Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и функции прибыли




Введение

 

Переход к рыночной экономике вызвал серьезные изменения финансовой системы Беларуси. Условия хозяйствования для многих предприятий значительно изменились, это связано с определенными процессами, происходящими в стране, такими, как становление и развитие предпринимательства, приватизация, либерализация цен и внешнеэкономических связей предприятий.

В результате происходящих реформ в стране успешно функционируют предпринимательские структуры в различных сферах деятельности, сформировались современная банковская система, а также финансовый рынок.

Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, так как именно прибыль служит главным источником расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников.

Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Таким образом, являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Если предприятие получает прибыль, то оно имеет возможность своевременно расплачиваться с поставщиками сырья, материалов, энергии, с кредиторами; уплачивать налоги; пополнять оборотные средства; осваивать выпуск новой продукции, пользующейся спросом на рынке.

Таким образом, тема прибыли и ее роли в повышении эффективности производства на предприятиях является весьма актуальной и имеет большое значение в условиях глубоких экономических преобразований в финансово-налоговом секторе экономики.

Теоретической и методологической базой для работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, различные методические и справочные материалы, данные специализированных и периодических изданий. Также была использована бухгалтерская отчетность Шумилинского райпо.

Цель работы - исследование и анализ прибыли Шумилинского райпо.

Задачами курсовой работы являются:

·   определить сущность и классификацию прибыли;

·   выделить основные показатели прибыли;

·   проанализировать показатели прибыли Шумилинского райпо;

·   определить пути и резервы увеличения прибыли.

Предметом исследования является прибыль и ее роль в повышении эффективности производства.

Объектом исследования - Шумилинское районное потребительское общество.

 


Экономическая сущность и классификация прибыли

Сущность и функции прибыли

 

Среди экономистов разных школ существует множество представлений о природе прибыли, выполняемых ею экономических функциях, этических и моральных качествах. Сгруппируем эти теории в три широкие категории и дадим им краткую характеристику.

Компенсаторные и функциональные теории прибыли. В применении к малому предприятию, управляемому предпринимателем, компенсаторные и функциональные теории утверждают, что нормальная прибыль есть плата предпринимателю за его услуги по координации и контролю многообразной деятельности фирмы, а также за риск. Именно способность предпринимателя выявлять никем не замеченные возможности в сфере отношений между товаром, покупателем и технологией является катализатором и движущей силой происходящих на рынке процессов. Поэтому прибыль, отчасти, играет роль награды за успешное выполнение предпринимателем разнообразных экономических и управленческих функций. Убытки играют роль наказания за неправильные действия предпринимателя. Прибыль в этом случае есть нечто большее, чем остаток средств после покрытия всех расходов; само ее существование говорит о проницательной предприимчивости, жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия.

Теории монопольной прибыли. Эти теории утверждают, что прибыль может быть результатом конкурентных преимуществ предприятия. Согласно им, экономическая прибыль обязана своим существованием несовершенству рынка, слабой конкуренции и способности предприятий удерживать монопольные преимущества, с позиций которых они эксплуатируют покупателей.

Технологические и инновационные теории прибыли. Общая черта третьей группы теорий прибыли состоит в том, что прибыльность сверх среднего уровня объясняется влиянием технологий и нововведений.

Новые методы производства продукции повышают прибыль за счет снижения издержек или путем нейтрализации факторов, повышающих издержки. Новые и улучшенные товары повышают прибыль путем генерирования благоприятных изменений спроса и цен. Новые методы управления и финансирования содействую росту прибыли посредством оперативной экономии. Взятые вместе, различные формы инноваций превращаются в самое сильное средство, которое используется предприятиями для получения стабильной экономической прибыли.

Различие между рассмотренными группами теорий прибыли позволяет сделать вывод. Что на практике прибыль возникает из разницы занимаемых предприятиями на рынках позиций и конкурентного превосходства одного предприятия над другим. Поскольку рыночные и конкурентные преимущества предприятий разнообразны, ни одна теория не может адекватно объяснить прибыль сверх среднего уровня. Различные теории противоречат друг другу[].

Таким образом, прибыль - это избыток общего (совокупного0 денежного дохода (профицит) над совокупными затратами на производство и реализацию продукции, т.е. над себестоимостью.

Как экономическая категория прибыль выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

При определении прибыли приходится соизмерять текущие расходы и доходы предприятия: составлять смету затрат, калькуляции себестоимости продукции, контролировать расчеты с покупателями и поставщиками. Так проявляется учетная функция прибыли. Прибыль является важнейшим критерием эффективности производства, основные показатели, раскрывающие эту функцию, - масса и норма прибыли (рентабельность).

Стимулирующая функция прибыли вызвана желанием ее получить и предполагает активизацию инвестиционно-инновационной деятельности, установление на предприятии режима экономии всех видов ресурсов, а также непрерывное изучение спроса покупателей для реализации произведенной продукции (работ, услуг).

Распределительная функция прибыли связана с формированием прибыли и ее последующим использованием, что позволяет не только выполнять воспроизводственную функцию на предприятии, выступать источником потребления и материального поощрения работников, но и формировать доходы государства, банковской системы, страховых компаний, бирж.

Прибыль выполняет оптимизационную роль в процессе воспроизводства основного капитала и рабочей силы. Чем выше прибыль, тем больше возможностей для воспроизводства средств труда и повышения оплаты труда - прямого источника воспроизводства капитала, отдача которого в будущем обусловливает рост дохода, а соответственно - заработной платы и, таким образом, стратегическое воспроизводство рабочей силы.

Прибыль является исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. В этом случае возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой и увеличивают результат. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния предприятия.


Классификация прибыли

 

В целях управления прибыль классифицируют по следующим признакам:

§ видам деятельности (прибыль от производства продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т.д.);

§ разновидностям дохода от операций с капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от сдачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг);

§ структурным подразделениям предприятия (прибыль цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

§ времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

§ полноте составных элементов (прибыль от реализации продукции, прибыль от операционных доходов, прибыль от внереализационных доходов, суммарная прибыль всех видов деятельности предприятия, чистая прибыль к распределению);

§ направлениям использования (капитализированная в воспроизводство капитала, выплаченная в качестве премий, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т.д.);

§ методу группировки доходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия);

§ степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Так как существуют два подхода к определению и измерению издержек - бухгалтерский и экономический, то содержание понятия «прибыль» следует также рассматривать в двух аспектах - бухгалтерском и экономическом.

Под экономической прибылью понимается разница между совокупным (валовым) доходом и совокупными экономическими издержками (явными и неявными). Она получается, если из валового дохода вычесть все издержки. Экономическая прибыль рассматривается как плата за неопределенность и риск, которые порождаются, с одной стороны, внешними по отношению к предприятию факторами, с другой стороны, являются результатом инноваций или инициативы предпринимателя. Источником экономической прибыли может служить и монопольный статус предприятия. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и, «отвечая» на спрос, одновременно устанавливать монопольно высокие цены. В этом случае экономическая прибыль выступает как монопольная.

Разность между совокупным доходом и бухгалтерскими (явными) издержками называется бухгалтерской прибылью. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек (издержек упущенных возможностей). Выделят понятия «валовая прибыль (брутто-прибыль)» и «нормальная прибыль». Валовая прибыль определяется разностью между нетто-выручкой от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг), в которую не входят коммерческие и управленческие расходы.

Нормальная прибыль определяется минимальным доходом, необходимым для сохранения заинтересованности предпринимателя в данной сфере деятельности. Она равна разнице между бухгалтерской и экономической прибылью. Нормальная прибыль - это минимальное вознаграждение предпринимателя. Если не обеспечивается нормальная прибыль, то предприниматель должен переориентировать свои усилия с данного направления деятельности на другое, более прибыльное, либо отказаться от роли предпринимателя вообще ради получения заработной платы, работая по найму у другого предпринимателя[].

Исходя из разных целей анализа прибыли, а также разных экономических интересов субъектов рынка по отношению к прибыли (собственников предприятия, наемного персонала, кредиторов, инвесторов, государства), прибыль в странах с рыночной экономикой классифицируют следующим образом:

§ по видам хозяйственной деятельности - прибыль от основной деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и сальдо внереализационных доходов и расходов; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности;

§ по составу включаемых в прибыль элементов - маржинальная прибыль; прибыль от реализации продукции; брутто-прибыль от предпринимательской деятельности, как общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов за кредитные ресурсы и налогов; прибыль до налогообложения; чистую прибыль.

Термины «маржинальная прибыль», «маржинальный доход» получили своё название от понятия «маржа». Маржа - это разница между ценой продажи и ценой покупки, например денег или ценных бумаг. Разницу между ценой реализации единицы продукции и «ценой» ее производства принято называть маржинальным доходом, другими словами - это разница между полученным от реализации продукции доходом и переменными затратами на ее производство. Величина абсолютного маржинального дохода в денежной форме представляет собой сумму постоянных затрат и прибыли от реализации продукции. По этой причине маржинальный доход называют «вкладом», поскольку величина этого дохода включает в себя вклад в покрытие постоянных расходов, а получение прибыли предприятия обеспечивается при условии не только полного возмещения постоянных расходов маржинальным доходом, но и его превышением над общей суммой постоянных расходов - маржинальной прибылью [].

В современной экономике предприятия прибыль рассматривают:

§ как часть дохода, полученного в результате эффективного использования факторов производства - труда, земли, капитала и предпринимательства (экономический подход);

§ как вознаграждение предпринимателя за его деятельность в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерны риск, неопределенность и даже банкротство (рисковый подход);

§ как вознаграждение за осуществление функций нововведений и внедрения достижений научно-технического прогресса и как результат - за услуги экономической власти государства (функционально-инновационный подход);

§ как монополистический подход, который может быть результатом проявления предприятием-монополистом власти на рынке - на патенты, особые привилегии и возможность устанавливать высокие цены на свои товары.

Прибыль, как и доходы, может быть получена в процессе производства и реализации продукции, работ и услуг, а также в результате внереализационных операций и управления капиталом[].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...