Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по дисциплине «Мировая художественная культура»




1. Художественная культура и ее место в духовной культуре общества.

2. Сюжеты и образы первобытной художественной культуры, ее синкретизм.

3. Художественная культура древних восточных цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай – по выбору студента).

4. Художественная культура античной Греции классического периода.

5. Истоки и особенности художественной культуры Древнего Рима.

6. Художественная культура Древней Греции и Древнего Рима: сравнительный анализ.

7. Художественной культура Византии.

8. Художественная культура арабо-мусульманского средневековья.

9. Художественная культура итальянского Возрождения.

10. Художественная культура Северного Возрождения.

11. Европейская художественная культура XVII века.

12. Идеи Просвещения и их влияние на художественную культуру восемнадцатого века.

13. Памятники художественной культуры европейского барокко и классицизма.

14. Романтизм как образ жизни и направление в художественной культуре первой трети девятнадцатого века.

15. Индустриальное общество XIX века и его влияние на художественную культуру.

16. Критический реализм в европейской художественной культуре XIX века.

17. Импрессионизм как феномен художественной культуры рубежа XIX – XX веков.

18. Авангардные направления в художественной культуре ХХ века (абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, поп- арт – по выбору студента).

19. Художественная культура древних славян.

20. Жанровое многообразие и идейная глубина древнерусской литературы.

21. Художественная культура Древней и Средневековой Руси (зодчество, иконопись).

22. Музыка Средневековой Руси как художественно-образное выражение понимания мира и человека.

23. Влияние реформ Петра I на художественную культуру России.

24. Шедевры русского барокко и классицизма.

25. Художественная культура России первой половины XIX века.

26. А.С. Пушкин – основоположник реализма в русской литературе.

27. Художественная культура России второй половины Х1Х века.

28. Художественная культура «серебряного века» в России.

29. Русский модерн как феномен художественной культуры.

30. Художественная культура России первого послереволюционного десятилетия.

31. Художественная культура России в 30-е годы ХХ века.

32. Художественная культура России в годы Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.

33. Отечественная художественная культура шестидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века.

34. Художественная культура России постсоветского периода.

35. Компьютер и художник в современном мире.

36. Современный рок и музыкальная классика.

37. Массовая культура как художественное явление современного общества.

38. Художественные практики постмодернизма (перформанс, инсталляция, видеоарт).

Библиографический список

Основная литература:

1. Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ века (теоретическая история): Учебник для студентов вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М. В. Феофан Грек. – М.- Изобразительное искусство, 1990.

2. Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия 1Х-начала ХХ века.- М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Вачьян А. М. Введение в мировую художественную культуру. 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Гнедич П.П. История искусств. –М.: Эксмо, 2002.

4 Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2002

5. Западное искусство. ХХ век/под ред. А. В. Бартошевич.- М.: Наука, 1991.

6. Краус В. На пороге нового тысячелетия. Культура будущей Европы//Вопросы философии, 1997. -№ 5.

7. Мировая художественная культура. В 2 т. Т.1, 2. Учебное пособие/Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др. – М.: Высшая школа, 2005.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М. 1991.1999.

9. Новые информационные технологии и судьбы рационализма в современной культуре. Круглый стол//Вопросы философии, 2003. - № 12.

10. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. – М.: Искусство, 1991

11. Русская музыка и ХХ век/Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века. Ред.-сост. М. Арановский. - М.: Искусство, 1997.

12. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. - М.: ВЛАДОС, 2002.

13. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

14. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века, М.: Искусство, 2001.

15. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. М.: Наука,1984.

Интернет-издания: www.kultura –portal.ru;www.museum. ru;www.l.b.ru; www.culturempar.ru

 

 

Приложение 1

Пример оформления титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

 

Отделение музыкально-компьютерных технологий

Кафедра музыкально-компьютерных технологий

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая художественная культура»

на тему: «Художественная культура Византии»

 

 

Выполнил

студент группы….. С.В. Астанин

Зачетная книжка №……

 

Проверил

канд. филос. наук, доцент Н.С.Смольниковова

 

Екатеринбург 20__

Приложение 2

Пример оформления листа «Оглавление»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ( цели и задачи курсовой работы, анализ источников, в том числе электронных) …………….….………........……...3

Гл. I. ФОРМУЛИРОВКА...............................……….………………..……….. 6

 

1.1. Формулировка…………………………………………………………….…..6

 

1.2. Формулировка……………………………...……………………………......11

Гл. II. ФОРМУЛИРОВКА …………………………………………………….16

 

2.1.Формулировка………………….……………………………………...……..21

 

2.2. Формулировка………………………………………………………...…….26

Заключение ……………………………………………………………………...30

Библиографический список …................……………………………..32

Приложение 1. Перечень материалов Приложения……………………..…....

Приложение 2. Электронный вариант курсовой работы..……………............

 

 

Приложение 3

Образец оформления листа Оглавление курсовой работы на тему:

«Импрессионизм как феномен художественной культуры рубежа XIX – ХХ веков»

(тема указывается только на титульном листе)

Оглавление

Введение с. 3-4
Гл. I. Особенности импрессионизма как художественного направления с. 5-13
1. 1. Определение границ термина «импрессионизм», предпосылки возникновения, история становления импрессионизма. с. 5-9
1. 2. Особенности живописного метода импрессионистов. с. 9-13
Гл. II. Воплощение подвижности и изменчивости мира в творчестве мастеров французской живописи и музыки. с. 14-30
2. 1. Клод Моне – выдающийся пейзажист, живописец подвижных сред. с.14-19
2. 2.Образ человека в портретной живописи Огюста Ренуара. с. 20-24
2. 3.Сложный мир чувств и переживаний личности в музыке Клода Дебюсси. с.25-30
Заключение с. 31-32
Библиографический список с. 33-34

 

Приложение 4

Тезисное изложение логики раскрытия содержания курсовой работы на тему:

«Художественная культура средневековой Византии»

 

Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что художественная культура Византии оказала большое влияние на культуру Древней Руси в результате принятия ею в десятом веке православного христианства. Осмысление духовных оснований византийской художественной культуры, особенностей воплощения художественной картины мира, смысла жизни и назначения человека в храмовом зодчестве, мозаиках и иконах, книжной миниатюре поможет более глубоко и всесторонне понять своеобразие зодчества, иконописи и музыки Древней Руси, идеалов и ценностей, которые в них воплощены.

Анализ заявленной темы курсовой работы интересен и тем, что он позволяет понять характер взаимосвязи и взаимовлияния художественной культуры разных регионов как одного из проявлений диалога культур.

Далее, обращение к византийскому художественному наследию поможет уяснить семиотику христианского искусства, язык его символов.

Цель работы: выявить главные особенности византийской художественной культуры как особой ступени в мировом художественном развитии.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи работы:

- определить хронологические рамки и основные периоды в истории и культуре Византии;

- на основе сравнительного анализа художественной культуры Византии с художественной культурой Западной Европы выявить ее типологические особенности;

- ознакомиться с лучшими образцами художественной культуры Византии, спецификой воплощения в них «византийской картины мира»;

- дать общую оценку художественной культуры Византии, выявить ее роль в развитии культуры и искусства других стран.

Реализация этих задач потребовала обращения к соответствующей учебной и специальной литературе, указанной в методическом пособии. Наибольший интерес для нас представили труды В.Н. Лазарева, автора фундаментальных исследований по византийской живописи, работа С. Аверинцева по византийской литературе, публикации А. Якобсона по византийской архитектуре.

Содержательная, богато иллюстрированная работа Н.А. Дмитриевой «Краткая история искусств», ресурсы интернет позволили ознакомиться с шедевром византийских зодчих - храмом Св. Софии Константинопольской, его интерьером, а также с мозаиками мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, с одной из самых замечательных икон – иконой XII века «Богоматерь Владимирская», подлинник которой хранится сейчас в Третьяковской галерее в Москве.

На основе анализа литературы и вышеуказанного визуального материала составлен следующий план курсовой работы:

1. Периодизация художественной культуры Византии, ее экономические и социально-политические основания.

2. Типологические особенности византийской художественной культуры; христианское вероучение греко-православного толка – ее духовный стержень.

3. Шедевры монументальной архитектуры и живописи, утонченный спиритуализм фресок и мозаик византийских храмов.

4. Выдающиеся памятники литературы и музыки средневековой Византии.

Работа начинается с краткого анализа трех основных регионов средневековой христианской культуры – Западной Европы, Византии и Древней Руси.

Далее раскрывается в строгой логической последовательности содержание работы. Дается характеристика этапов византийской культуры: первого, ранневизантийского этапа художественной культуры (IV – VII века), второго, зрелого этапа (VIII – IX века), третьего этапа, времени нового расцвета художественной культуры в эпоху Македонской и Комнинской династий (от середины IХ до конца ХII века), и, наконец, последнего, поздневизантийского этапа (XIII – XV в.в.).

Затем раскрываются важнейшие особенности византийской культуры, в числе которых указываются следующие:

- преемственность основ экономической и государственной жизни Византии по отношению к Римской империи;

- наличие торгово-ремесленных и культурных центров, сложившихся в эллинистический период, в которых существовала мощная античная традиция. С могуществом и блеском Константинополя, столицы империи, не мог соперничать ни один европейский город;

- сильная государственная власть, чиновничий аппарат, которые обеспечили единство и централизацию всей культуры. Художественная культура Византии играла централизующую роль, определяла образцы и направленность художественного творчества во всем государстве и за его пределами;

- своеобразие классической структуры населения, нечеткость ее социального деления, в отличие от общества средневекового Запада, что обеспечивало монолитность византийской культуры;

- важнейшая роль в политической и культурной жизни христианской церкви. С IV века христианство стало государственной религией, опорой императорской власти.

Синтез государственной власти и христианской церкви сыграл роль централизующей силы в выработке основ византийской художественной культуры как целостной системы мировоззренческих представлений, воплощенных в искусстве.

Христианский взгляд на мир и человека, своеобразная «византийская картина мира» определили иерархический принцип организации системы видов и жанров художественного творчества, а также утонченный спиритуализм, символическую насыщенность образов искусства. Весь мир в художественном творчестве Византии предстает как образ Бога.

При раскрытии третьего раздела работы дается подробная характеристика одного из шедевров мировой архитектуры шестого века – храма Св. Софии Константинопольской. Этот храм является ярким примером слияния античной архитектуры базиликального типа с сооружениями центрально-купольной конструкции. Далее раскрываются приемы зодчества Исидора и Амфимия, благодаря которым храм приобрел пространственный размах, органичную целостность архитектуры и живописного убранства, монументальность и величие. В работе раскрывается символическое значение каждой части христианского храма: свод – небесный свод; купол – «небо небес»; амвон – гора, с которой проповедовал Христос и т.д.

В работе приводится схема конструкции здания с указаниями названия и назначения каждой части (абсида, конха, барабан, купол, нефы и т.д.).

Далее анализируется характер росписей храма, которые отражают сущность христианского вероучения в зрительных образах: в «небесной» части, под куполом – царство Христа-Вседержителя и небесного воинства, в абсиде, центре «земной» части храма – изображение Богоматери и т.д.

При характеристике фресок и мозаик Софии Константинопольской, а также других византийских храмов особое внимание уделяется византийскому канону, который сложился в девятом веке. Материальная красота живописного убранства храма, ее одухотворенное единство, ясность, тончайший поэтический настрой являлись символическим отблеском небесной красоты, условным образом божественного архетипа. Указываются «секреты» византийских мозаичистов, которые создавали художественные образы в классических античных пропорциях, мягкой живописной манере, располагая кубики смальты оливковых, розовых, бледно-сиреневых тонов на золотом фоне.

Дается общая оценка мозаичным циклам Х1-Х11 веков (церковь в Дафни) как произведениям зрелого, законченного византийского стиля.

Далее характеризуется византийская иконопись и самый замечательный образец византийской станковой живописи – икона Х11 века «Богоматерь Владимирская». По выражению Игоря Грабаря, эта икона – «древнейшая песнь материнства». Нигде в мире так не выражена в живописи мировая скорбь, так же великая и извечная, как радость бытия. Всепросветляющая гармония этого творения неизвестного мастера константинопольской школы уходит корнями в совершенное искусство Древней Эллады.

В работе содержится характеристика иконописного канона – совокупности строго установленных правил и приемов создания произведений искусства данного вида. Канон регламентировал круг композиций и сюжетов иконы, изображение пропорций фигур, палитру цветов, технику живописи.

Завершается раскрытие содержания последнего раздела характеристикой музыки и литературы. Отцы восточной церкви считали музыку важнейшим элементом мироздания, средством воздействия на душу. Византийское музыкознание тесно связано с древнегреческой традицией. С принятием христианства музыка становится составной частью богослужения. Кратко характеризуются ее жанры, связь со светским музыкальным искусством, включенность музыки в торжественные императорские процессии.

При анализе византийской литературы основное внимание уделяется жанрам, формам, языку «ученой» литературы, сложившейся на основе классической греческой литературы (проза, светская и церковная поэзия, богословские трактаты) и народной литературы (народные хроники, оказавшие большое влияние на славянскую церковную литературу, сатирические хронологические эпосы, навеянные былинами, рыцарскими романами).

Анализ всех памятников византийской художественной культуры осуществляется на основе источников с обязательными, в том числе постраничными, ссылками на конкретные работы и их авторов

В заключении представлены основные выводы, последовательность которых совпадает с задачами, сформулированными во введении.

Несмотря на то, что в XV веке Византийская империя ослабла и повторила судьбу «первого» Рима, пала под натиском турок, художественная культура Византии, «византийский стиль» распространились далеко за ее пределами. Они оказали большое влияние на культуру Болгарии, Сербии, южной Италии и Венеции, отчасти Армении и Грузии.

Плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси. Первоклассные византийские мастера работали и в Киеве, и в Новгороде, и во Владимире.

Сохранив традиции античной культуры, соединив ее совершенство, гармонию и красоту с духовными идеалами христианства, Византия способствовала расцвету художественного творчества других стран и народов.

Далее приводится список литературы по следующему образцу:

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: «Кода» 1977. -343 с.

2. Герцман Е. Византийское музыкознание.- М.: Новая книга, 1998.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: АРТ-ПРЕСС, Галарт, 2000.- 623 с.

4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М.: Искусство,1986. - 194с.

5. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. Учеб. пособ. для студентов вузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 512 с.

 

Задания и методические указания

к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Мировая художественная культура»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...