Основные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Курсовая работа по дисциплине "Таможенное право" на тему: "Правовой статус уполномоченного экономического оператора"
Выполнил: студент 4-го курса Е.А. Тюкалова Научный руководитель: профессор Р.В. Терентьев
Санкт-Петербург 2013 Оглавление
Введение . Общие положения правового статуса уполномоченного экономического оператора . Основные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора . Проблемы унификации правового регулирования статуса УЭО в рамках Таможенного союза Заключение Список использованных источников Введение
Актуальность исследования. Введение института уполномоченного таможенного оператора (УЭО) в российскую таможенную практику является важным этапом в развитии системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД. Данная новелла таможенного законодательства таможенного союза основана на нормах международного права. В соответствии с нормами международного права, таможенная служба предусматривает выпуск товаров по представлению минимальной информации, необходимой для идентификации товаров и достаточной для последующего заполнения окончательной декларации на товары; очистку товаров на объектах декларанта или в ином месте, разрешенном таможенной службой, и в дополнение, по мере возможности, выполнение других специальных процедур. Уполномоченный экономический оператор - это не полный аналог института уполномоченного грузополучателя в Европе. Отличие заключается в том, что российский уполномоченный экономический оператор не может оказывать услуги по таможенному оформлению товаров, в остальном он соответствует институту уполномоченного грузополучателя.
Научная разработанность темы. На сегодняшний день полностью отсутствует какая-либо монографическая литература, и практически также периодическая, регламентирующая правовой статус УЭО. Существует лишь несколько работ, связанных с вопросами правового положения УЭО. Так, вопросы данной проблемы присутствуют в публикациях Васильева А.А., Курочкина К.Л. Таким образом, обобщение имеющихся теоретических познаний по исследуемой нами теме, будет способствовать ускорению решения ряда проблем, возникающих в правоприменительной практике. В силу этого автор настоящей работы попытался восполнить данный пробел и провести анализ всех научных исследований, привлекая при этом нормативно-правовую базу. Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является всестороннее исследование правового статуса и правовых проблем осуществления деятельности УЭО. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: . Изучить общие положения правового статуса уполномоченного экономического оператора. . Изучить основные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора. . Изучить проблемы унификации правового регулирования статуса УЭО в рамках Таможенного союза. Объект и предмет исследования. В качестве объекта настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым статусом и правовыми проблемами осуществления деятельности УЭО. Предметом исследования является правовой статус УЭО. Источниковая база. При подготовке и написании работы был использован широкий круг источников. Условно их можно разделить на следующие группы. В первую группу входят международные нормативные правовые акты, содержащие нормы, касающиеся правового статуса и правовых проблем осуществления деятельности УЭО. Во вторую группу входят нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, касающиеся вопросов правового статуса и правовых проблем осуществления деятельности УЭО.
Третья группа источников представлена электронными ресурсами, а именно сайтами, содержащими электронные периодические статьи по исследуемому нами вопросу. Практическая значимость исследования. Основные выводы исследования могут быть приняты во внимание сотрудниками таможенных органов, а также в процессе решения практических проблем по разрешению вопросов связанных с определением правового статуса и правовых проблем осуществления деятельности УЭО. Кроме этого, возможно использование отдельных положений работы преподавателями вузов при составлении лекционных курсов по дисциплине "Таможенное право". Общие положения правового статуса уполномоченного экономического оператора
Основываясь на нормах Международной конвенция от 18 мая 1973 года "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" к которой Российская Федерация присоединилась с принятием Федерального закона от 03.11.2010 N279-ФЗ, в России введен институт уполномоченного таможенного оператора (УЭО). Ранее льготный режим предоставлялся в рамках ТК РФ как "специальная упрощенная процедура". Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др. Несмотря на то, что определенный льготный режим существовал ранее, уполномоченный экономический оператор - это новый для России и стран ТС институт, имеющий своими источниками нормы международного права, где применяется понятие "уполномоченный грузополучатель" (Международная конвенция от 18 мая 1973 года "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур"), а также существовавшие до его введения определенные категории лиц, пользующихся льготами. В настоящее время правовое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществляется на 2-х уровнях. В ТК ТС закреплены основные обязательные положения. На национальном уровне институт уполномоченного экономического оператора регулируется ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" от 27.11.2010 № 311.
Уполномоченный экономический оператор в таможенном союзе - это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку. Получение статуса уполномоченного экономического оператора предоставляет экономическому субъекту ряд существенных льгот. В соответствии со ст. 41 ТК ТС к таковым относится: временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС; проведение таможенных операций связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза. Иными специальными таможенными упрощениями являются: предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической ДТ; периодическое таможенное декларирование. Также уполномоченному экономическом оператору предоставляется возможность указывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями (ст. 215 Закона). Предусмотренные упрощения при выпуске УЭО товаров выражаются также и в процедурном аспекте. Так, например, установлено, что по прошествии пяти часов после направления в таможенные органы документов необходимых для выпуска товаров, и при отсутствии выданного запрета на снятие средств идентификации с товаров, разрешение считается полученным; перевозчик также вправе передать товар УЭО без получения разрешения таможенных органов назначения. С момента принятия товаров от перевозчика, они считаются выпущенными (п. 1, 2 ст. 87 Закона о таможенном регулировании).
Как видно, операции связанные с таможенным контролем и таможенным оформлением товаров (за исключением отдельных товаров) могут проводиться в более комфортном режиме и предполагают более эффективное про хождение таможенных процедур. Однако возможность их применения поставлена в зависимость от получения компанией статуса УЭО и требует выполнения определенных условий. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку. Таким образом, уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе - это юридическое лицо, которое должно отвечать определенному перечню общих требований (наднациональных) требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать дополнительные условия, которые могут быть установлены в стране Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо. При условии выполнения всех требований и соблюдения всех условий, а также включении в соответствующий реестр юридическое лицо приобретает статус уполномоченного экономического оператора и может пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными в ТК ТС. Статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус. Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе "О таможенном регулировании в РФ" критериям, в том числе иметь надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации. Основные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора таможня вэд затраты логистический Условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора прописаны в ст. 39 ТК ТС. Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии со ст. 38 ТК ТС, ст. 85 Закона о таможенном регулировании статус УЭО может получить только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ.
Здесь необходимо подчеркнуть несколько обстоятельств: а) УЭО может быть только юридическое лицо, которое внесено в реестр УЭО только одного государства - члена ТС. Таким образом, акты ТС не предусматривают института признания УЭО, что, конечно, не исключает возможности создания на территории иного государства-члена ТС дочернего общества и получения там статуса УЭО, однако в этом случае, такое общество обязано соблюсти все требования государства-члена ТС, включая требование о предоставлении обеспечения; б) цель ввоза товаров должна быть сопряжена с их использованием в производственной и иной предпринимательской деятельности. С технической стороны, статус УЭО присваивается юридическому лицу таможенными органами путем, внесения информации об обществе в реестр УЭО и выдачи соответствующего свидетельства. Для получения указанного свидетельства, претендент подает в уполномоченные таможенные органы ряд документов, которые, в свою очередь, подтверждают исполнение всех требований, перечисленных в законе (ст. 90 Закона о регулировании таможенной деятельности), включая следующие. Обеспечение. УЭО обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Пункт 1 ст. 39 ТК ТС устанавливает в отношении этого условия дифференцированный подход: в качестве общего правила, устанавливается сумма, эквивалентная 1 млн. евро; однако лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на день предоставления такого обеспечения. По выбору плательщика обеспечение предоставляется денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества (ст. 86 ТК ТС). Отметим, что наиболее распространенной на практике является банковская гарантия. Документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечения, могут быть представлены заявителем после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий не позднее 30 дней со дня направления предварительного решения таможенного органа о соблюдении иных условий включения (п. 6 ст. 90 ТК ТС). Отсутствие правонарушений.Компания также должна подтвердить отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям в совокупности составила 500 000 рублей и более (пп. 5 ст. 39 ТК ТС, п. 2 ст. 88 Закона о таможенном регулировании). Указанное требование подразумевает девять составов правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях: незаконное перемещение то варов и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1. КоАП); недекларирование либо не достоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2. КоАП); несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 16.3. КоАП); представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7. КоАП); недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9. КоАП); непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15. КоАП); представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17. КоАП); незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст.16.20 КоАП); нарушение сроков уплаты таможенных платежей (16.22. КоАП). Отсутствие судимости за совершение преступлений. Для получения статуса УЭО для руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а так же у руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического обязательным является отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности (пп. 3 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании). Продолжительность ведения внешнеторговой деятельности.Компании необходимо также подтвердить осуществление внешне торговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - членов ТС, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган (пп. 2 ст. 39 ТК ТС, пп. 2 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании). Указанный срок ведения внешнеэкономической деятельности подтверждается копиями использованных таможенных документов (пп.7, п.3 ст. 90 Закона о таможенном регулировании). Это могут быть, например, таможенные декларации, иные документы. Отсутствие задолженности по таможенным платежам и налогам. ТК ТС в качестве условия предоставления статуса УЭО предполагает также отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней (пп. 3 ст. 39 ТК ТС), а также отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах государств - членов ТК ТС (пп. 4 ст. 39 ТК ТС). Наличие системы учета товаров.Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств - членов ТС (пп. 6 ст. 39 ТК ТС) также является не обходимым требованием. Условие о наличии системы учета товаров, считается выполненным, если заявитель соблюдает следующие требования (п. 3 ст. 88 Закона о таможенном регулировании): ведет бухгалтерский и налоговый учет, а также учет для таможенных целей в соответствии со ст. 96 Закона о таможенном регулировании (см. ниже); предоставляет таможенным органам до ступ в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем заявителя с учетом требований законодательства РФ о защите информации; применяемая им система учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, пред усматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами ТC; применяет автоматизированную информационную систему, содержащую меры защиты информации, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Требование о внедрении УЭО системы учета для таможенных целей предполагает, прежде всего, следующее: ведение раздельного учета ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета; предоставление ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган отчетности нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных п. 1 ст. 41 ТК ТС (см. подробнее п. 4, 5 ст. 96 Закона о таможенном регулировании). Отчетность может предоставляться в таможенный орган в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением ин формации на бумажном носителе. УЭО несет ответственность за непредставление и (или) не своевременное предоставление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно предоставление отчетности, содержа щей недостоверные сведения. Исключение применения упрощенной системы налогообложения.Пп. 1 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании предусматривает данное требование. Наличие помещений для хранения товаров.В случае применения таможенной операции временного хранения, УЭО дол жен обеспечить нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения иностранных товаров (пп. 4 п. 4 ст. 88 Закона о таможенном регулировании). Помещения, открытые площадки УЭО имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются таможенным органом и УЭО в соглашении и должны иметь специальные обозначения. Вывоз товаров, находящихся под таможенным контролем, за пределы указанной зоны осуществляется с разрешения таможенного органа (п.2 ст. 89 Закона о таможенном регулировании). Помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения УЭО иностранных товаров, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками УЭО), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Допустимо также хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, и иных товаров, находящихся на хранении, в одном помещении при условии их раздельного размещения, которое обеспечивается любым приемлемым для УЭО способом, позволяющим визуально отличить товары, находящиеся под таможенным контролем, от других товаров (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями). Допускается хранение насыпных, наливных товаров, находящихся под таможенным контролем, совместно с товарами того же вида и качества, находящимися на хранении. Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО, осуществляющего производственную деятельность, таможенными органами не устанавливаются (ст. 89 Закона о таможенном регулировании). Права на указанные объекты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации прав на помещения и (или) открытые площадки или договором аренды (субаренды) помещения или земельного участка, на котором расположена открытая площадка, зарегистрированного в установленном порядке. Прилагается также план (чертеж) складского помещения с указанием планируемого места нахождения товаров, находящихся под таможенным контролем; план (чертеж) открытой площадки с указанием размеров и расположения этой площадки на производственной территории (пп. 8, п. 3 ст. 90 Закона о таможенном регулировании). Соглашение УЭО с таможенными органами.Ст. 94 ТК ТС закрепляет в качестве принципа проведения таможенного контроля, "принцип взаимодействия с участниками внешне экономической деятельности", в том числе при применении УЭО специальных упрощений (ч. 8 ст. 86 Закона о таможенном регулировании). Между соответствующим таможенным органом и УЭО при принятии решения о присвоении последнему статуса УЭО, заключается соглашение о взаимодействии, включающее регламент информационного обмена между УЭО и таможенными органами, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых УЭО в рамках завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении иностранных товаров, следующих в адрес УЭО, осуществляющего производственную деятельность, выпуска товаров до подачи таможенной декларации или с применением предварительного таможенного декларирования товаров. Типовая форма указанного соглашения определяется ФТС РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 244, п. 4 ст. 257 и п. 4 ст. 269 ТК ТС указанное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия приме нения УЭО таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Использование указанного соглашения в качестве документа, предусматривающего условия приме нения соответствующей таможен ной процедуры переработки, не освобождает УЭО от соблюдения иных обязанностей, связанных с применением и завершением соответствующей таможенной процедуры переработки. Расторжение соглашения, помимо прочего, является основанием для отзыва свидетельства о включении в реестр УЭО (пп. 7 п.8 ст. 94 Закона о таможенном регулировании). Вместе с заявлением компания направляет в таможенные органы перечень сведений, а так же ряд документов, подтверждающих соблюдение всех перечисленных условий для получения указанного статуса (ст. 90 Закона о таможенном регулировании). Уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр УЭО и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр в срок, не превышающий 90 дней со дня его принятия к рассмотрению (п. 1 ст. 91 Закона о таможенном регулировании). Законом закреплена последующая проверка соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса УЭО. В связи с этим, уполномоченный таможенный орган вправе осуществлять выездную таможенную проверку в отношении заявителя (п. 2 ст. 91 Закона о таможенном регулировании). В заключении отметим, что институт УЭО призван облегчить проведение операций связанных с таможенным оформлением и контролем. Ряд участников внешней экономической деятельности уже намеренны, воспользоваться разработанной системой упрощений. Однако на данный момент, несомненно, институт находится на этапе становления и ряд нормативных актов, таких как, например, административный регламент, по рядок подачи заявления и иных документов для включения в реестр УЭО и некоторые другие еще ждут своего принятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|