Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зеленая экономика как способ достижения устойчивого развития




Проект «Содействие переходу

Республики Беларусь к «зеленой» экономике»,

Финансируемый Европейским союзом и

Реализуемый Программой развития ООН

 

Гродненская областная ассоциация фермеров

 

Пилотная инициатива «Устойчивое земледелие, основанное на инновационном подходе фермерского хозяйства «Верми Экопродукт». Реализация экосистемной услуги почвообразования и круговорота питательных веществ»

 

Зеленая экономика как способ достижения устойчивого развития

  1. Определение и концепция зеленой экономики

Программа Организации объединенных наций по охране окружающей среды (UNEP) определяет зеленую экономику как инструмент,приводящий к повышению благосостояния людей исоциального равенства, значительно снижающий неблагоприятное воздействие на окружающую среду и риски экологической деградации. Зеленая экономика представляет собой низкоуглеродную, ресурсоэффективную и социально инклюзивную экономику.

Концепция зеленой экономики. 20-22 июня 2012 года, через 20 лет после принятия Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, состоялась Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20». Участники «Рио+20» призвали Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития, которые бы дополнили показатель «валовый внутренний продукт», а также договорились расширить членство в совете Программы ООН по окружающей среде (UNEP). Тем самым фактически страны приняли на себя обязательства реализовывать переход к зеленой экономике.

Зеленаяэкономика может статьважным фактором социального и экономического роста в Беларуси. В 2012 году Министерство экономики представило «Национальный доклад об устойчивом развитии Республики Беларусь», основанный на принципах зеленой экономики, который определил белорусскую модель устойчивого развития и направления «озеленения» экономики.

Зеленая экономика охватывает все стадии экономической деятельности (например, добыча полезных ископаемых, производство, распространение, использование, утилизация, управление движением товара до конца жизненного цикла) и должна стать интегрированным, скоординированным развитием на государственном, региональном уровнях, на уровне секторов и предприятий.

 

  1. Зеленый рост и его инструменты

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)разработала и ввела концепцию зеленого роста, определив ее как максимальное обеспечение экономического роста и развития, не оказывая воздействия на количество и качество природных активов и используя потенциал роста, который возникает при переходе к зеленой экономике. В общих словах, зеленый рост - это рост ВВП, который подчиняется зеленым условиям и делает упор на зеленые сектора как на новые двигатели роста. ОЭСР определило:

Условия на национальном уровне для обеспечения зеленого роста:

1. Сдвиг в приоритетах госзатрат.

2. Более эффективное применение законодательства.

3. Обучение и подготовка.

4. Правовые режимы пользования ресурсами и землей.

5. Создание условий для необходимых изменений в психологии и поведении.

6. Помощь бизнесу по полной интеграции в свою деятельность принципов устойчивости и равенства.

Создание условий для зеленого роста рассматривается Министерством экономики РБ важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций. В частности, одним из ключевых является проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», который финансируется Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в 2015 - 2017 гг.

Национальным координатором по реализации проекта в Беларуси выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Цель проекта – продвижение механизмов зелёной экономики в Беларуси посредством поддержки лиц, принимающих решения и осуществляющих планирование при подготовке, принятии и реализации политики и механизмов зеленой экономики, что будет способствовать социально-экономическому, экологическому прогрессу и устойчивому развитию Республики Беларусь.

Проект направлен на реализацию идей зеленого экономического роста и экологически устойчивых моделей производства и потребления, в том числе, через поддержку местных «зеленых» инициатив и проведение информационной кампании как меры, поддерживающей данные мероприятия.

Проект оказывает поддержку местным пилотным инициативам, направленным на расширение экономических возможностей территорий на принципах зеленого роста и призванным продемонстрировать на практике основной принцип зеленой экономики - получение экономического эффекта при одновременном снижении рисков для окружающей среды и предотвращении ее обеднения.

Суммарный бюджет проекта – около 5 млн. евро. (подробности на сайте http://www.greenlogic.by/index_ru.html ).

Принципы зеленого роста:

1. Сертификация устойчивого производства и торговли.

2. Реформа субсидий.

3. Плата за экосистемные услуги.

4. Реформа экологического налогообложения.

5. Инвестиционные механизмы и стимулы зеленой энергии.

6. Инклюзивное зеленое социальное предпринимательство.

7. Устойчивые государственные закупки.

8. Зеленые инновации.

Зеленыйрост представляет собой как проблему,так и возможность для рынка труда,который, в свою очередь, является основным фактором возможного зеленого роста. Динамика ответных мери хорошее функционирование рынков труда играют ключевую роль в облегченииперехода к зеленой и ресурсоэффективной экономике. Переход к устойчивой экономике приводит к изменениям в структурах трудоустройства и в профессиональных профилях рабочих.

Существует много возможностей озеленения экономического роста в Беларуси. Законодательство Беларуси развивается в сторону гармонизации с европейским законодательством, и некоторые важные меры для этого были или скоро будут приняты. Более того, инвестиции в экологическую инфраструктуру, и особенно в водоснабжение и канализацию, а также в обращение с отходами, являются важными элементами экономического развития страны.

  1. Механизмы и инструменты зеленой экономики

Суть механизмов зеленой экономики можно понимать, как общие положения и политические меры, направленные на ускорение и облегчение перехода к зеленой экономике (создают условия для применения конкретных инструментов). Они могут касаться:

1.Институциональной структуры:

- Необходимость ведущего органа в области зеленой экономики;

- Необходимость сотрудничества всех министерств;

- Необходимость скоординированной политики на национальном и местном уровнях.

2.Законодательства:

- Необходимость в выявлении возможных пробелов;

- Необходимость в обеспечении согласования с законодательством Евросоюза;

- Необходимость в выявлении провалов при реализации и средств исправления.

3.Управления:

- Необходимость прозрачности при принятии решений;

- Практика консультаций с общественностью;

- Роль НПО и ассоциаций потребителей;

- Сотрудничество с бизнесом и государственно-частное партнерство;

- Важность законодательства, в котором участвует гражданское общество.

4.Инновационной политики:

- Участие университетов и исследовательских центров;

- Финансирование или налоговые преференции для НИОКР.

5.Поддержки малых и средних предприятий:

- Они важны для развития частного сектора;

- Они более гибкие, могут легче переключиться на зеленую экономику, так что их роль при переходе к зеленой экономике должна быть признана;

- Они должны пользоваться стимулами (доступ к исследовательским центрам, налоговые льготы, доступ к выполнению госпоставок и т.д.).

6.Осведомленность:

- Административные органы, бизнес-среда, профессура и научные работники, широкая публика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...