Тема III. Обязанности ангелов
Как уже было отмечено, ангелы – одни из воинов Всевышнего Аллаха, которым поручено совершать многие славные деяния и выполнять важные обязанности. Аллах наделил их способностью справляться с этими обязанностями самым лучшим образом, и в зависимости от того, что Аллах возложил на них, они делятся на множество групп. 1. Ангел Джибрил – на него возложена передача откровения от Всевышнего Аллаха Его посланникам. Всевышний сказал: «Верный Дух (Джибрил) сошел с ним & на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. & Оно ниспослано на ясном арабском языке» (аш-Шуара, 193-195). Ранее уже было отмечено, что он является лучшим и самым почитаемым среди ангелов. Аллах упомянул о его силе, верности и способности справиться с возложенной на него миссией. Пророк, e, видел его в том облике, в котором он был сотворен, только дважды. Во всех других случаях он являлся к нему в облике мужчины. В первый раз он увидел ангела в его истинном облике на горизонте в восточной стороне небосвода. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Он видел его (Джибрила) на ясном горизонте» (ат-Такуир, 23). Во второй раз он увидел его во время вознесения на небо, о чем Аллах сказал: «Он уже видел его другое нисхождение & у Лотоса крайнего предела, & возле которого находится Сад пристанища» (ан-Наджм, 13-15). В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Аиши о том, что она спросила Пророка, e, о смысле этих аятов. В ответ он сказал: «Это был Джибрил. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». [101] 2. Ангел Микаил – его имя также упоминается в Коране. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (аль-Бакъара, 98).
Он занимает высокое положение перед своим Господом, и поэтому Аллах упомянул его имя наряду с именем Джибрила. И хотя они оба являются ангелами, Аллах особо отметил их, что свидетельствует об их величии и является примером упоминания частного после общего. Имя этого ангела встречается и в Сунне, и ранее мы уже отмечали, что в молитве во время ночного намаза Пророк, e, говорил: «О Аллах, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила…». [102] И поэтому ученые считают, что эти трое являются лучшими из ангелов. 3. Исрафил – третий из ангелов, которые были превознесены над другими. Ему поручено подуть в Рог, и он же является одним из ангелов, которые носят Трон. Имам Ахмад в «аль-Муснаде» передал слова Абдуллаха бин Амра бин Аль-Аса: «К Пророку, e, пришел бедуин и спросил: «Что такое Рог?». Он ответил: «Это – рог, в который трубят». [103] Этот же хадис передал аль-Хаким и назвал его достоверным, с чем согласился аз-Захаби.[104] Имам Ахмад и ат-Тирмизи передали хадис Абу Саида аль-Худри о том, что Пророк, e, сказал: «Как я могу наслаждаться, если Ангел Рога уже приложил его ко рту, наклонил голову, прислушался и ждет, когда ему отдадут приказ». Мусульмане спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?». Он ответил: «Говорите: «Нам Достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель! Мы уповаем только на Аллаха». [105] Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, тогда как некоторые другие ученые считали его достоверным. Исрафил протрубит в Рог трижды. После первого дуновения творения придут в ужас, после второго они потеряют сознание или умрут, а после третьего они начнут воскресать. Всевышний сказал: «В тот день подуют в Рог, и придут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (ан-Намль, 87). Здесь речь шла о первом дуновении; следующие два упоминаются в словах Всевышнего: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (аз-Зумар, 68).
4. Ангел смерти – ему поручено забирать души творений. Всевышний сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу» (ас-Саджда, 11). Ангелу смерти помогают другие ангелы, которые являются к рабам, принимая разные обличья, в зависимости от их деяний. К праведникам они приходят в самом прекрасном облике, а к грешникам – в ужасном. Всевышний сказал: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений» (аль-Ан’ам, 61). 5. Ангел гор – на него возложено управление горами. О нем упоминается в хадисе о том, как Пророк, e, в начале своей пророческой миссии отправился в Таиф и призвал его жителей уверовать, а они не ответили на его призыв. В нем сообщается, что Пророк, e, сказал: «Вдруг меня осенило облако. Я посмотрел на него и увидел Джибрила. Он позвал меня и сказал: «Аллах слышал, что сказал тебе твой народ и что ответил тебе. И вот, Аллах послал к тебе Ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». Тут меня позвал Ангел гор. Он поприветствовал меня миром и сказал: «О Мухаммад! Поступай, как пожелаешь. Если ты хочешь, я водружу на них две горы». Я сказал: «Нет, я надеюсь, что Аллах выведет из их чресл тех, кто будет поклоняться только Ему, не приобщая к Нему сотоварищей». [106] Горы Ахшаб – это гора Абу Кубейс в Мекке и гора, которая находится напротив нее. 6. Ангел, наблюдающий за утробами матерей. В хадисе Анаса бин Малика сообщается, что Пророк, e, сказал: «Великий и Могучий Аллах назначил ангела, который говорит: «Господи, капля! Господи, кровяной сгусток! Господи, разжеванный кусочек!». Когда же он собирается завершить его сотворение, то говорит: «Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?». Затем он записывает все это в утробе матери».[107] 7. Ангелы, несущие Трон. Всевышний сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Гафир, 7); «… и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (аль-Хакка, 17).
Богословы отмечали, что вокруг Трона находятся приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, несущими Трон, являются самыми славными среди них.[108] 8. Стражи Рая. Всевышний сказал: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» (аз-Зумар, 73); «…сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата» (ар-Ра’д, 23). 9. Стражи Ада, которых возглавляют девятнадцать ангелов. Всевышний сказал: «Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Геенны: «Помолитесь вашему Господу, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день» (Гафир, 49); «Пусть он зовет свое сборище. & Мы же позовем стражей Ада!» (аль-Алак, 17-18); «Их (ангелов) над ней – девятнадцать. & Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих» (аль-Муддассир, 30-31). Всевышний также сказал: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно» (аз-Зухруф, 77). Упоминание об ангеле Малике содержится и в Сунне. Там сообщается, что он является Хранителем Ада и что Пророк, e, видел его. В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Самуры бин Джундуба о том, что Пророк, e, сказал: «Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тем, кто разжигал Ад, был Малик – Хранитель Ада. Я – Джибрил, а это – Микаил».[109] 10. Посетители Дома наполненного. Ежедневно в этот храм входят семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда не возвращаются туда. Об этом сообщается в хадисе Малика бин Саасы, который рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Затем передо мной возник Дом наполненный, и я спросил: «Что это такое, Джибрил?» Он ответил: «Это – Дом наполненный. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые никогда уже не вернутся в него после того, как выйдут оттуда». [110]
11. Странствующие ангелы, которые ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, e, сказал: «Есть у Аллаха ангелы, которые бродят по дорогам и ищут тех, кто поминает Аллаха. Найдя таких людей, они зовут друг друга: «Поспешите сюда! Вот то, что вам нужно!» Затем они окружают их своими крыльями, поднимаясь до ближайшего неба». [111] Как отмечали богословы, эти ангелы не относятся к тем, которые оберегают творения. Также известно, что ангелы передают Пророку, e, приветствия от его последователей. Ахмад и ан-Насаи передали с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Есть у Великого и Могучего Аллаха ангелы, которые странствуют по земле и передают мне приветствия моих последователей». [112] 12. Благородные писцы. В их обязанности входит записывать и подсчитывать деяния творений. Всевышний сказал: «Воистину, над вами есть хранители – & благородные писцы, & которые знают обо всем, что вы совершаете» (аль-Инфитар, 10-12); «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). & Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Каф, 17-18). Муджахид в толковании этого аята сказал: «Один ангел находится справа, а другой – слева. Тот, который находится справа, записывает добрые деяния, а тот, который находится слева, записывает злодеяния». 13. Мункар и Накир – ангелы, которым поручено искушать и допрашивать рабов в могилах. О них сообщается в разных достоверных хадисах. Аль-Бухари и Муслим, например, передали хадис Анаса бин Малика о том, что Пророк, e, сказал: «Воистину, когда раба кладут в могилу, и его друзья уходят от него, он слышит стуки их сандалий, и к нему приходят двое ангелов. Они усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил об этом человеке – Мухаммаде?» Верующий отвечает: «Свидетельствую, что он – раб Аллаха и Его посланник». Тогда ему говорят: «Посмотри на свое место в Аду! Аллах заменил его местом в Раю», – и он видит их обоих». [113] Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда покойника (или же он сказал: «…кого-нибудь из вас…») кладут в могилу, к нему приходят два черных ангела с синими глазами, которых звать Мункар и Накир. Они говорят: «Что ты говорил об этом человеке?..» Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим.[114] Эти ангелы являются самыми известными из тех, имена и обязанности которых упоминаются в священных текстах. Каждый раб обязан уверовать в них и в то, что сказано о них. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
Польза веры в ангелов Вера в ангелов приносит верующему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов: 1. знание о величии Творца и совершенстве Его могущества и власти; 2. благодарность Всевышнему Аллаху за Его милость и заботу, которую Он проявил о Своих рабах, когда поручил ангелам оберегать их, записывать их деяния и совершать другие деяния, приносящие им пользу как в этом мире, так и в Последней жизни; 3. любовь к ангелам за то, что, благодаря наставлению Аллаха, они поклоняются Ему самым совершенным образом, оказывают поддержку верующим и молят для них прощения.
Глава II. Вера в ниспосланные писания Вступление Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы
Лексическое значение Арабское слово «вахьй» означает «быстрое и незаметное оповещение». Это слово используется в значениях «указание», «надпись», «послание», «внушение». Этим словом можно назвать все, благодаря чему один человек дает понять что-либо другому. В этом смысле «вахьй» не является особенностью пророков и не обязательно исходит от Аллаха. Таким образом, по своему лексическому значению слово «вахьй» может означать: 1. Подсознательное внушение человеку. Такого рода внушение было дано матери Мусы, о чем сказал Всевышний: «Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью…» (аль-Касас, 7). 2. Инстинктивное внушение животным, подобное тому, что происходит с пчелами. Всевышний сказал: «Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах…» (ан-Нахль, 68). 3. Короткий намек или знак. Так поступил Закария, когда сделал знак своим сородичам, о чем сказал Всевышний: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!» (Марьям, 11). 4. Наущения сатаны и приукрашивание им зла в глазах его помощников. Всевышний сказал: «Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами» (аль-Ан’ам, 121). 5. Повеления Аллаха ангелам. Всевышний сказал: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!» (аль-Анфаль, 12).
Шариатское значение В шариате слово «вахьй» означает «откровение». Это – прямое или опосредованное оповещение Аллахом Его пророков о том, что Ему угодно из шариата или Писания, для того, чтобы они донесли это до остальных творений.
Разновидности откровения Пророки получали откровение от Аллаха разными способами, которые разъяснены в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый» (аш-Шура, 51). Таким образом, Всевышний сообщил, что Его беседы с представителями рода человеческого и откровения имеют три ступени. Первая степень – это простое откровение, которое Аллах внушает в сердце человека так, что тот не испытывает ни малейшего сомнения в том, что оно получено от Аллаха. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «…иначе, как посредством откровения…». В качестве примера этого можно привести хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что Пророк, e, сказал: «Воистину, Святой Дух вдохнул мне в душу: никто не умирает, пока не получает свой удел полностью; посему бойтесь Аллаха и ищите удел достойным образом». Этот хадис передали Ибн Хиббан в «ас-Сахихе», аль-Хаким в «аль-Мустадраке», Ибн Маджа в «ас-Сунане» и др. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.[115] Некоторые богословы причисляют к этой разновидности сновидения пророков. Сюда относится видение Ибрахима, о котором нам поведал Аллах: «…он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя» (ас-Саффат, 102). Сюда же относятся и видения Пророка, e, которые являлись ему в начале пророческой миссии, о которых сообщается в хадисе Аиши, переданном аль-Бухари и Муслимом: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, e, началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре».[116] Вторая ступень – это беседа через завесу без посредников. Известно, что таким путем получали откровение лишь некоторые из пророков и посланников. В писании Аллаха неоднократно упоминается о том, что Всевышний Аллах беседовал с Мусой: «А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 164); «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (аль-А’раф, 143). Аллах также разговаривал с Адамом, о чем сообщается в словах Всевышнего: «Адам принял слова от своего Господа» (аль-Бакъара, 37). А в ночь вознесения на небеса Всевышний Аллах разговаривал с нашим Пророком Мухаммадом, e, о чем достоверно известно из Сунны. На эту ступень в аяте указывают слова Всевышнего: «…или через завесу». Третья ступень – это откровение, переданное посредством ангела. О такой форме откровения свидетельствуют слова Всевышнего: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Примером этого является то, как ангел Джибрил приносил откровения от Аллаха пророкам и посланникам. Все коранические откровения были ниспосланы именно так. Аллах произнес их, ангел Джибрил услышал их от Него и передал Пророку Мухаммаду, e. Всевышний сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. & Верный Дух (Джибрил) сошел с ним & на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (аш-Шуара, 192-194); «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной» (ан-Нахль, 102). Джибрил передавал откровение нашему Пророку Мухаммаду, e, в трех состояниях. Во-первых, он являлся к нему в том облике, в котором был сотворен. В предыдущей главе мы уже отметили, что это произошло всего дважды.[117] Во-вторых, откровение являлось к нему подобно колокольному звону. Когда же ниспослание его прекращалось, он запоминал то, что ему было сказано. В-третьих, ангел Джибрил представал перед ним в облике человека и разговаривал с ним, передавая ему откровение. В качестве примера этого можно привести вышеупомянутый хадис о том, как Джибрил задал Пророку, e, несколько вопросов о ступенях веры.[118] О последних двух состояниях Пророк, e, сообщил, отвечая на вопрос аль-Хариса бин Хишама: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Он (Джибрил – прим. пер.) покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[119]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|