Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные инструменты зеленой экономики.




Эко-инновации.

Эко-инновации ­– инновационная продукция и процессы, которые способствуют снижению воздействия на окружающую среду и поддержанию стабильной производительности и потребления.Эко-инновациисвязаны с возникновением новых видов экономической деятельности или даже новых отраслей экономики (например, переработка отходов, повторное использование и т.д.).

Введение практик эко-маркировки/эко-дизайна/энергоэффективности в промышленное производство.

Эко-маркировка – комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Эко-маркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм. Эко-маркировка позволяет идентифицировать продукцию, соответствующую определенным требованиям и сделать выбор о её приобретении.

Эко-дизайн – направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла изделия. В расчёт берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия. Эко-дизайн, наравне c очевидными и обыкновенными требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание:

- потреблению ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;

- происхождению материалов. В расчет берётся множество аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, корректным отношением к фермерам и т.п.;

- безопасности в использовании изделия, отсутствии вреда здоровью, сведению к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т. п.;

- простоте и безопасности утилизации, возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

Энергоэффективность – рациональное использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды. Эта отрасль знаний находится на стыке инженерии, экономики, юриспруденции и социологии. В отличие от энергосбережения (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность направлена на поиск полезного (эффективного) расходования энергии.

Органическое сельское хозяйство (фермерство).

Органическое сельское хозяйство (фермерство) –это система производства, которая способствует оздоровлению почв, экосистем и населения. Оно полагается на экологические процессы, биоразнообразие и циклы, адаптированные к местным условиям, а не на использование факторов производства, оказывающих неблагоприятное воздействие. Органическое сельское хозяйство объединяет в себе традицию, инновации и науку с целью принести пользу окружающей среде и способствовать продвижению справедливых отношений и хорошего качества жизни всех вовлеченных.

Экосистемные услуги.

Экосистемные услуги – это выгоды, которые люди получают от экосистем. Они включают обеспечивающие, регулирующие и культурные услуги, которые непосредственно воздействуют на людей, и поддерживающие услуги, необходимые для сохранения других услуг.

К обеспечивающим услугам относятся натуральные продукты, получаемые от экосистем. К регулирующим услугам относятся выгоды, получаемые от регулирования экосистемных процессов (водоёмы смягчают местный климат, хвойные леса снижают заболеваемость, воды используются для лечения). К культурным услугам относятся нематериальные выгоды, которые люди получают от экосистем (экотуризм, образование, культурное наследие, эстетика).

К поддерживающим услугам относят почвообразование, круговорот питательных веществ, и другие услуги, необходимые для производства всех других экосистемных услуг.

 

  1. Переход к устойчивой/зеленой экономике

Переход к зеленой экономике предполагает увеличение количества рабочих мест в секторе зеленой экономики. Это относится к сбору и переработке отходов, к возобновляемым источникам энергии или управлению природными ресурсами. Такой переход приведет к изменениям в белорусской экономике и в различных секторах: будут созданы дополнительные рабочие места, одни из них будут заменены, другие – перераспределены. В связи с этим необходимо лучше планировать и координировать действия и инструменты рынка труда, чтобы создать необходимые условия для поддержки «зеленой» занятости, преодоления дефицита квалификаций, нехватки рабочей силы и предвидении изменений в потребности в человеческом капитале.

Для того, чтобы получить новый опыт и знания, необходимо будет повышать квалификации во всех секторах и видах деятельности, необходимо совершенствоваться, чтобы получить новые профессиональные знания, необходимые для устойчивого развития.

Переход к зеленой экономикеможет способствовать искоренению нищеты.Многие отраслипромышленности с зеленым экономическим потенциалом, как, например, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство и управление водными ресурсами, имеют особенно важное значение для бедного населения. Также важно предоставить малообеспеченным гражданам доступ к микрострахованию от стихийных бедствий.

Не следует также упускать тот факт, что все население – потенциальные получатели зеленой продукции и производственных процессов – также должно обладать знаниями об устойчивости, чтобы иметь возможность оценить преимущества, которые предлагает новая экономическая модель. Беларуси необходимо повысить осведомленность в области зеленой экономики во всех целевых группах (государственное управление, бизнес сообщество, образовательное сообщество, общественные организации, население). Обучение населения, совместимое с принципами устойчивого развития и экологической культуры, также является ключевым инструментом успешного внедрения зеленой экономики.

Республика Беларусь считает зеленую экономику важным инструментом для устойчивого развития и экологической безопасности, и начала принимать последовательные меры по имплементации зеленых (экологических) принципов в национальной экономике. Имплементация главных целей экономической политики при переходе к зеленым принципам создаст условия для экономического роста, улучшая благосостояние и здоровье населения при рациональном использовании природных ресурсов, сохраняя экологический баланс и предотвращая дисбалансы в экосистеме.

Это особенно важно, поскольку у Беларуси есть значительные возможности для роста зеленой экономики в энергоэффективности, органическом сельском хозяйстве и пищевой промышленности, транспорте и туризме (ценные природные территории, исторические места, потенциал для экотуризма и агроэкотуризма, особенно в сочетании с органическим сельским хозяйством) и потенциал для возобновляемых источников энергии.

С учетом национального, регионального и глобального вкладов в устойчивый рост Республика Беларусь является участницей большого количества европейских и международных конвенций и протоколов, международных соглашений – двусторонних и многосторонних – в области охраны окружающей среды. С целью выполнения принятых обязательств была принята относительно хорошо развитая система политик, программ и планов, разработка ряда таких документов осуществляется в настоящее время. Были предприняты важные шаги: экологические принципы были введены в национальную экономику, снизив экологические риски и создав условия для улучшения уровня жизни населения.

Республика Беларусь является активным участником многосторонних международных соглашений (конвенций) – это 14 глобальных и 10 европейских международных природоохранных конвенций и протоколов. В рамках названных документов выполняются все взятые страной обязательства. Кроме этого, они являются платформой для многостороннего сотрудничества.

В Республике Беларусь экологическим вопросам уделяется все более пристальное внимание: реализуются государственные программы, совершенствуется законодательство, разрабатываются основополагающие документы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Поэтому закономерно, что развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в данной области имеет для нас большое значение. География международного сотрудничества в природоохранной сфере широка и охватывает большое количество стран и регионов.

В этой связи необходимо также пересмотреть правовую систему и особенно комплекс эффективных мер (систему разрешений, инструменты экономики, отказ от практики субсидирования), для того чтобы поддержать постепенное изменение моделей производства и потребления. Гармонизация законодательства поддержит улучшение не только моделей производства (технология, основанная на экологических требованиях, стандартизация продукции), но также и модели потребления (например, эко-маркировка).

Имплементация концепции сохранения энергии и ресурсов, энергии и возобновляемых источников энергии также будет сохраняться и развиваться как приоритет на пути к устойчивому развитию в пределах сектора науки и инноваций. Беларусь должна и дальше поддерживать подход, который будет способствовать увеличению доступности «зеленых» технологий, будет представлять наилучшие доступные технические методы для комплексного предотвращения загрязнения окружающей среды и, таким образом, будет управлять открытием новых рыночных возможностей.

Частный сектор, малые и средние предприятия и гражданское общество необходимо пригласить для более детального участия в разработке политики и инструментов политики, а также их необходимо задействовать в мониторинге их соблюдения.

Природоохранные органы окружающей среды будут оставаться основным органом продвижения важных экологических вопросов, необходимо укрепить их роль и потенциал. Вопросы об окружающей среде и изменении климата должны оставаться приоритетными на политическом и экономическом уровнях. Нужно рассмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и обеспечение стимулов для улучшения окружающей среды. Важными аспектами являются: интеграция проблем окружающей среды и изменения климата в планах развития и инвестиционных планах, увеличивая бюджетные ассигнования на охрану окружающей среды, укрепления потенциала по разрешению/лицензированию/мониторингу и продвижению важных вопросов зеленого роста, – все это примеры областей, которые нуждаются в улучшении. Однако, чтобы полностью объединить аспекты окружающей среды и изменения климата в основные приоритеты развития, другие основные министерства (например, министерство финансов, министерство экономики, министерство энергетики) также играют важную роль. Убедительные доказательства поддержки выгоды от охраны окружающей среды и «озеленения» экономики помогут природоохранным органам получить поддержку, а также в целях получения таких доказательств природоохранные органы должны начать использовать инструменты для экономического и социального анализа политики и процессов реформирования.

 

  1. Принципы зеленой, справедливой и инклюзивной экономики

1) Справедливость и объективность, как в рамках одного поколения, так и между поколениями. Использование материальных благ и услуг удовлетворяет предпочтение людей и делает их счастливыми, высокие уровни потребления должны положительно влиять на социальное благосостояние. Однако, в конечном итоге, рост материального производства и потребления ограничен в связи с ограниченностью природных ресурсов. Чтобы достичь устойчивости в будущем, требуется политика и организации, которые поддержат экономику в известных пределах, устанавливаемых природой. Тем не менее, значительного роста ВВП, как меры субъективной ценности товаров и услуг, можно достичь путем перехода к технологиям и потреблению, достаточным для того, чтобы уменьшить «экологический след» экономики.

2) Согласованность с принципами устойчивого развития. Концепция зеленой экономики напрямую связана с устойчивым развитием, но растет признание того, что достижение устойчивости почти полностью зависит от распространения экономического права.

3) Превентивный подход к социальным воздействиям и воздействиям на окружающую среду. Превентивный и устойчивый подход – как основа понимания концепции зеленой экономики стремятся к комплексному подходу к воздействию на окружающую среду, перемещаясь с практически исключительного изучения процесса производства на разработку инструментов и методов экологического управления, применимых ко всем формам экономической деятельности человека и к процессу принятия решения. В отличие от контроля над загрязнением, который подразумевает ограниченный подход воздействия и оставления, подход, рассматривающий экологическое управление и более чистое производство. Эти новые подходы должны рассматриваться как обычные технические инструменты, связанные с окружающей средой, однако лучше было бы расценивать их как единые интегрирующие подходы, которые помогут определить новые модели экологически и социально надежной рыночной экономики.

4) Оценка природного и социального капитала, например, интернационализации внешних расходов, зеленого учета, расходов на протяжении всего срока эксплуатации и совершенствования управления. Ситуация во всем мире, связанная с доступностью ресурсов и изменением демографической ситуации, нуждается в улучшении понимания их воздействия на окружающую среду, общество в целом и особенно на производство и потребление.

Финансовая политика играет важную роль на пути перехода к зеленой экономике. Роль правительства заключается в использовании разнообразных финансовых инструментов, например:

- обложение налогом использования ископаемых видов топлива и выбросов в различных секторах;

- преобразование энергетических субсидий, которые приводят к расточительной и вредной для окружающей среды экономической деятельности;

- поддержка чистых технологий и устойчивого производства с помощью налоговых стимулов;

- рассмотрение потенциальных социальных последствий (для семей с низкими доходами, пенсионеров и т.д.);

- отражение экологических последствий посредством оценки полной стоимости энергии и услуг по транспортировке.

5) Устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство. Устойчивое потребление и производство (УПП) подразумевает под собой использование услуг и связанной с ними продукции, которые удовлетворяют основные потребности и улучшают качество жизни, минимизировав использование природных ресурсов и токсичных материалов, а также выбросы загрязняющих веществ на протяжении всего жизненного цикла услуг или продукции, поэтому, чтобы не подвергать опасности удовлетворение потребностей будущих поколений, УПП стремиться «делать больше и лучше при минимальных затратах», увеличивая чистую прибыль благосостояния за счет экономической деятельности, уменьшая использование ресурсов, деградацию и загрязнение на протяжении всего жизненного цикла, повышая при этом качество жизни. Устойчивое потребление – это неотъемлемая часть устойчивого развития, имеющая первостепенное значение.

6) Потребность в достижении существующих макроэкономических целей посредством создания «зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения конкурентоспособности и роста в ключевых секторах. Инновации и инвестиции в устойчивую и гибкую инфраструктуру, в крупные компании и малые и средние предприятия, в энергетику и технологии могут поддержать поколение занятости и возмещение негативных экологических тенденций. Должным образом отрегулированный, ответственный и прибыльный частный сектор имеет важное значение для трудоустройства, прожиточного минимума, роста и доходов для государственных программ. Для роста зеленой экономики важное значение имеет преобразование бизнес-моделей для создания общих ценностей.

На реализацию принципов зеленой экономики на практике направлена разработанная с участием Минэкономики Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года, одобренная Правительством в феврале 2015 г.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030) – это долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех уровнях с целью обеспечения равновесия между социальным, экономическим и экологобезопасным развитием страны. Трансформация перспективной модели национальной экономики будет направлена на переход от преимущественно административного к индикативному механизму планирования, достижение равного вклада государственной и частной собственности в создание валового внутреннего продукта страны, внедрение принципов зеленой экономики в производство, формирование высокотехнологичного сектора и опережающее развитие сферы услуг, предоставление максимальных возможностей для реализации личностного потенциала человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...