Моделирующей / игровой ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении Действия учащихся по игровым правилам, развертывание игрового сюжета. Подведение итогов игры (например: подсчет очков объявление игровых результатов). Самооценка действий участников (в условном, моделирующем плане) Обсуждение хода и результатов игры, игровых действий И переживаний участников. Анализ игровой (моделирующей) ситуации, ее соотношения с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры. Педагогическая технология игрового обучения заключается в обязательном выполнении следующих этапов подготовки и проведения дидактической игры: определение цели; мотивация; характеристика coдержания и оснащения игры; описание условий организации игры; оценка результатов; организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели. Рассмотрим каждый этап отдельно. Цели познавательной игры отражают педагогические и методические задачи урока, с учётом того, что игра может занимать лишь его часть. Особое внимание следует уделять постановке воспитательных развивающих целей, так как в процессе игрового обучения часто имеет место, проявляется дух коллективизма,дружеской взаимопомощи, ответственности перед командой и т.д. Цели воспитания и развития учащихся не сообщаются, а цель обучения не только чётко сообщается, но и обосновывается для того. Необходимо,чтобы они приняли ее как свою собственную. Мотивация, для того чтобы цель обучения была принята учащимися, необходимо вызвать у них такие мотивы, которые вызовут желание осуществлять познавательную деятельность. От того, как учитель сможет организовать положительную мотивацию, связанную с целью предстоящей игры, зависит глубина включения учащихся в содержание урока. Игра предполагает свободу выбора, поэтому правильная мотивация должна этому способствовать. Содержание и оснащение игры должно удовлетворять выше перечисленным требованиям к использованию игровых приемов. Oписании условий организации игры включает в себя указание форм организации работы с учащимися: индивидуальная или коллективная, в паре или микрогруппе. Важно отметить вид игры - ролевая, деловая, игра-путешествие, игра-соревнование и т.д. Также условия протекания, регламент. Оценка результатов игры очень важна, поскольку результат игровой деятельности имеет двойное значение. Для учителя он свидетельствует о степени развития учащегося и о степени овладения предметным знанием. Учащимся же результат дает степень удовлетворения собой и своей деятельностью. Результаты познавательной игры можно оценить с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри. Важна оценка результатов самим учителем.Oн обязательно должен похвалить победителей, указать причины ошибок учащихся. Организация самоконтроля и постановка перспективной познавательной цели. По мнению Г.И.Щукиной, В.Ф. Башарина и других педагогов нельзя завершать учебную деятельность лишь оценкой результатов. Необходимо проанализировать всю работу. Если получен положительный результат, то нужно закрепить его, зафиксировать опыт приобретения данного результата. В случае неудачи важно найти ошибку, исправить его скорректировать дальнейшую работу, чтобы исключить появление подобных ошибок впредь.Для этого и планируется организация самоконтроля учащихся. Теория познавательного интереса на данном этапе предполагает постановку перспективной цели, которая актуализируется в дальнейшей работе.
Обоснование выбора темы. Систематическая организация игровой познавательной деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями.дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании сознанной потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний. Безусловно, любая технология включает в себя определенные средства, активизирующие деятельность учащихся. Но игровая замечательна тем, что эти средства составляют сё главную идею и фундамент достижения положительных результатов. Во всём многообразии современных форм преподавания на первом месте в паре учитель-ученик поставлен учитель: он планирует путь обучения ученика, и выбирает методику и средства обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность ребенка. Более перспективно в настоящее время личностно-ориентированное обучение, (центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся
К самоактулизации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного обучения является теория педагогики сотрудничества. В настоящее время данная теория не воплощена в конкретную модель как целостная технология. Педагогика сотрудничества рассматривается как особый тип «пронизывающей»технологии. Игра- это один из преобладающих методов педагогики сотрудничества. Выше было отмечено, что организация игровой деятельности является одним из наиболее эффективных путей формирования познавательного интереса в обучении иностранному языку. Но необходимо четко понимать, что познавательный интерес- явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он влияет различными своими сторонами. Часто в педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников. Однако, внешние стимулы могут вызвать временное состояние заинтересованности и не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого материала. Следовательно, нельзя 'трактовать познавательный интерес только внешней стороной его влияния на школьника, понимать его только как средство обучения. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда он используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. При использовании игровых технологий необходимо также учитывать, что элементы занимательности, присущие любой игре, рассматриваются как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого. Такие элементы игровой деятельности как новизна, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Наиболее существенным проявлением познавательного интереса является то, что выступает как ценнейший мотив учебной деятельности и имеет ряд преимуществ перед другими мотивами: o познавательный интерес раньше других осознается школьниками; o более точно выражает мотивацию учения; o более доступен для наблюдения; o как мотив личности имеет меньшую ситуативную прикованность; взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости.
Разработка и проведение дидактических игр предполагает обязательность учёт возрастных особенностей учащихся. Успех в обучении иностранному языку школьников младших классов может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету, среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,игры на развитие навыков общения,сказки, музыка и наглядность. А все это помогает повысить качество обучения, добиться лучших результатов. Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учится. Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. У подростков нет той непосредственности восприятия явлений окружающей действительности, как у младшего школьника, поскольку его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относится к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом, характере. По интересам подростков можно разделить на теоретиков стремящихся проникнуть в истины, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний и.т.д.
Использование на уроках ИЯ, разнообразных сюжетных игр позволяет учитывать данные особенности подростков. В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного,, журналиста, судьи и т. д. Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как активный участник, субъект организации игры. Новизна опыта. Составлен комплекс дидактических игр по английскому языку с 7-го по 11-ый классы. С учётом имеющегося банка игр внесены изменения в структуру тематического планирования. Самостоятельно разработано ряд дидактических игр с раздаточным материалом, несколько сюжетных игр с помощью компьютерных программ. При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываю и активно использую жизненный опыт учащихся, межпредметные связи. Для учащихся 7-9-ых классов веду кружок «Занимательный ИЯ». Дополнительные знания, которые ребята здесь получают, включаются в содержание, как традиционных уроков, так и уроков-игр. Трудоемкость. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока- закреплению знаний, освоению способов решение задач и т.д. Только в этом случае она будет является обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой -..определенную трудность при составлении проведении дидактической игры. Впервые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученики не заметно для себя постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес учащихся в течении всей игры. В процессе работы освоена технология игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых)-как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку Результативность. При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты: o формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; o вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; o создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся; o повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся; o в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания; • o развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах. Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий. Ребята из класса, с которым я работаю два с половиной года, регулярно сдают экзамены GDS по предметам. И этот класс показывает не плохие результаты выделилось группа учащихся которые целенаправленно готовятся к сдаче вступительного экзамена по предмету, то есть планируют связать свою дальнейшею жизнь с английским языком. О результативной работы также свидетельствуют стабильные неплохие показатели качества знаний. В 7,8,-ом классах наблюдаются рост качества знаний.
Виды игр. Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок - заочное путешествие, урок защиты профессий и так далее [8, 53]. Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и слушания). Ролевые игры. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном языке называют урок - ролевую игру [8, 68]. Обучающие возможности урока - ролевой игры велики и заключаются в следующем: 1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. 2. Урок - ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент урока, обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. 3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. 4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и ситуацией создают благоприятные условия для запоминания. 5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности. 6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Ф.М.Рабинович, а также Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская - авторы “Настольной книги преподавателя иностранного языка” отмечают, что ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и повышает качество овладения им. Ролевая игра-это импровизированный спектакль, в котором участвуют все ученики класса. Каждый ребенок выступает в интересной для него позиции. Игровую роль он выполняет без какого-либо внешнего воздействия. Она становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры- внутренними правилами для самого себя. наблюдаются стремление желание играющего к максимальному проявлению личных качеств и возможностей для выполнения требований роли. В процессе такой игры происходит повышение активности, самостоятельности, инициативы и творчества детей. Ролевая игра изменяет характер действий и поведения ребёнка. Ролевые игры могут быть разными как по игровым, так и по дидактическим задачам Эта форма вызывает наибольший интерес учащихся. Уроки-конференции могут быть проблемными, тематическими и читательскими. Конференции по иностранному языку проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учеников. Учитель выбирает нескольких учеников с высоким уровнем обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения. Учащиеся готовят наглядные пособия к уроку, выпускают стенгазету, организуют выставки книг по изученной теме. Подбирают литературу к конференции, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей конференции. Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К этой работе привлекаются также консультанты, которые распределяют поисковые задания между группами учеников. Варианты пресс-конференций могут быть различными, например, проходить в виде встреч: 1) с путешественниками; 2) с героями литературных произведений; 3) с деятелями искусства. Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учеников обусловливают речевое поведение школьников. В ходе урока - пресс-конференции ученики тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. После проведения урока - пресс-конференции ученики могут поделиться своими впечатлениями о ней в специальном выпуске стенной, радио- или фотогазеты. При проведении уроков - конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так как цель диспута - формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой проблеме. Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в нашей стране и за рубежом, наука, литература, искусство, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране. Урок-диспут (от лат. рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновение различных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться. Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступления, дополняющие и уточняющие те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае — обычная беседа или конференция. Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования. Кроме урока-конференции, урока-диспута к активным нетрадиционным формам проведения урока относят урок-экскурсию или урок - заочную экскурсию. Игры-путешествия. Эти игры рекомендуются для учащихся подросткового возраста. Педагогические исследования показывают, что отношение школьников к учению зависит от того, насколько учитель ориентируется в организации учения на их психологические особенности. Подросткам свойственны стремления к самостоятельности, признанию сверстником, тяга к романтическому, героическому, что, по их мнению, отсутствуют на обычных школьных уроках. Учет этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы урока, как путешествие. Правила игры. Для проведения игры ребята разбиваются на команды(не менее трех) и отправляются в путешествие, цель которого вполне конкретна и, безусловно, интересно подростком. Между командами объявляется соревнование на быстроту достижение цели. Возможна организация игры-путешествие без соревнование команд, но тогда обязательно необходимо предусмотреть личное первенство.[11c23-24] Заранее рисуется карта похода, на которой указывается все промежуточные пункты следования. Побеждает та команда, которая первой, преодолев все препятствия, прибывает к финишу. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес [8, 12]. Это позволяет нам придти к заключению, что игровые активные формы проведения уроков способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в “предлагаемые обстоятельства”, усиливает “личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка. Приложение. 8 класс Форма: Урок-путешествие. Тема урока "Our world is wonderful". Задачи урока: Познавательный аспект: •овладение и отработка новых лексических единиц (НЛЕ) по теме «Путешествие»;повторение времен и степеней сравнения прилагательных. Развивающий аспект: развитие памяти и внимания, умение работать в команде; развитие навыков аудирования и умения писать под диктовку. Воспитательный аспект: • воспитание чувства партнерства, любознательности, стремления доводить дело до конца. Наглядные пособия: магнитная доска, карточки с заданиями (раздаточный материал), «дорожные карты» с новыми ЛЕ, сувенирные календарики. Технические средства: компьютерное презентация о способах путешествия, диск с записью походной песни. Организационный момент (приветствие, предъявление темы). Teacher (T): Hello, my dear boys and girls! I am so happy to see you. The theme of today's lesson is "Our world is wonderful". So, let's begin... Your task for today was to learn a new song, "My Bonny".(Звучит музыка песни "My Bonny", но слова другие.) My teacher is at the table, And my thoughts are over the sea. We're doing just what we are able. Oh! Bring back my brains to me! Chorus: Bring back, bring back, Bring back my brains to me, to me. Last lesson, I slept on my chair, Last lesson, I slept all along, Last lesson, I slept everywhere. And I dreamed that my teacher had gone. Chorus: Sweet dreams, sweet dreams I hope that my dreams will come true! T: Why are the words in this song so strange? Pupil (P): We don't like studying! It's boring! T: What would you like to do then? Ps: We'd like to play! We'd like to travel! T: You like traveling! And what do you know about traveling? Учащиеся читают цитаты известных людей о путешествиях. Travel makes a wise man better, and a fool worse. Thomas Fuller I should like to spend the whole of my life in traveling abroad, If I could anywhere borrow another life I will spend afterwards at home. William Ha A wise traveler never despises his country. Carlo Go. Travel is ninety percent anticipation and ten percent recollection. Edward Street To travel hopefully is a better thing than to arrive. Robert Louis Stevens • T: Would you like to travel right now? Ps: Yes! Of course! Показываю мини презентацию о способах путешествий. Т: Traveling is very important nowadays. Millions of people travel long distances to go abroad. They use planes, trains, cars, and ships to reach their destinations. We are going to go to visit Great Britain. Our trip is beginning. Анализ (со слов учеников записываю на доске различные виды транспорта и при этом обращаю внимание на предлоги). Введение НЛЕ, связанных с подготовкой к путешествию. на экране находится таблица с новыми ЛЕ. Учитель предъявляет лексику с комментариями и примерами: путешественник, рюкзак, зонт, спички, компас, солнечные очки, дорожная карта, аптечка, фотоаппарат, карманный фонарик, палатка). Введение в речь НЛЕ (ориентирование по таблице). - (путешествие по таблице с новыми ЛЕ направо,налево, вверх, вниз. По команде учителя дети, следя за маршрутом, находят ЛЕ и переводят фразы. Example: Учитель: Начинаем путешествие от слова trip. Ученики читают найденное слово: Учитель предлагает перевести, например, фразу «У меня нет аптечки». И далее идет работа с остальными ЛЕ. Формирование команд и выбор той команды, которая начнет игру. Детям раздаются «маршрутные листы» с НЛЕ, карточки с толкованием слов и предлагается соотнести слова с толкованием, который находится на обороте карточки. Matching или можно поиграть игру «Password» с толкованием слов. Станция. «Заполним рюкзак». Каждый член команды называет предмет, который можно положить в рюкзак, а за ним следующий, повторяя это слово, но д0бавляет «свой предмет». Обращаем внимание на конечную букву: lamp-packet-tent-toys Та группа которая скажет последнее слово выигрывает. Стация story chain«shopping». Take turns to repeat what happened yesterday, and add something new, including a verb. If the students forget the sequence, that student is out of the game, e.g. T: yesterday I bought a ticket for 100$ A: yesterday I bought a ticket for 100$ and found 10$ B: Yesterday I bought a ticket for 100$ and found 10$, I put it in my pocket Restart the activity when the sequence gets too long. Станция. «Велосипед». Учащимся предлагается задание: найти антонимы к глаголам движения.I will give them worksheets. “Opposites”: Станция 5. «Корабль», Задание: сравнить путешествие на корабле с другими видами путешествия, используя сравнительную степень. Каждый член команды составляет по одному предложению, используя такие прилагательные, как comfortable, rapid, agreeable, dangerous, lent, etc. Станция 6. «Турист». Учащимся предлагаются фразы, необходимые туристу. The object of the game is for students carry out the instructions in the order they appear on the streets. I will copy to each student an appropriate information card for each of these students according their role. Станция. «Музыка» (походная песня), физкультминутка. Все вместе с учителем поют походную песенку. Подведение итогов игры. Дети подсчитывают баллы Команда победитель получает волшебную палочку. Учитель показывает карту: Великобритании, мы с вами прибыли в страну английского языка, узнав много необходимых слов для путешествия. (Запись новой лексики в словари). Задание на дом: Находка клада и вывод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|