Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы правового статуса Правительства РФ




План

1. Основы правового статуса Правительства РФ

. Полномочия Правительства Российской Федерации

. Организация работы Правительства Российской Федерации

Список использованных источников

 


Основы правового статуса Правительства РФ

 

Правовой статус Правительства в главных чертах определяется Конституцией РФ, ее гл. 6 «Правительство Российской Федерации» (ст. 110- 117) и рядом норм других глав. Специальным актом является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. 2005 г.). Причем в тексте Конституции (ч. 2 ст. 114) говорится, что федеральным конституционным законом определяется «порядок деятельности Правительства», но Закон 1997 г. по предмету регулирования гораздо шире - его нормы отражают административно-правовой статус, положение в государственном механизме, полномочия и порядок деятельности Правительства.

Как уже указывалось, в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ говорится, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Закон 1997 г. (ст. 1) полнее определяется статус Правительства. Наименование данной статьи гласит, что Правительство - «высший исполнительный орган государственной власти» Российской Федерации. Следовательно, в иерархии органов исполнительной власти Российской Федерации Правительство занимает первое место. Более того, в ст. 1 Закона определено, что «Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». А это означает: когда по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов включаются в единую систему, главным ее звеном также является Правительство.

По официальной конституционно-правовой позиции Правительство - орган, организующий исполнение Конституции, законов Российской Федерации, международных договоров и указов Президента. Это вытекает из Конституции РФ и закреплено в ст. 4 Закона 1997 г.: «Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации».

В реальности Правительство, конечно же, участвует в руководстве государством и осуществлении всей государственной политики (тем более, что членами Правительства являются министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и т.д.). По нормам Конституции и Закона о Правительстве оно занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасности государства. Но так сложилось на практике, что в первую очередь Правительство ведает вопросами народного хозяйства страны, социально-культурного строительства. Однако в большей мере соответствующие вопросы находятся в центре внимания Президента, а усилия Правительства концентрируются Президентом на экономической, социальной, культурно-просветительской сферах.

Выполняя свои функции, Правительство заинтересовано в наличии хорошей нормативной правовой базы. В этом плане задачей Правительства можно считать подготовку и обеспечение прохождения в парламенте необходимых законов РФ, подготовку нормативных актов Президента, а также принятие в целях регулирования общественных отношений собственных нормативных актов в развитие Конституции РФ, федеральных законов и актов Президента.

С учетом сказанного можно выделить следующие главные задачи, которые реализует Правительство:

участие в руководстве государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством в стране;

организация и контроль исполнения Конституции РФ, законов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и указов Президента органами исполнительной власти;

руководство и организация деятельности органов исполнительной власти в РФ;

участие в правотворческом процессе посредством подготовки проектов нормативных актов, передаваемых парламенту и Президенту РФ или принимаемых самим Правительством РФ.

Определяя место Правительства в системе органов государственной власти государства, следует иметь в виду такие моменты.

Прежде всего, Правительство является и по Конституции, и в реальности Правительством Президента РФ. При введении поста Президента в 1991 г. в Конституции РФ было прямо сказано, что Президент руководит Правительством РФ. В Конституции 1993 г. слов о руководстве нет. Но и юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства Правительством.

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства и Президиума Правительства. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, а Правительство участвует в ее реализации. Перед каждым новым Президентом прежнее Правительство слагает полномочия, а Президент фактически начинает свою деятельность с подбора кандидатуры Председателя и формирования состава Правительства. Он может в любое время отправить Правительство в отставку. Акты Правительства должны соответствовать, помимо Конституции и законов, также и указам Президента, при обнаружении соответствующего противоречия Президент вправе отменить акт Правительства.

В Федеральном конституционном законе о Правительстве есть ст. 30 «Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти». В ней говорится, что Президент в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти. Специальным Указом Президента определяются основные линии согласованного функционирования и взаимодействия обоих государственных органов.

Закон также определяет (ст. 32) особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Президент руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Президент распределяет функции между этими федеральными органами исполнительной власти. В случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы Президент может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

Правительство в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность названных выше федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, несмотря на прямой «выход» на Президента, эти органы не становятся независимыми от Правительства, на них распространяется координирующая роль Правительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 92) гласит, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Срок такого исполнения может быть определен самим Президентом или реальными обстоятельствами, если предполагается последующее возвращение Президента к исполнению своих функций. Если же исполнение полномочий Президента прекращается окончательно, то не позднее трех месяцев должны состояться выборы нового Президента, и это предопределяет срок осуществления полномочий Президента со стороны Председателя Правительства.

Взаимоотношения Правительства с иными системами федеральных органов строятся в соответствии с принципом разделения властей, т.е. каждая ветвь власти действует самостоятельно и имеет предусмотренные законодательством средства воздействия на иные органы.

Например, Государственная Дума вправе давать согласие на кандидатуру Председателя Правительства. Однако если она трижды откажет Президенту в даче такого согласия, он вправе сам назначить Председателя Правительства, а Думу распустить и назначить новые выборы. Состав Правительства формируется Президентом самостоятельно, Государственная Дума и Совет Федерации могут сообщить Президенту свое мнение о кандидатах в состав Правительства и желательных фигурах. Это мнение ни к чему не обязывает Президента. В литературе и среди депутатов Государственной Думы давно предлагалось усилить влияние палат парламента на формирование Правительства. Государственная Дума даже принимала федеральный закон о том, что Президент должен получать ее согласие на кандидатуры заместителей Председателя Правительства и так называемых силовых министров. Однако все это не пошло далее первого-второго чтений.

К средству контроля в отношении Правительства относится право Государственной Думы на выражение недоверия (доверия) Правительству РФ. Эта процедура, как показано ранее, может кончиться отставкой Правительства, однако может иметь и другой финал - роспуск Государственной Думы Президентом, пожелавшим сохранить «свое» Правительство и «пожертвовавшим» Думой.

Говоря о конструктивных взаимоотношениях Правительства с палатами парламента РФ, надо иметь в виду прежде всего законодательный процесс. Правительство входит в число субъектов права законодательной инициативы, т.е. вправе вносить проекты законов в Государственную Думу. Оно дает письменные заключения на, образно говоря, финансовоемкие законопроекты. Правительство может направлять в Думу поправки к любым законопроектам, а также официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

У Правительства есть полномочный представитель в парламенте. Кроме того, для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта может быть назначен официальный представитель (официальные представители) Правительства. Для защиты позиций Правительства по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении за прошедший финансовый год одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год.

Что касается взаимоотношений Правительства и органов судебной власти, обе системы самостоятельны. Законодательство позволяет оспаривать нормативные акты Правительства на предмет их соответствия Конституции РФ в Конституционном Суде РФ. В отношении оспаривания законности нормативных, а также ненормативных актов Правительства возможно обращение и в Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. В свою очередь, Правительство тоже может обращаться в судебные органы для защиты интересов государства, своих позиций, оспаривать акты иных государственных органов. Характеризуя основы взаимоотношений Правительства и органов государственной власти субъектов РФ, еще раз отметим, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...