпирических исследованиях; 1.2. на основе сформулированной социальной (практической) проблемы определить эмпирический объект исследования; 1.3. определить объект, предмет, цель и задачи исследования (для количественных исследований/ качественных исследований). Результатом выполнения этого задания является выделение объекта и предмета собственного научного исследования; формулировка его целей и задач. 1.4. исходя из разрабатываемой темы исследования определить теоретические концепции (теории), служащие теоретико-методологической базой эмпирического исследования. Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется научным руководителем магистерской диссертации на основании выполнения студентом заданий первого этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре. Магистр представляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.
2 этап. 1 год обучения. 2 семестр – 6 з.е. (216 ч.), 16 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская работа ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки. Задачами данного этапа научно-исследовательской работы являются: − формирование умения построения концептуальной схемы исследования; − овладение навыком разработки социальных показателей исследования; − формирование умения отбора методов для проведения исследования; − конструирование эмпирических индикаторов исследования; − совершенствование навыка разработки инструментария измерения; − отработка навыка определения объема выборочной совокупности. Оценочные средства для проверки освоения данного этапа научно-исследовательской работы (типовые практические контрольные задания): 2.1. Разработать схему отношений между ключевыми понятиями, выбранными в качестве структурных элементов концептуальной модели предмета исследования. 2.2. Сконструировать социальные показатели для переменных исследования для последующего формулирования гипотезы-следствия исследования. 2.3. Исходя из созданной модели социальных показателей исследования и выбранного метода сбора данных, сконструировать эмпирические индикаторы исследования. 2.4. Основываясь на выбранных методах обработки и анализа первичных данных исследования, сконструировать шкалы и индексы, необходимые для измерения и анализа; разработать инструментарий измерения (анкету, вопросник); определить объем выборочной совокупности. Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением данного этапа научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется научным руководителем магистерской диссертации на основании выполнения заданий второго этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре. Магистр предоставляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.
3 этап. 2 год обучения. 3 семестр – 8 з.е. (288 ак. ч.), 18 недель. Промежуточная аттестация (зачет). Научно-исследовательская ведется магистром в форме самостоятельной работы параллельно теоретическому обучению по данной программе подготовки.
Задачами данного этапа научно-исследовательской являются: − проведение полевого исследования; − представление научного отчета по результатам полевого исследования; − формирование навыка представления результатов научных исследований, основываясь на изучении опыта деятельности исследовательских коллективов, в том числе международных.
Оценочные средства для проверки освоения данного этапа практики (типовые практические контрольные задания):
3.1. Провести сбор, обработку и анализ первичных данных («полевой» – эмпирический этап) исследования. 3.2. Подготовить научный отчет по результатам исследования, включающий: а) теоретическое и методическое обоснование программы эмпирического исследования; б) содержательный анализ результатов проведенного исследования; в) рекомендации по практическому использованию результатов исследования. Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением научно-исследовательской работы возлагается на научного руководителя магистерской диссертации. Зачет выставляется руководителем научно-исследовательской работы на основании выполнения заданий третьего этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре.Магистр предоставляет отзыв научного руководителя магистерской диссертации; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.
4 этап. 3 год обучения. 6 семестр- 9.з.е. (324 ч.), 6 недель. Промежуточная аттестация (экзамен). Научно-исследовательская ведется магистром в форме самостоятельной работы вне теоретического обучения по данной программе подготовки.
Задачами данного этапа научно-исследовательской работы являются: − совершенствование умения подготовки предложений по использованию полученных в ходе эмпирического исследования результатов и формулированию выводов по результатам проведенного исследования; − формирование навыков продвижения результатов научных исследований в научной, образовательной и бизнес-средах.
Оценочные средства для проверки освоения данного этапа научно-исследовательской работы (типовые практические контрольные задания): 4.1. Сформулировать выводы и предложения по итогам выполненного исследования (результат согласовывается с руководителем научно-исследовательской работы на данном этапе). 4.2. Подготовить план продвижения результатов собственного исследования в международных и российских научных базах (оформляется в виде статьи для публикации в научных журналах). 4.3. Подготовка презентации доклада с представлением результатов научно-исследовательской работы.
Промежуточная аттестация. Контроль за прохождением данного этапа научно-исследовательской работы возлагается на руководителя научно-исследовательской работы на данном этапе. Оценка за экзамен выставляется руководителем научно-исследовательской работы на основании выполнения заданий четвертого этапа научно-исследовательской работы магистра и обсуждения на кафедре.Магистр предоставляет отзыв руководителя научно-исследовательской работы на данном этапе; отчет и материалы исследовательского досье с результатами выполнения типовых заданий данного этапа научно-исследовательской работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|