Социальная помощь:понятие,виды,технология.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Необходимо разграничение понятий,их приоритетности и масштабов: Социальная защита-осущ-ся в случае прямой угрозы благополучию,здоровью,жизни человека для того,чтобы обеспечить мини мальные условия для самостоятельной поддержки своего существования. Социальная поддержка-действия, напр-ые на поддержание условий жизни людей,она предназначе на для людей,находя щихся в зоне риске(пограничные группы). Социальная помощь -система соц-ных мер,направлен ных на поддер жание условий,достаточных для существования человека или соц-ной группы,это помощь нуждающимся.(во главе пирамиды стоит соцработа,на ступень выше-соцзащита,далее-соцподдержка,наконец-соцпомощь-самая малая по масштабам,но не значению.) Соцпомощь является дополнительной формой социальной защиты населения в условиях рыночной экономики, являющаяся своего рода страховочной сеткой для лиц, которые по тем или иным причинам не приобрели права на социальную защиту в необходимом объеме по системам социального страхования.Социальная помощь предоставляется при условии нуждаемости лиц, включенных в систему социальной защиты населения.Реализация деятельности основывается на подходах: 1.помощь должна носить реинтегрирующий характер;2.при оказании помощи осуществляют индивид-ый подход к запросу клиента;3.соц помощь оказывается на основе прин-па субсидарности;4.получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;5.мех-мы соцпомощи «включ-ся» тогда,когда исчерпаны иные сп-бы поддержки(психолог-ие,моральные,договорные, законода тельные).Система помощи клиенту в системе соцобслуживания: Государственные формы оддержки:1.соц-мед.обслуживание^.соцобслуживание на дому;3.стационарное соцобслуживание;4.срочное;5.соц-консультативная помощь;6.юридическая помощь;7.материальная помощь;(вся помощь осуществ ляется в территориальных службах и центрах). Негосударственные виды омощи:1.психотерапевтическая;2.патронажная;3.гуманитарная;4.кон фессиональная;5.спонсорская;благотворительная поддержка;(осуществляется негосудар-ми службами,общественными орг-ми,благотворительными фондами и т.д.).(Соцтехнологии/Толк.сл-рь/ред.Иванов В.Н.)
Функция социальной помощи (в соц службах) включает в себя: 1.выявление и учет лиц,наиболее нуждающихся в соцподдержке(малообеспеченные,с несовершеннолетними детьми,нетрудоспосо бными членами и т.д.),оказание материальной(финансовой,натуральной)помощи и предоставлен ие нуждающимся временного жилья и т.д.;2.профилактика бедности:создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия,семейного предпринимательства^.надомные услуги нужд-ся в постороннем уходе(доставка продуктов,лекрств,транспортировка на лечение и т.д.);4.содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного,школьного и внешкольного вое питания;5.организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение,под опеку(попечительство),усыновление. (соцраб.Теор.и пр-ка./ред.Холостова;Сорвина). Критерии Ас.п.базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.Критериями предоставления социальной помощи могут быть:- совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);-отсутствие средств к существованию;-одиночество и неспособность к самообслуживанию;
Виды соцпомощи: Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения, дополняющая государственное социальное страхование, находится в процессе формирования. Различия между государственным социальным страхованием и социальной помощью проводятся: по субъектам; основаниям предоставления; источникам финансирования; видам и размерам выплат и услуг. Основные виды и формы соцпомощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан Территориальные органы самостоятельно определяют формы и уровни социальной помощи, а также категории граждан, имеющих право на ее предоставление. В территориях создаются информационные банки данных (картотеки) о лицах, нуждающихся в соцпомощи.Они оказывают: 1.услуги по оказанию материальной помощи;2.психолого-педагогические услуги;3.психологич. помощь(при псих-ких нарушениях и травмах);4.педагогические услуги;5.соц-бытов.;6.соц-медицинс.;7.соц-педагогич.;8.соц-реабилитац.;9.соц-консультационные услуги и т.д. Однако социальная помощь не исчерпывается материальной помощью безработным и членам их семей, пособием на ребенка до 16 лет, социальными услугами. В последнее время она все чаще предоставляется в виде компенсационных выплат. В качестве примеров можно привести следующие компенсации: работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; женам военнослужащих в местностях, где они не могут работать по специальности; детям, находящимся под опекой и попечительством; трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1-й группы, ребенком-инвалидом до 16 лет, а также престарелым, достигшим 80 лет, и др. Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться другие виды и размеры компенсационных выплат. Правовая основа для организации государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Учитывая значительные различия в социально-экономическом положении регионов, главная роль в ее создании принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ.
Социальные пенсии служат одним из основных видов социальной помощи (социальной поддержки), предоставляемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерпевшим кормильца, независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета. Круг лиц ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет(мужчины) и 60 лет (женщины); инвалиды 1-й и 2-й групп, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет. Ст. 114 Закона РФ № 340-1 устанавливает следующие размеры социальной пенсии:- инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, инвалидам 1-й группы, детям-инвалидам, детям круглым сиротам и детям умершей одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости;- инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, гражданам в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины) - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;-инвалидам 3-й группы - в размере 1/2 минимальной пенсии по старости. К социаль ной пенсии выплачиваются такие же компенсационные выплаты, как и к трудовым пенсиям. Др.вид- единовременное денежное пособие: - беженцам выплачивается в соответствии с Порядком, утвержденным Федеральной миграционной службой России 01.11.93 № 2585*, и Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.97 № 724. Единовременное пособие предоставляется особо нуждающимся в помощи беженцам, зарегистрированным в установленном порядке: одиноким пенсионерам по старости; одиноким инвалидам; одиноким матерям, имеющим одного или нескольких детей до трехлетнего возраста; многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет. Территориальные органы миграционной службы могут в исключительных случаях принимать решения о назначении единовременного пособия и другим категориям беженцев; необходимо представить документы: заявление, паспорт, удостоверение беженца, свидетельство о рождении, пенсионное удостове рение и другие.Лицам, размещаемым в городах, пособие предоставляется в размере минимальной оплаты труда на каждого члена семьи, а размещаемым в сельской местности - в размере двухкратной величины минимальной оплаты труда. Причем в последнем случае выплата производится в два этапа: 50 % пособия - при получении статуса беженца; 50 % - после размещения на постоянное место жительство в сельской местности и регистрации в органах внутренних дел. В качестве вида социальной помощи -единовременное социальное пособие на погребение, которое в настоящее время назначается в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (гарантированный перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно. В случае отказа от бесплатных услуг гражданин, осуществляющий похороны, имеет право на получение
единовременного социального пособия на погребение в размере стоимости гарантированного перечня услуг, но не более 10-кратной величины минимальной оплаты труда.) Финансирование осуществляется за счет разл. источников: ПФР - на похороны пенсионеров; Фонда социального страхования РФ - на похороны работавших граждан и членов их семей; бюджетов субъектов РФ - если умерший не работал и не был пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. Руководствуясь данным критерием, в качестве вида социальной помощи следует рассматривать только единовременное пособие, выплачиваемое за счет бюджетов различных уровней. След-ий вид социальной помощи -компенсационные выплаты: лицам, получающим пенсию в минимальном размере(назначается дифференцированно в зависимости от размера пенсии из ср-тв ПФР); на приобретение одежды на детей(предоставляются семьям, чей совокупный доход на одного члена не превышает установленной суммы в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.10.93 № 159 "Об утверждении Порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи"); на оплату жилья и коммунальных услуг(утвержден порядок комп-ций в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.); нерабо тающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными(имеют лица, которые фактически ухаживают за нетрудоспособными гражданами и сами не получают пенсии или пособия по безработице. Родственным отношениям с нетрудоспособным и факту совместного проживания в данном случае никакого значения не придается;60 % минимальной оплаты труда); в связи с удорожанием стоимости продуктов детского питания(получают семьи с детьми в возрасте до 3 лет. Однако уровень среднедушевого дохода семьи в данном случае значения не имеет. Компенсация назначается в твердом размере и выплачивается по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства за счет бюджетов различных уровней. Выплата производится со дня возникновения права на компенсацию, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев с этой даты); в соответствии с Законом от 01.08.96 № 107-ФЗ "О компенсационных вып латах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреж дениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" с 1 января 1997 г. на питание обучающихся (за исключением состоящих на полном государствен ном обеспечении) выделяются компенсационные выплаты в размере 3 % в день от минимальной оплаты труда на одного человека за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации; выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпус ках без сохранения заработной платы, хотя источником их финансирования служат средств фондов занятости(пред ставляют собой чрезвычайную краткосрочную меру социальной поддержки работников, находя щихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями).(Е.Е.Мачульская «Право социального обеспечения»); осуществление ремонта квартир, автотранспорта;выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;гуманитарную помощь;
Соцпомощь также включает: услуги и льготы: направление в реабилитационные центры,центры социально-психологической помо-щи,дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых;организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан и т.д. Существуют программы чрезвычайной помощи(предусматривают поддержку в тех ситуаци ях, которые не планируются в общих программах, действуют в течение продолжительного време ни) и программы оказания помощи в особых случаях(нацелены на удовлетворение нестан дартных нужд людей, могут означать выдачу единовременных пособий).
досье без ведома клиента в нарушение его человеческих прав; 3. диагностика, анализ, описание проблемы; 4. организация помощи. 5. итоги работы. Документация на клиента представлена тремя частями: 1. знаковое отражение процесса изучения, анализа каждого случая: данные о клиенте, его семье, проблемах и условиях жизни. Она составляется во время приема, посещения на дому, обследования, заполнения бланков. По мере выявления новых и решения промежуточных задач заносится новая инф-ция, пересматривающая программу, планирование новых мероприятий. 2. отражение процесса обслуживания, организации помощи. Суть в определении стратегий помощи и поддержки, фиксация процессов принятия решений, реализация постановлений, осознание перспектив и систем совместных действий. Тут исключается прямолинейность движений, плавная смена фраз; развитие проходит повторением отдельных действий на любом из этапов. 3. Заключительная запись о достигнутом прогрессе - это резюме, включает основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается дело. Ведение документации на клиента - форма организации деятельности соц р-ка, способ анализа состояния клиента и его проблем, процесса обслуживания. Ведение документации способствует появлению новых мыслей и идей, и совершенствованию деятельности. Анализ практики показывает, что специалисты не ведут никакой документации на клиентов, а многие руководители не требуют этого. Практические соцработники не осведомлены о целях, задачах, функциях и роли ведения документации на клиента. Соцработники зачастую предъявляют противоположные требования к док-ции. С одной стороны она должна быть детальной и полной, т.к. применяется в разных целях; с др. стороны важна сжатая инф-ция, т.к. соц работа должна защищать тайну своих клиентов. Делая выводы, трудно гарантировать, что в процессе обслуживания док-ция сможет одно временно отвечать требованиям отчетности, и фиктивности и конфиденциальности. Док-ция в центрах соц обслуживания представлена: 1.основным документом, определяющим тип, цели, задачи, принципы учреждения, источники финансирования, перечень соцуслуг, явл. устав.2. план работы учреждения: на год, месяц.3.коллективный договор: устанавливает правила внутреннего распорядка учреждения, дисциплину премирования и наказания сотрудников.4.должностные инструкции. 5.книга приказов - ею оформляется любая деятельность.6. личные дела сотрудников.7.учетная документация: а) стационарного учр-ния (личное дело проживающих; журнал приема граждан; регистрационные журналы реабилитационных процессов; реабилитационные документы; медицинская документация); б) нестационарные учр-ния (соц паспорт района; банк данных нуждающихся в соц. поддержке; журнал первичного приема граждан). (Сл. - справочник по соц работе, Холостова). Последствия отсутствия докум-ния: в действительности док-ие не может казаться целесообразным при принятии «пожарных» мер в оказании соц. помощи, а огромное число людей живет в стрессовой, тупиковой ситуации и такое положение облегчает для них процедуру получения помощи. То есть потребность в док-нии воспринимается обеими сторонами как непрагматичная, излишняя. Может быть поэтому люди испытывают те же чувства, что и при обращении в казенные инстанции; в результате соц. работа лишается важного компонента - постоянной клиентуры в отношении кот. только и могут строиться система и стратегия помощи и поддержки. Но не опирающаяся на профессиональные умения и навыки практика ведет к стереотипам и штампам, стилю администрирования; это ведет к приверженности системе формальных требований, которые выступают одновременно функциональными и дисфункциональными элементами: с одной стороны администрирование исключает активность и проявление личностных свойств, с др. стороны система прямых указаний должна максимально использовать работника. При реальной ситуации рук-ли предъявляют работникам формальные требования для видимости бурной деят-ти в ущерб индивид-ной работе с клиентами. Показателем чего как раз и становится отсутствие требований со стороны руководства к ведению документации на кл-тов.
свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации. Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в трудовых процессах. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др. В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные кризисные центры В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие — ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих — участников военных конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса. Следует признать, что действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу пост стрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же, наоборот, в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни свидетельствуют о начальных стадиях психических расстройств. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В индивидуальных беседах необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние временное, присущее всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и видели готовность им помочь со стороны не только специалистов — социальных психологов, но и близких, родных. Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям. Следует также отметить, что в определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты. Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы. Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей, Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками. Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность (подбор мер воздействия и учет конечного результата), комплексность (единовременный охват), преемственность, последовательность (виды, методы, в организации мер), непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|