Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними
Арабское слово «наби» («пророк») является производным от слова «наба», означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? & О великой вести» (ан-Наба, 1-2). Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе. Существует мнение, что это слово является производным от слова «набава», которое означает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такое название, потому что они занимают более высокое положение, чем все остальные люди. Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57). Арабское слово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего «послание», «отправление». Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал: «Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы» (ан-Намль, 35). Богословы давали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласно наиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот, кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать и приказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получает откровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей, которые ослушались Его. Таким образом, разница между этими понятиями заключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях и запретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают к неверующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями. Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобы донести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему. Посланники не всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовал религию Ибрахима, а пророки Дауд и Сулейман руководствовались законодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они были посланниками. Всевышний сказал: «Прежде к вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь в том, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах не отправит посланника после него» (Гафир, 34);
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур. & Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 163-164). В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение» (аль-Хадж, 52). Аллах сообщил, что и пророки, и посланники были отправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым было приказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к ним Аллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер. Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены только посланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и к правоверным. Тема III. Суть веры в посланников
Верить в посланников значит быть убежденным во всем, что Аллах сообщил о них в Своем писании, и что Пророк, e, поведал о них в своей Сунне, причем эти повествования могут носить как общий, так и частный характер.
Общие воззрения Для того чтобы уверовать в Божьих посланников в целом необходимо иметь твердую убежденность в том, что Всевышний Аллах отправил к каждому народу посланников, которые призывали людей поклоняться одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и отреклись от всего, чему поклоняются помимо Аллаха. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (ан-Нахль, 36).
Все посланники Божьи были правдивыми, добродетельными, праведными, благородными, почтенными, богобоязненными, верными и надежными наставниками, следовавшими прямым путем. Всевышний сказал: «Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду» (Йа син, 52). А после перечисления большой плеяды пророков и посланников Всевышний сказал: «…а также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели прямым путем. Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает» (аль-Ан’ам, 87-88). Все они придерживались очевидной истины и верного руководства и приносили своим народам ясные знамения от их Господа. Говоря же устами обитателей Рая, Всевышний сказал: «Посланники нашего Господа приносили истину» (аль-А’раф, 43). Господь также сказал: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (аль-Хадид, 25). В основе проповедей всех посланников лежал призыв к единобожию и поклонению одному Аллаху, однако между их законодательствами были различия. Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбийа, 25); «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (аль-Маида, 48). Все они самым ясным образом донесли до творений послания Аллаха и лишили их возможности оправдать свое неповиновение. Всевышний сказал: «…чтобы знать, что они донесли послания своего Господа. Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил всякую вещь» (аль-Джинн, 28); «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса, 165). Мусульмане обязаны верить в то, что Божьи посланники были людьми и обычными творениями. Они не обладали качествами, присущими Господу, а были всего лишь рабами, которых Аллах почтил пророческим посланием. Всевышний сказал: «Посланники говорили им: «Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает» (Ибрахим, 11).
Говоря языком пророка Нуха, Всевышний сказал: «Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом» (Худ, 31). Обращаясь же к нашему Пророку Мухаммаду, Аллах приказал ему: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении» (аль-Ан’ам, 50). К воззрениям, которые необходимо разделять в отношении Божьих посланников, относится и вера в то, что Аллах помогал им и оказывал им поддержку, и что благой конец уготован только им и их последователям. Всевышний сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Гафир, 51). Также необходимо верить в то, что одни посланники имели превосходство над другими, о чем нам поведал Великий и Могучий Аллах: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах…» (аль-Бакъара, 253). Мусульмане обязаны иметь такие убеждения и верить во все, что говорится о Божьих посланниках в Коране и Сунне в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|