Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Только в социуме, только при взаимодействии с другими людьми мы можем научиться не ставить свое «я» выше других, быть учеником.




Вообще в социуме есть всего три основных роли – начальник, коллега и подчиненный, и в каждой нужно стараться оставаться учеником. Рассмотрим на примере ситуации в рабочем коллективе.

Подчиненный учится следовать распорядку дня и графику, учится, как вести себя в команде, развивает понимание, что один он все производство не потянет, учится быть частью производственного процесса, а не камнем преткновения.

Коллега учится пониманию, что без других коллег производственного процесса не будет – его самого же первого и уволят, учится коллективному мышлению, потому что любой производственный процесс рассчитан на коллектив, некую структуру. Учится видеть себя в другом человеке.

Чему учится начальник? Только на высоких постах можно научиться большой ответственности. Можно учиться слушать и слышать, новым знаниям, человеколюбию. Но самое главное – скромности. Разве бомж может научиться скромности? У человека, который высоко поднялся, может появиться иллюзия, что это он сам всего добился. Вопрос: насколько я, сидя в кресле начальника, остаюсь человеком, не возгордился ли я, прошел ли испытание деньгами и властью?

Но на любой из этих позиций можно превратиться в «самого умного человека». Подчиненный может начать осуждать, клеветать и обсуждать начальство, можно критиковать, рыться в чужом грязном белье и искренне считать, что ты знаешь, как нужно вести себя начальнику. Коллега может стать «учителем», если начинает думать, что все только на нем держится, а все остальные без него – пустое место. Начальник может злоупотреблять своей властью.

По большому счету, позиция «учителя» на работе – это когда я знаю, как всем другим нужно поступать и правильно выполнять свои обязанности, могу высказывать это вслух, обсуждать, сплетничать или пыхтеть по этому поводу про себя. Позиция ученичества – когда я принимаю существующее положение вещей и стараюсь стать максимально полезным, эффективным участником производственного процесса.

Единственный человек, которого я могу покритиковать, – это я сам во вчерашнем дне. Я могу посмотреть, чему научился, а где не дотягиваю. Можно сравнивать только себя с тем, кем в принципе я могу быть. Мы всегда сами про себя знаем: где мы врем себе, в чем недотягиваем, где переедаем или недосыпаем, где просто ленимся, где нас несет и пора остановиться. Поэтому единственный человек, на которого нужно смотреть, – это я сам.

Любые взаимоотношения в социуме можно отнести к одной из этих трех ролей. Если вы водитель и вас остановил инспектор ГИБДД – вы коллеги, равноправные участники дорожного движения. У студента с преподавателем отношения подчиненного и начальника. И даже если жена берет деньги из тумбочки, куда их кладет муж, в каком‑ то смысле муж становится для нее, с точки зрения социальных связей, начальником.

Чтобы было понятнее, кто такой ученик в социуме, расскажу, что значит – быть «учителем». Настоящий учитель – это человек, который некие теоретические знания прожил на собственной шкуре. Если он учит, как зарабатывать деньги, то должен быть состоятельным в финансовом плане. Если учит, как быть счастливым, то и сам должен ежесекундно проживать счастье.

Но если человек говорит о том, о чем имеет лишь теоретическое представление, то это уже позиция умника, «учителя» в кавычках – непрожитые знания, не доказанные на практике, не прочувствованные на собственном теле. Когда такое происходит, Вечный Зодчий, который присутствует в каждом из нас, видит временное и вечное. Временное – это позиция умника, который появился на свет 20–30–40 лет назад и уже претендует на какие‑ то исключительные права в этой Вселенной.

Можно назвать это совестью, Богом, подсознанием, Космическим Разумом, но в любом случае эта штука знает все и обо всех и начинает нас учить. Человек, который умничает о любви, должен пройти уроки любви и действительно – как говорил Христос – научиться любить даже своих врагов. Человек, который рассуждает о счастье, должен понять, что это вообще такое и что значит быть несчастным.

Быть «учителем» – значит умничать, рассуждать о чем‑ то, как я это вижу, но это не имеет никакого отношения к реальному знанию. Это просто рассуждение. И за свое умничанье нужно заплатить. Тот, кто больше всего любит власть, лишится власти. У того, кто умничает в отношениях, именно отношения и будут хромать. У того, кто учит, как быть здоровым, тело будет постоянно нуждаться в реставрации. А по поводу денег есть замечательная поговорка в Америке: «Если ты такой умный, то почему такой бедный? »

Если человек рассуждает, умничает о чем‑ то, что он не прожил на собственным опыте, то – так устроена Вселенная – ему придется это прожить.

Могу привести свой пример. До 28 лет я был самым умным человеком, постоянно всем что‑ то рассказывал, учил, был каждому психологом и судьей, а иногда и прокурором и адвокатом в одном лице. У меня были миллионы вопросов, начиная с: «Где взять денег? », «Мое это или не мое? » (например, с девушками), «Надо мне это делать или все‑ таки не надо», и заканчивая глобальными вопросами: «Что первично – сознание или материя? », «Откуда возникла Вселенная? » и т. д. Постоянно рождались все новые и новые вопросы, я в тех или иных источниках находил на них ответы и еще больше умничал.

Но в 28 лет, после того как я постарался перестать умничать хотя бы с родителями, в голове стало тихо. Это не значит, что я узнал ответы на все вопросы, нет, просто они перестали меня интересовать. На сегодняшний момент мне не нужно знать, что было первично – материя или сознание, есть ли у Бога мама и как она Его родила, как Он создал эту Вселенную и т. д. На сегодняшний день у меня есть более важные вопросы: Чем я могу помочь близкому? Как провести сегодняшний день с максимальной пользой, которая раскроет мой потенциал и инвестирует в будущее? Как, в конце концов, выпить чай, чтобы не поперхнуться и не умереть? И все это идет автоматически, ничего не нужно делать специально.

Самый главный бонус, который дает позиция ученика, – ученик имеет право на ошибку. Если ошибается «учитель», его за это наказывают, а если ошибается ученик – нет.

Ученик четко понимает, что не знает, как нужно и можно делать что‑ то, но направляет все силы на делание. Даже если будет нулевой или ошибочный результат, ученик воспримет это как опыт.

На социальном уровне постоянно происходят ситуации, в которых мы можем научиться чем‑ то новому. Наша ошибка в том, что мы ожидаем, что нас будут обучать на положительных примерах, а в жизни часто происходит наоборот.

Например, я иду по узкому тротуару, передо мной идет человек, курит, мне приходится дышать сигаретным дымом. Можно разозлиться на него, начать про себя сыпать проклятиями, а можно подумать: «Как хорошо, что он своим примером учит меня, я посмотрю на него и никогда не буду курить! »

В подъезде, где я живу, кто‑ то постоянно справляет в лифте нужду по‑ маленькому, запах стоит специфический. Раньше каждый раз, когда нужно было проехать в лифте, я чувствовал раздражение из‑ за неприятного запаха. У членов нашей семьи и у друзей, которые часто заходят в гости, сложился целый ритуал: перед заходом в лифт нужно задержать дыхание.

А потом я узнал, кто это делает, – оказалось, что человек с серьезными психическими отклонениями. И я подумал: «Слава Богу, у меня достаточно мозгов, чтобы не путать лифт с туалетом! » Теперь, заходя в лифт, я действительно чувствую благодарность.

Или, например, если ваши родители с точки зрения общечеловеческих и моральных качеств ведут себя не очень, то можно научиться не повторять их ошибки. Не исправлять эти ошибки в родителях, не читать им нравоучения, как правильно жить, как нужно строить свои взаимоотношения, но благодаря им – самому так не делать. Позиция ученика подразумевает, что я учусь и у хорошего, и у плохого. Если вижу хорошее, то что находит позитивный отклик в моем сердце – буду так делать, если хорошее, то сам себе говорю, что постараюсь так не делать, потому что вижу, к какому плачевному результату это приводит.

Что дает успешное прохождение социального уровня? В первую очередь отсутствие страха безденежья, страха нищеты. Можно быть очень богатым человеком и не чувствовать свое богатство, накапливать больше, чем необходимо – как Кощей из русских народных сказок, который был очень богатым сказочным существом, но он над своим златом чах, оно ему не приносило удовлетворения.

Раньше на индивидуальные консультации ко мне приходили очень состоятельные люди, да и до сих пор часто пишут, и у них один‑ единственный вопрос: «Дима, а где счастье? » Социальный уровень должен давать не просто деньги, он должен давать удовлетворение.

 

* * *

 

Если вы понимаете, что на социальном уровне у вас что‑ то не складывается – нет друзей, не хватает денег, есть долги, нет понимания своего предназначения и глобальной цели, нет недвижимости и уверенности в завтрашнем дне, много страхов и т. д., – то искать ответы нужно не на этом уровне, а ниже.

В восточной философии есть красивый образ. Чтобы получить плоды от дерева, нет смысла поливать листья, нужно поливать корни. Так работает и система «матрешек». Если у вас что‑ то не получается на социальном уровне, не ищите источник проблемы тут же, в социуме, спускайтесь на уровень ниже и ищите ответ там, ищите, где вы были неискренни, где вы врали другим и самому себе. В первую очередь пересмотрите свои взаимоотношения с родителями. Практика показывает, что 90 % ответов находятся там.

И главное помните, что, во‑ первых, Творцом в этой жизни все учтено – вплоть до выпадения каждого волоса из головы, а во‑ вторых, что каждому из нас уготовано наилучшее, наиблагоприятнейшее место под солнцем, на котором мы будем чувствовать себя самыми счастливыми людьми, нужно это только почувствовать. А чтобы это почувствовать, нужно отдать долги и научиться проживать свои, а не чужие роли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...