Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы




 

Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, которое осуществляется путем реализации правовых ограничений, возложения на осужденного специальных обязанностей, наделение его правами, вытекающими из характера процедуры исполнения и отбывания наказания.

Для государства, при определении пределов правовых ограничений осужденному, в качестве исходного правового начала выступает общеправовой гражданский статус такого лица.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет разновидность специального правового статуса лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, с одной стороны, в рамках правового формата обеспечить реализацию прав осужденных, их законных интересов, выполнение обязанностей, а с другой - обеспечить исправительные учреждения правовыми средствами исполнения наказания, принуждения осужденных к отбыванию наказания, соблюдению порядка и дисциплины в исправительных учреждений, а также предупреждения среди них новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления.

Ограничения осужденных к лишению свободы ь конституционных правах и свободах необходимо оценивать исходя из их социального значения в удовлетворении потребностей и интересов личности. В соответствии с этим все права и свободы личности можно подразделить на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы - это, гарантированные законом и иными социальными институтами права человека, которые характеризуют содержание самоорганизации личности и служат препятствием для незаконного и неодобряемого вторжения в личную жизнь и внутренний мир, а также всякого рода внешнего посягательства.

Личные права и свободы человека объединяют в себе: право на: жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных лереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободное определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучение и творчество, свободное передвижение по территории Российской Федерации, выбор места пребывания и места жительства, свободу совести и вероисповедания (ст. 20-28 Конституции РФ).

Право осужденного на жизнь имеет естественную природу и как социальная ценность получает свое выражение в политико-правовых актах государства. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные к лишению свободы. Неприкосновенность личности в нормах уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в право осужденных на личную безопасность (ч.2 ст.13 УИК РФ), что позволяет конкретному лицу обратиться с заявлением к любому сотруднику исправительного учреждения с заявлением о возникновении в отношении его угрозы личной безопасности. В свою очередь должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности такому лицу. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть объектом медицинских экспериментов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье (ч.3 ст.12 УИК РФ).

Достоинство личности осужденного не только охраняется государством без каких-либо ограничений, (ч.1 ст.21 Конституции РФ), но и является основой для проведения и ним ресоциализационной работы. Европейские тюремные правила, принятых Советом Министров европейских стран в феврале 1987 г., особо подчеркивают это обстоятельство.

Гарантиями охраны чести и достоинства осужденных служат нормы ч. 4 ст.24 УИК РФ, которые не позволяют представителям средств массовой информации и иными лицами производить кино-, фото-, видеосъемку осужденных, брать у них интервью без их письменного согласия.

Процедура исполнения лишения свободы не ограничивает права осужденных на выражение своей национальной принадлежности. Это касается и языка их общения во взаимодействии с администрацией ИУ и в решении других вопросов, связанных с отбыванием наказания, а также с реализацией иных своих прав. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами в соответствующие органы, общественные объединения "на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания" (ч.5 ст.12 УИК РФ).

Учитывая значимость в культуре осужденных, в их нравственном развитии убеждений, религиозного и иного сознания, законодатель особым образом сделал акцент на обеспечении права осужденных на свободу совести и свобода вероисповедания. Затем это право осужденных было закреплено в ст.14 УИК РФ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях", которые предусматривали возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в местах лишения свободы.

Осужденные к лишению свободы прямо ограничены в праве на свободу передвижения. Они обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждения. Побег из мест лишения свободы согласно ст.313 УИК РФ является преступлением.

Право на свободу передвижения осужденных к лишению свободы ограничивается значительно, практически в полнм объеме. На период отбывания наказания для них вместо права на свободу перемещения устанавливается специальный режим их изоляции: минимальной - в колониях-поселениях, средней - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов на общих или облегченных условиях содержания и на общих, облегченных или льготных условиях в воспитательных колониях и максимальной - в исправительных колониях особого режима, тюрьмах, а также ШИЗО, ПКТ и одиночных камерах.

Вместе с тем в зависимости от поведения осужденных степень их изоляции может изменяться как в сторону смягчения, вплоть до условно-досрочного освобождения, так и в сторону ужесточения, вплоть до перевода в исправительное учреждение с более строгим режимом содержания.

Политические права и свободы - это закрепленные в Конституции РФ права граждан на участие в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством и обществом, а также на свободу политического самоопределения. Они включают в себя свободу мысли и слова, право на объединение в общественные организации, на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.29-33 Конституции РФ). Эти права осужденных также на период отбывания наказания ограничиваются путем установления форм контроля, приостановления действия.

Осужденные могут свободно высказывать свои мысли, суждения и убеждения по любым вопросам, как в устной, так и в письменной форме, но специфика осуществления изоляции заключается в том, что за ними осуществляется надзор в целях контроля за их поведением. Поэтому объективированные их мысли подвергаются оценке: выступления, суждения, высказывания, угрозы, обращения. Культурно-массовые, спортивные мероприятия осужденных и работа их актива проводятся под контролем администрации ИУ, переписка и публикации осужденных подвергаются цензуре (ч.2 ст.91, ч.1 ст.111 УИК РФ).

Право граждан на объединение (ст.30 Конституции РФ) в условиях мест лишения свободы не может быть реализовано. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, на наш взгляд, нельзя признать формой объединения граждан. Это особая форма ограниченной самоорганизации осужденных в целях развития полезной инициативы, коллективных начал, духовности, творчества, физических и личных способностей. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоорганизацию, самовыражение, проявление способностей работать в специфической общности. Участие осужденных в самодеятельных организациях учитывается при определении степени их исправления.

Как уже отмечалось, Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим в исправительных учреждениях исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждения, но все собрания и печать организуются и находятся под контролем администрации.

Наличие гражданства конкретного человека указывает на политико-правовую, социальную, идейно-нравственную связь и взаимную ответственность индивида и государства. Гражданство человека - это не только юридическое оформление его статуса. Содержательная сторона права на гражданство для физически и психически здорового человека достаточно емко выражается в признании его субъектом политических отношений (участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным). На эту важную сторону гражданства достаточно емко обратил внимание М.В. Баглай: "Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства". Осужденные к лишению свободы ограничены в праве на участие в управлении делами государства (ч.3 ст.32 Конституции РФ). Они не могут избирать и быть избраны в представительные органы власти. Это положение Конституции РФ, на наш взгляд, сводит на нет право осужденного на гражданство. Лицо, осужденное к лишению свободы, как правило, за тяжкое или особо тяжкое преступление, порицается судом от имени государства за противоправное и явно аморальное поведение. Вместе с тем, отбывание наказания - есть процесс реабилитационный по своему правовому (юридическому) смыслу. Приговор суда, представляющий акт правосудия государства, имеет как ретроспективное, так перспективное значение. Ретроспективное значение его заключается в том, что, в нем виновное лицо порицается в совершении преступления и устанавливается его ответственность в форме наказания или иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем, приговор ставит осужденного в положение субъекта, который через процедуру исполнения и отбывания наказания имеет возможность стать правопослушным гражданином и он именно идентифицирует себя в этом качестве в настоящем и будущем. Для того, чтобы такая идентификация личности осужденного имела место после вынесения приговора, надо признать, что акт правосудия степенью своего порицания формально "отделяет" его от преступления, переводя из категории преступника в категорию лица, обремененного уголовной ответственностью, - осужденного. Это порождает и юридические, и психологические, и социальные предпосылки перспективы исправления осужденного. Однако, Конституция РФ, существенно ограничивая осужденного в правах, как гражданина Российской Федерации, лишая его избирательного права на период отбывания лишения свободы. Тем самым существенно на наш взгляд, деформируется статус осужденного, как гражданина государства, и ослабляется исправительная роль правосудия (правовую связь осужденного и государства становится ограниченной и формальной). Нам представляется, что конституционное ограничение осужденных к лишению свободы активного избирательного права должно быть отменено. И от этого негативного советского наследия необходимо решительно отказаться. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только не дублирует данное конституционное ограничение, но и закрепляет принцип равенства осужденных перед законом. Однако только осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, согласно норме ч.3 ст.32 Конституции РФ ограничены в праве избирать и быть избранным, а также в праве голоса на референдуме. Следует отметить, что в Конституции РФ и ФЗК "О референдуме" сформулировано данное ограничение не совсем определенно и точно. В них отмечено, что не имеют права избирать и быть избранными, также права голоса на референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Размытость данной нормы заключается в том, что в законодательстве России отсутствует закрепление понятия "места лишения свободы". Ряд авторов учебников Конституционного права РФ и Комментариев к Конституции РФ вообще не дают оценки норме ч.3 ст.32 Конституции РФ, видимо, полагая, что она отвечает духу времени, международным правовым стандартам по правам человека, и не противоречит другим положениям Конституции РФ.

Следует отметить, что в законодательстве и теории права России употребляется ряд схожих понятий и категорий: "места лишения свободы", "места отбывания наказания", "места заключения", "лишение свободы" но отражающих не однозначные правовые явления.

Места лишения свободы в широком смысле слова - это понятие обобщающего значения, которое охватывает собой все легальные места изоляции личности: места предварительного заключения правонарушителей (ИВС), следственные изоляторы, исправительные учреждения, В узком смысле - это исправительные учреждения. Как мы выше отметили, законодательного выражения места лишения свободы нет. Хотя, Конституция РФ данное понятие употребляет.

Понятие места отбывания наказания сформулировано ст. ст.47, 68, 73 УИК РФ применительно к осужденным к наказаниям в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы.

Места заключения употребляется как синоним мест лишения свободы, а также в качестве мест досудебного заключения (следственный изолятор).

Понятие лишение свободы в теории права употребляется в значении наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а также для обозначения всех видов наказаний, связанных с изоляцией осужденных: лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Неопределенность конституционного понятия места лишения свободы по приговору суда позволяет по-разному трактовать как, так и связанные с ним последствия. Так, Л.В. Лазарев полагает, что законодатель в ч.3 ст.32 Конституции РФ имел ввиду категорию осужденных к лишению свободы, которые". сами лишили себя права участвовать в выборах и референдумах, преступив закон". Еще более оригинален подход в трактовке указанного правоограничения у С.А. Пяткиной. Она объясняет невозможность реализации указанного конституционного права". спецификой данного вида наказания". Такой упрощенный подход к такой серьезной и более глубокой проблеме, мы полагаем, не допустим. Специфика наказания не является препятствием для реализации права голоса осужденных к лишению свободы. Кроме того, закон преступают и другие осужденные, совершая преступления небольшой и средней тяжести. Однако одним из них суд в качестве наказания назначает лишение свободы на определенный срок, а другим, - исправительные работы или осуждает, либо освобождает от его отбывания условно. При этом вторая категория осужденных не утрачивает активного избирательного права.

Григонис Э.П. и Григонис В.П. отмечают, что согласно ч.3 ст.32 Конституции РФ". лишены избирательных прав осужденные судом за совершение преступления к лишению свободы на определенный срок (ст.56 УК РФ) или пожизненно (ст.57 УК РФ) и содержащиеся в местах лишения свободы, к которым, в соответствии с УК РФ и УИК РФ, относятся: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии для несовершеннолетних и тюрьмы.

Не лишаются избирательных прав лица:

· осужденные к лишению свободы условно в порядке ст.73 УК РФ;

· условно-досрочно освобожденные от наказания в виде лишения свободы в порядке ст.79 УК РФ;

· лица, освобожденные от наказания в виде лишения свободы в связи с болезнью (ст.81 УК РФ);

· беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до 8 лет, к которым применена отсрочка отбывания наказания в виде лишения свободы (ст.82 УК РФ);

· лица, осужденные судом к другим видам наказания, не связанным с лишением свободы, например, с изоляцией от общества, а именно к аресту (ст.54 УК РФ), к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст.55 УК РФ).

Данное ограничение избирательных прав не распространяется на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу (арест, содержание под стражей) и содержащихся в условиях изоляции от общества в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Однако это правило не распространяется на лиц, осужденных судом к лишению свободы и по различным обстоятельствам, предусмотренным УПК РФ и УИК РФ, содержащихся в следственных изоляторах (лица, доставленные в следственный изолятор для проведения следственных действий; осужденные, оставленные в следственном изоляторе для хозяйственной обслуги и др.).

Однако ни конституционное, ни избирательное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержат толкования правовой категории "места лишения свободы". Нет и такого понятия как "содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Возникает вопрос: Что имел в виду законодатель, формулируя данную норму?

Если буквально следовать норме, то осужденные к смертной казни, впоследствии помилованные, заменой им данного наказачия лишением свободы на определенный срок или пожизненно, также осужденные к ограничению свободы, исправительным работам и обязательным работам, которым эти виды наказания заменены на лишение свободы, должны имлъ право голоса. Они в местах лишения свободы содержатся на основания не приговора суда, а акта помилования либо иного решения суда, (дополняющего приговор).

Нам представляется, что в процедуре отбывания наказания, осужденный, будучи субъектом социальной реабилитации должен иметь максимально возможные для реализации гражданские права. В этом процессе особенно важны юридические и социальные гарантии государства в форме сохранения действия тех прав осужденных, которые определяют сущность гражданских прав осужденных. Речь идет о возможности сохранения таких политических прав, как право участия осужденных в выборах. Отнимая право голоса у осужденных (ограничивая) государство делает их гражданство достаточно формальным и пассивным, сводя его в основном к обозначению принадлежности субъекта к государству, наделением его правом поживать на территории государства, возложением обязанностей выполнять законы государства. Дело в том, что осужденные к лишению свободы, оказались причастны к криминалу в силу и объективных социальных условий в стране в конкретный исторический период. Осужденные через право голоса могли бы не только реализовать себя как граждане и члены общества, но и влиять на политические и социальные процессы в стране. Исключать их из этого процесса, - значит делать демократию в стране усеченной и недостаточно эффективной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...