Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории, объясняющие возникновение психосоматических расстройств




Психаналитический подход

Основная идея психоаналитического подхода -- идея о вытеснении в бессознательное влечений, не нашедших применение, а отсюда - положение о патогенной роли вытесненных влечений, о символических значениях невротических симптомов, где симптом - символ аффекта - конфликта.

В психоаналитическом подходе существуют следующие представления о причине и механизмах возникновения психосоматического синдрома:

- симптом - символ аффекта (Саул и Лионс следующим образом трактуют нарушения в области дыхания - регрессия по материнской любви, стремление во внутриутробное (защищенное) состояние, тенденция к “выключению” дыхания);

- симптом - эротизация органа (Хеллидей считает, что болезнь возникает в том органе, который в настоящее время находится в зоне конфликта врожденных идей и влечений, в следствии чего оказывается эротизированным.);

- символический язык органов (Шульц полагает, что в основе болезни сердца лежит страх, кишечника - скупость, желудка - стяжательство).

Лидером психосоматических исследований в психоаналитически- ориентированном подходе является школа Ф.Александера. Его теория позволила не только специфицировать психологические факторы для разных болезней, но и описать гипотетические механизмы психосоматической связи в случае каждой болезни.

Ф.Александер считает, что эмоции имеют еще и физиологическую основу, а реакция на эмоцию индивидуально разнообразна, но постоянна для каждого человека. Имеет значение качество и содержание эмоции. Хронический синдром возникает при повторном переживании. Стеничные эмоции (гнев, агрессия) вызывают нарушение функционирования сердечно-сосудистой системы, а астеничные (тревога. печаль, обида) - изменения в работе органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Болезни, по мнению Ф.Александера, многопричины, зависят от ряда факторов (заболевания раннего младенчества, физические травмы в разные периоды жизни, эмоциональный климат в семье и личностные черты родителей и сиблингов, эмоциональные переживания во взрослой жизни.

Концепция профилей личности. Авторство этой концепции принадлежит Данбар, которая описала различные группы больных и показала зависимость заболевания от личностных особенностей пациентов, выделив следующие типы:

А) Коронарный тип - болезни сердца и сосудов (для больных характерна высокое стремление к успеху, повышенная агрессивность, высокий уровень притязаний);

Б) Язвенный тип (больным специфичны целеустремленность, догматизм, прямолинейность высказываний, гиперответственность, злопамятность);

В) Тип сахарного диабетика (для больных характерны педантизм, заторможенность, ригидность).

При составлении профилей учитывались самые разнообразные анамнестические данные: частота болезней и несчастных случаев у близких родственников, семейная ситуаций (количество разводов, потеря родителей, отношения с ними); истории прошлых болезней, операций, образование,социальный статус. Данбар считала, что только взятые вместе, они могут дать представление о личности в целом. Автор не придавала значение исследованию глубоких слоев психики больных и утверждала, что болезни коррелируют именно с поверхностными личностными проявлениями. Важность теории состоит в указании значимости совместного влияния различных аспектов жизнедеятельности человека на предрасположенность к болезни, именно в русле этой концепции находилось огромное количество работ, посвященных описанию психологических характеристик больных.

Разработка проблемы специфичности является важной составной частью классических психосоматических теорий. Значительной прорыв в изучении психологических факторов болезни оказался возможным благодаря привлечению новых понятий психологии развития, неофрейдизма, использованию более строгих экспериментальных методов и опоре на системные представления.

Предтечей “новых теорий” считается описание Дж. Райхом инфантильной личности, характеризующейся зависимостью и пассивностью, детскими способами мышления, тенденцией реагировать действиями, завышенными притязаниями, пассивной агрессивностью. Экспрессивное поведение таких людей казалось не связанным с аффектами и чувствами.

Психоаналитическое исследование вскрыло эмоциональную сцепленность таких больных с “ключевой” фигурой, обычно матерью. Практика показала, что таким людям требуются техники, направленные на осознание чувств и телесных ощущений. Таким образом, Дж. Райх обратил внимание на несколько чрезвычайно важных обстоятельств в картине психосоматоза: симбиотическую природу материнско-детских отношений, “недоразвитие” личности, выражающееся в детских способах мышления, чувствования и поведения.

Для объяснения личностного и соматического исследователи стали использовать понятие регрессии. М. Шур предположил, что если в младенчестве человек реагирует на нарушение гомеостаза с помощью физиологических механизмов, не обладая достаточно дифференцированной психической структурой, то далее, с развитием Эго, реакции становятся все более “психическими”: возникают ментальное отражение, контроль побуждений и эмоций. На фазе десоматизации человек относительно независим от непроизвольной разрядки побуждений. В стрессовой ситуации, при активизации бессознательных конфликтов, возможны регрессия на более раннюю стадию (превалируют первичные психические процессы и действует непреобразованная Эго инстинктивная энергия) и формирование соматических нарушений.

Таким образом, причины заболеваний становятся связанными с провалами в деятельности Эго и регрессией на более низкий уровень психосоматического функционирования. Появление понятия Эго в контексте психосоматической проблематики связано с идеями А.Фрейд о защитных функциях Эго и теории Эго-психологии. Согласно теории А.Фрейд, в процессе развития и созревания психика и сома постепенно разделяются и ребенок перестает жить в “сцепленном” психофизиологическом качестве. В различных травматических ситуациях возможна регрессия, так как полного разделения психического и соматического никогда не происходит.

Идеи влияния регрессии или дефекта развития на психосоматоз лежат в основе концепций алекситимии.

Алекситимия - невозможность словами описать свое состояние. Термин этот предложен Сифнеосом, который считал, что этот синдром характерен для всех соматических больных и выражается в бесконечном описании своих ощущений, часто не связанных с наблюдаемыми заболеваниями, отсутствием фантазий, трудностями вербализации чувств, бедностью межличностных связей.

Исследования отечественных психологов (В.В.Николаевой, и др.) детализируют круг характерологических особенностей при алекситимии, добавляя такие характерные черты, как сниженная чувствительность, бедность мимики, ослабленная способность осознавать собственное эмоциональное состояние, но как компенсация - ипохондричность и рационализм; недостаточная выразительность движений, монотонность интонации; тривиальность, недостаток креативности, банальность языка, трудности словесного обобщения.;. личностная инфантильность, неразвитость самоконтроля, скупость представлений о себе.

Существуют различные объяснения феномена алекситимии. Это- проявление защитных механизмов (Кристалл, Мак-Даугалл), низкий социальный статус (К.Боренс), нейрофизиологический дефект блокировки связей между левым и правым мозговыми полушариями (К,Хоппе), и даже некоторая задержка рационального или эмоционального развития (Тейлор, Г.Бланк, М. ван Рад).

Дальнейший прогресс в понимании причин “примитивной” ментальности больных и развития соматических заболеваний связан с рассмотрением особенностей самых ранних контактов ребенка с окружающим миром.

В соответствии с идеями Эго-психологии важнейшие психологические новобразования появляются у младенцев в период от 14-15 до 30-35 мес. как результат процессов сепарации-индивидуации, состоящих в развивающейся готовности к независимому функционированию. M. Mahler, впервые описавшая эти процессы, считала, что ребенок достигает своего психологического рождения (эмоциональной сепарации и индивидуации), проходя фазы аутизма, симбиоза и несколько подфаз сепарационно-индивидуационных процессов (“вылупление” из симбиотической орбиты, активного освоения окружающего мира, реактивации потребности в единении с матерью, “начала консолидации индивидуальности и постоянства объекта”). Для успешного развития ребенка важно адекватное поведение матери на симбиотической фазе - полное удовлетворение потребностей ребенка на подфазах. Бессознательно отвергая попытки ребенка сепарироваться, мать может задержать ребенка в фазе симбиоза, что приведет к возникновению нарушенного Эго и создаст преддиспозицию к болезни. Описан “портрет” такой матери - “авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная, навязчивая”. Отец отстранен от детско-материнской диады. Любые попытки сепарирования со стороны ребенка скрыто отвергаются.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...