Зеленая экономика как способ достижения устойчивого развития
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», Финансируемый Европейским союзом и Реализуемый Программой развития ООН
Гродненская областная ассоциация фермеров
Пилотная инициатива «Устойчивое земледелие, основанное на инновационном подходе фермерского хозяйства «Верми Экопродукт». Реализация экосистемной услуги почвообразования и круговорота питательных веществ»
Зеленая экономика как способ достижения устойчивого развития
Программа Организации объединенных наций по охране окружающей среды (UNEP) определяет зеленую экономику как инструмент,приводящий к повышению благосостояния людей исоциального равенства, значительно снижающий неблагоприятное воздействие на окружающую среду и риски экологической деградации. Зеленая экономика представляет собой низкоуглеродную, ресурсоэффективную и социально инклюзивную экономику. Концепция зеленой экономики. 20-22 июня 2012 года, через 20 лет после принятия Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, состоялась Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20». Участники «Рио+20» призвали Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили показатель «валовый внутренний продукт», а также договорились расширить членство в совете Программы ООН по окружающей среде (UNEP). Тем самым фактически страны приняли на себя обязательства реализовывать переход к зеленой экономике. Зеленаяэкономика может статьважным фактором социального и экономического роста в Беларуси. В 2012 году Министерство экономики представило «Национальный доклад об устойчивом развитии Республики Беларусь», основанный на принципах зеленой экономики, который определил белорусскую модель устойчивого развития и направления «озеленения» экономики.
Зеленая экономика охватывает все стадии экономической деятельности (например, добыча полезных ископаемых, производство, распространение, использование, утилизация, управление движением товара до конца жизненного цикла) и должна стать интегрированным, скоординированным развитием на государственном, региональном уровнях, на уровне секторов и предприятий.
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)разработала и ввела концепцию зеленого роста, определив ее как максимальное обеспечение экономического роста и развития, не оказывая воздействия на количество и качество природных активов и используя потенциал роста, который возникает при переходе к зеленой экономике. В общих словах, зеленый рост - это рост ВВП, который подчиняется зеленым условиям и делает упор на зеленые сектора как на новые двигатели роста. ОЭСР определило: Условия на национальном уровне для обеспечения зеленого роста: 1. Сдвиг в приоритетах госзатрат. 2. Более эффективное применение законодательства. 3. Обучение и подготовка. 4. Правовые режимы пользования ресурсами и землей. 5. Создание условий для необходимых изменений в психологии и поведении. 6. Помощь бизнесу по полной интеграции в свою деятельность принципов устойчивости и равенства. Создание условий для зеленого роста рассматривается Министерством экономики РБ важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций. В частности, одним из ключевых является проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», который финансируется Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в 2015 - 2017 гг.
Национальным координатором по реализации проекта в Беларуси выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Цель проекта – продвижение механизмов зелёной экономики в Беларуси посредством поддержки лиц, принимающих решения и осуществляющих планирование при подготовке, принятии и реализации политики и механизмов зеленой экономики, что будет способствовать социально-экономическому, экологическому прогрессу и устойчивому развитию Республики Беларусь. Проект направлен на реализацию идей зеленого экономического роста и экологически устойчивых моделей производства и потребления, в том числе, через поддержку местных «зеленых» инициатив и проведение информационной кампании как меры, поддерживающей данные мероприятия. Проект оказывает поддержку местным пилотным инициативам, направленным на расширение экономических возможностей территорий на принципах зеленого роста и призванным продемонстрировать на практике основной принцип зеленой экономики - получение экономического эффекта при одновременном снижении рисков для окружающей среды и предотвращении ее обеднения. Суммарный бюджет проекта – около 5 млн. евро. (подробности на сайте http://www.greenlogic.by/index_ru.html ). Принципы зеленого роста: 1. Сертификация устойчивого производства и торговли. 2. Реформа субсидий. 3. Плата за экосистемные услуги. 4. Реформа экологического налогообложения. 5. Инвестиционные механизмы и стимулы зеленой энергии. 6. Инклюзивное зеленое социальное предпринимательство. 7. Устойчивые государственные закупки. 8. Зеленые инновации. Зеленыйрост представляет собой как проблему,так и возможность для рынка труда,который, в свою очередь, является основным фактором возможного зеленого роста. Динамика ответных мери хорошее функционирование рынков труда играют ключевую роль в облегченииперехода к зеленой и ресурсоэффективной экономике. Переход к устойчивой экономике приводит к изменениям в структурах трудоустройства и в профессиональных профилях рабочих. Существует много возможностей озеленения экономического роста в Беларуси. Законодательство Беларуси развивается в сторону гармонизации с европейским законодательством, и некоторые важные меры для этого были или скоро будут приняты. Более того, инвестиции в экологическую инфраструктуру, и особенно в водоснабжение и канализацию, а также в обращение с отходами, являются важными элементами экономического развития страны.
Суть механизмов зеленой экономики можно понимать, как общие положения и политические меры, направленные на ускорение и облегчение перехода к зеленой экономике (создают условия для применения конкретных инструментов). Они могут касаться: 1.Институциональной структуры: - Необходимость ведущего органа в области зеленой экономики; - Необходимость сотрудничества всех министерств; - Необходимость скоординированной политики на национальном и местном уровнях. 2.Законодательства: - Необходимость в выявлении возможных пробелов; - Необходимость в обеспечении согласования с законодательством Евросоюза; - Необходимость в выявлении провалов при реализации и средств исправления. 3.Управления: - Необходимость прозрачности при принятии решений; - Практика консультаций с общественностью; - Роль НПО и ассоциаций потребителей; - Сотрудничество с бизнесом и государственно-частное партнерство; - Важность законодательства, в котором участвует гражданское общество. 4.Инновационной политики: - Участие университетов и исследовательских центров; - Финансирование или налоговые преференции для НИОКР. 5.Поддержки малых и средних предприятий: - Они важны для развития частного сектора; - Они более гибкие, могут легче переключиться на зеленую экономику, так что их роль при переходе к зеленой экономике должна быть признана; - Они должны пользоваться стимулами (доступ к исследовательским центрам, налоговые льготы, доступ к выполнению госпоставок и т.д.). 6.Осведомленность: - Административные органы, бизнес-среда, профессура и научные работники, широкая публика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|