Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений




Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики решает широкий круг задач – от методологического обоснования созидательного потенциала культурной деятельности и ее правового, экономического, политического, духовного, материально-технического, организационно-методического и кадрового обеспечения, до разработки культурной политики и внедрения эстетических начал в труд, познание, быт, досуг и иные формы жизнедеятельности. Однако ее ведущая функция концентрируется на раскрытии научных основ вовлечения человека в мир культуры, создания благоприятной культурной среды, удовлетворения и последовательного возвышения духовно-эвристических и художественно-творческих интересов и потребностей разных групп населения. И в этом прикладная культурология органично смыкается с педагогикой, используя ее веками наработанные методы хоминизации, социализации, инкультурации и стимулирования индивидуального развития личности. С другой стороны, педагогика, интегрируя в себе не менее широкий комплекс задач научного обеспечения процесса обучения и воспитания человека, во всем, что связано с формированием культуры индивида или социальной общности, опирается на теоретическую, историческую и прикладную культурологию.

Преподавание литературы в средней школе или обучение дошкольников основам изобразительного или музыкального искусства строится на принятых в педагогике принципах дидактики, но содержание этого процесса коренится в культурологии. Даже в естественно-математических и технических дисциплинах, призванных наряду со специальными знаниями формировать культуру мышления и эстетическое отношение к данному виду деятельности, решение этих задач осуществляется с учетом специфики культуры и культурных процессов.

В конце XX века в системе непрерывного образования во взаимосвязи с традиционными циклами естественно-математических и социально-экономических дисциплин утвердило себя культурологическое направление, включающее:

начальное художественное обучение в детских садах и учреждениях начального образования;

раскрытие основ теории и истории культуры в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

научное осмысление проблем теории и истории культуры средствами культурологических дисциплин в высшей школе.

В духовной жизни современного общества все большую роль играет система дополнительного образования, позволяющая не только углублять и расширять художественные познания разных групп населения, но и включать их в разнообразные формы социально-культурного творчества, способствующие преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы, принципы и навыки социально-культурной деятельности. Если к этому добавить основанную на педагогике С.Т.Шацкого и А.А.Брянцева художественно-просветительную деятельность театров юного зрителя; широко реализуемые сегодня принципы музыкальной педагогики Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, Б.Л.Яворского; педагогику пропаганды изобразительного искусства Б.М.Неменского; методику нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства С.А.Герасимова или утверждающиеся ныне на телеканале «Культура» художественно-педагогические формы эстетического просвещения, то правомерно сделать вывод о том, что в современной России сложилась система воспитания разносторонне развитой, художественно-образовательной и духовно богатой личности. Содержание образовательно-воспитательного процесса в этой системе детерминировано культурологией, а методика воздействия на разум и чувства обучающихся - педагогической культурологией.

Совокупный опыт культурологического образования и воспитания позволяет сделать вывод, что педагогическая культурология – это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, нормы и принципы духовной жизни.

Введение в научный оборот понятия «педагогическая культурология» позволяет более четко определить границы использования педагогики в сфере социально-культурной деятельности. Когда говорится о методике преподавания культурологических дисциплин, раскрытии вопросов культуры в разных формах обучения или о пропаганде художественно-эстетической культуры средствами искусства – это предмет педагогической культурологии. Когда речь идет о технологии разработки и реализации культурной политики, социально-культурного проектирования или создания благоприятной культурной среды – это, естественно, собственно прикладная культурология. Когда же мы сталкиваемся с механизмом вовлечения человека в мир культуры, правомерно видеть в нем органичное соединение и прикладной, и педагогической культурологии – двух направлений науки и социальной практики, которые взаимно дополняют и обогащают этот процесс.

Педагогическая культурология – понятие новое. Его нет в существующих учебных пособиях и словарях, однако на практике многое из того, что раскрывает это направление науки применяется достаточно давно. Пропагандой культуры средствами искусств на Руси занимались веками. Православная церковь вовлекала людей в мир культуры с помощью музыки, хорового пения, изобразительного и ораторского искусства; с XVIII века во многих помещичьих усадьбах крепостные крестьяне и их дети участвовали в театральных постановках; оригинальные методы приобщения широких слоев населения к музыкальной классике, живописи и скульптуре использовали члены «Могучей кучки» и «Движения передвижников». Диапазон художественного просвещения простирался от Талашкинской школы искусств М.К.Тенишевой и Лиговского народного дома художественного воспитания рабочих С.В.Паниной до благотворительных концертов Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой, на которых великие мастера сцены доносили до гимназистов, студентов, солдат чарующие мелодии русской и западноевропейской оперы.

И священнослужители, приобщавшие людей к искусству, и помещики, вовлекавшие своих крестьян в театральное творчество, и многочисленная армия российской интеллигенции, считавшая своим гражданским и нравственным долгом способствовать повышению общекультурного уровня населения страны, решали эти задачи методами педагогической культурологии, но делали это интуитивно, спонтанно. В чем-то их деятельность была достаточно успешной, в чем-то допускала существенные ошибки. Однако сегодня, в условиях формирующегося информационного общества, когда Интернет и иные новейшие электронные средства обрушивают на людей лавину самого противоречивого воздействия – от шедевров мировой культуры до их абсолютных антиподов – строить процесс инкультурации на уровне обыденного сознания, безусловно, нельзя.

В современной социально-культурной ситуации формирование духовного богатства личности может быть эффективным лишь на научной основе. И педагогическая культурология в этом плане может принять на себя широкий круг задач. Она способна помочь индивиду разобраться в сложных и противоречивых процессах культурной жизни, воспитать интерес и любовь к искусству, привить художественных вкус, выработать умение воспринимать и оценивать явления духовной жизни, наслаждаться подлинными творениями человеческого гения, отвергать любые формы псевдоискусства, вносить свой вклад в создание ценностей культуры.

Педагогическая культурология призвана обеспечить преобразование явлений и процессов культуры из «вещей в себе» в «вещи для нас»; сделать доступным любым слоям населения театральное, музыкальное, изобразительное и иные жанры искусства; дать возможность наиболее полно реализовать нравственно-эстетический потенциал художественной культуры. Но для этого, прежде всего, необходимо выявить сущность и специфику этой области духовной жизни, обосновать механизм ее восприятия, раскрыть совокупность приемов и способов вовлечения людей в систему социально-культурной деятельности, обеспечивающей ее дальнейшее развитие.

Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогическую культурологию интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Многие работы, посвященные изучению этой проблемы, способствовали дальнейшей разработке таких вопросов, как понятие, структура, функции художественной культуры и ее место в жизни общества. Указывая на богатейший созидающий потенциал различных видов искусств, ряд специалистов (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.А.Лукин, Т.С.Махлина, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.) раскрывают специфику восприятия каждого из них, подчеркивают особенности их использования как средств духовного развития, как для отдельных индивидов, так и для социальных общностей.

Давая обобщенную оценку художественной культуры, Ю.У.Фохт-Бабушкин определяет ее как ядро эстетической культуры[175], а Л.Н.Коган видит в ней степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности[176]. Ю.Б.Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме[177], а М.С.Каган отмечает способность искусства «раздвинуть границы реального опыта жизни, значительно расширить жизненный кругозор»[178].

За последние годы появилось немало интересных работ, посвященных проблеме функций искусства[179]. Отсутствие единства в трактовке этих функций говорит о сложности предмета исследования и возможности различных подходов к его рассмотрению. Но, так или иначе, всеми авторами признается такая функция искусства, как его преобразующее воздействие на личность (например, у М.С.Кагана – социально-организационная функция как базовое звено многоуровневой системы искусств; у Ю.Б.Борева – общественно-преобразовательная, познавательно-эвристическая, воспитательная функции).

Педагогическая культурология строит механизм восприятия искусства на использовании способности психики индивида поддаваться внушению, подражать героям художественных произведений, а главное сопоставлять отраженные в искусстве явления и процессы со своим жизненным опытом, сопереживать, соизмерять себя с мыслями, чувствами и поступками этих героев.

Сила искусства проявляется в том, что оно одновременно воздействует и на разум, и на чувства человека, вызывая широкую гамму эмоционального восприятия – от симпатии, восхищения и восторга до грусти, негодования и презрения.

Органично соединяя интересы и потребности личности и общества, искусство раскрывает свою социальную сущность в способности реализовать:

гносеологическую функцию познания действительности;

аксиологическую функцию определения ценностей окружающего мира;

эвристическую функцию активизации и развития творческих потенций человека;

просветительную функцию распространения знаний о сути наиболее значимых событий и явлений бытия;

пропагандистскую функцию формирования общественного сознания и утверждения определенных философских, экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, экологических и иных концепций и идей;

коммуникативную функцию обеспечения духовного общения людей на базе восприятия ценностей культуры;

гедонистическую функцию стимулирования душевного подъема и чувства наслаждения;

воспитательную, по сути интегрирующую в себе все вышеперечисленные функции и способствующую проявлению деятельной сущности искусства, его социальной предназначенности стимулировать процесс общественного преобразования действительности.

Специфика искусства проявляется в том, что оно реализует свои социальные функции во взаимосвязи, взаимодействии и ситуации активного взаимодополнения с другими сферами духовной жизни. Гносеологическую, познавательную функцию в первую очередь осуществляет наука; просветительную – широкая система непрерывного образования; пропагандистскую – политические институты государства и общества и их средства печатной, электронной и иной информации. Однако искусство не дублирует, а усиливает и обогащает их воздействие. Используя феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, искусство активизирует и интенсифицирует процесс восприятия действительности, раскрывает ее в эстетическом многообразии, способствует открытию новых граней в известных явлениях и фактах, учит видеть прекрасное, поднимает на новую высоту духовный мир человека.

Вне искусства нет силы, которая одновременно позволяет индивиду видеть, слышать, чувствовать, мыслить, сопереживать и, по сути, вслед за создателем этого творения подняться до уровня художника. При этом искусство не может быть назидательным, решать узко утилитарные задачи. Его воспитательное воздействие проявляется в том, что оно возвышает человека, выводит его за пределы будничного, заставляет оперировать категориями вечного.

Л.С.Выготский[180] и его последователи убедительно показали, что искусство вызывает не обыденные, отражающие биологическую сферу личности, а художественные эмоции, носящие социальный характер и отличающиеся осмысленным восприятием окружающего мира. Это достигается благодаря тому, что искусство не копирует природу, а обобщает, отражает среду обитания, выражая ее смысл и сущность.

Искусство породило и стало основой деятельности многочисленных институтов социально-культурной сферы, каждое из которых обрело определенный профиль, приняло на себя конкретные функции. Это, в первую очередь:

социальные институты по производству произведений искусства (киностудии, художественно-творческие и художественно-производственные мастерские, дома художественного творчества, дома прикладных искусств и т.д.);

культуроохранительные институты (дворцово-парковые, ландшафтные, историко-художественные заповедники, реставрационные мастерские и т.д.);

культурно-просветительные учреждения, специализирующиеся на пропаганде искусства (художественные музеи, кинотеатры, видеотеки, музыкальные салоны и т.д.);

образовательно-воспитательные учреждения художественного профиля (школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, вузы искусств и т.д.).

Особое место занимают театрально-зрелищные учреждения (театры, филармонии, цирки и др.), которые интегрируют в себе и создание ценностей культуры, и опирающуюся на них повседневную культурно-просветительную деятельность.

Как образно заметил Луи Жуве[181] театр – это самое совершенное, удивительное и оригинальное изобретение человека. Его феномен пытаются исследовать, по крайней мере, более двух с половиной тысячелетий. От Аристотеля и Эпикура до наших дней представители разных наук стремятся раскрыть механизм его воздействия, понять природу его коллективного искусства, осознать синтетический характер используемых им выразительных средств, оценить роль и место драматурга, режиссера, актера и других участников процесса создания театрального действия. В последние годы в исследование проблем современного театра активно включились социологи, социальные психологи, экономисты, сценографы, специалисты электронной техники, других направлений научного знания. И в целом правомерно констатировать, что театроведение сумело представить общественному мнению достаточно полную и достоверную картину состояния театрального дела. Однако белым пятном на этом фоне представляется раскрытие сути и природы социально-культурной деятельности отечественного театра, определение методики художественно-педагогического воздействия театра на разные группы зрителей, обоснование оптимальной технологии формирования театральной культуры населения и в первую очередь молодежи.

Включаясь в исследование социально-культурной деятельности театра, филармонии, цирка, мы видели особую значимость этих центров культуры в том, что их искусство представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Театральный спектакль, цирковое представление, филармонический или эстрадный концерт каждый раз воспроизводятся заново, и зритель воспринимает не только результат сценического действия, но и сам творческий акт. Он становится свидетелем, и в значительной мере соучастником создания духовных ценностей.

Замечательный русский актер и руководитель труппы Малого театра А.И.Южин очень точно подчеркнул, что публика для актера – это холст для художника, но холст живой, отзывчивый, помогающий художнику, дополняющий его, зажигающий актеров своим дыханием, с любовью и радостью купающий свою душу, свою мысль, нервы и сознание в потоках их вдохновения. Произведения сценического искусства живут лишь до тех пор, пока идет спектакль, представление, концерт, пока не прекратился творческий процесс. Их можно записать на пленку, но от этого действие существенно потеряет то, что совершается на сцене, происходит здесь и сейчас. Произведения живописи, художественная фотография, кинофильм или книга, посвященные самой горячей теме современности, изображают ее как явление свершившееся, то есть как прошлое. Театр же, даже ставя Софокла, Шекспира или Пушкина, играет их в настоящем времени.

Как бы ни было велико эстетическое наслаждение, доставляемое восприятием любого художественного произведения, оно никогда не заменит радости, доставляемой воздействием самого процесса художественного творчества. Зритель может десятки раз смотреть один и тот же спектакль, слушать симфоническое или камерное произведение, наслаждаться цирковыми трюками, но каждый раз он имеет дело с рождением нового художественного произведения.

По своей природе сценическое искусство предполагает активную позицию зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре, филармонии или цирке. Как бы ни относился посетитель картинной галереи к полотнам живописцев, ни одного штриха это отношение в них не изменит. Актер же, дирижер или музыкант как чуткий барометр реагируют на малейшее движение в зале и откликаются на него – чуть большей продолжительностью пауз или, наоборот, ускорением ритма, какими-то иными нюансами исполнения.

Любой спектакль, представление или концерт – своеобразный поединок с залом, потому что каждый раз зрителя нужно заново завоевать, сделать своим союзником, превратить в соучастника творческого процесса. Оперируя к чувствам и мыслям зрителей, театр воздействует не на отдельного человека, как книга или картина, которую каждый может прочесть или посмотреть наедине с собой, он обращается одновременно ко множеству людей, собравшихся в зрительном зале, воздействует на всех сразу, формируя коллективное сознание, основанное на взаимном заражении, на едином чувстве сопричастности к происходящему действию.

Издревле театр выполнял в обществе благородную роль института просвещения и воспитания широких социальных слоев, выступая как уникальный вид искусства массового показа и восприятия, обладающий привлекательностью незафиксированности и сиюминутности.

На всех этапах истории театр был могучим оружием гуманизма, одним из самых мощных институтов самовоспитания человечества. Истина, провозглашаемая с театральных подмостков, по силе и широте своего воздействия всегда была не сопоставима с истиной, которая была заложена в других формах искусства.

Сила театра проявляется в том, что удовольствие здесь сочетается с поучением, спокойствие с возбуждением, забавы с образованием. «Более, чем какое-либо иное общественное учреждение в государстве, театр есть школа нравственной мудрости, путеводитель по гражданской жизни, верный ключ к сокровеннейшим входам в человеческую душу. – писал Ф.Шиллер, - …Театр есть общий канал, по которому от мыслящей, лучшей части народа струится свет истины, мягкими лучами распространяясь отсюда по всему государству. Более верные понятия, более высокие правила поведения, более чистые чувства растекаются отсюда по всем жилам народа»[182].

Появившись вначале как развлечение, театр постепенно стал для человека школой познания жизни, выразителем его чувств, стремления к общности, к коллективному сопереживанию.

Театральное искусство раздвигает жизнь человека далеко за пределы его физического существования. Восприняв образы театра, интериоризовав их, зритель незаметно для себя расширяет собственное духовное бытие. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Жизнь, показанная со сцены, не только предмет увлекательного зрелища и поучительного познания, она еще и часть собственной жизни зрителя, ибо он в эту жизнь свободно вошел, она стала ему близкой и знакомой. Эта жизнь для него реальность, некогда существовавшая сама по себе, а ныне, в сегодняшний вечер, воссозданная искусством.

Идейная и эмоциональная емкость, широкая наглядность, способность непосредственно воздействовать на большие массы людей делают театр одним из наиболее действенных форм духовного воспитания народа. По словам Гарсиа Лорки: «Театр – одно из самых действенных полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие или упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах – от трагедии до водевиля, - может в несколько лет изменить мировосприятие нашего народа. А театр искалеченный, у которого вместо крыльев – копыта, может развратить и усыпить целую нацию»[183].

«Театр – счастливец, - писал К.С.Станиславский, - он и в дни мира и в дни войны, в дни голода и урожая, и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным. Когда весело и радостно на душе – люди идут к нам, чтоб веселиться; когда голодно, тяжело, тоскливо на душе – идут в театр, чтоб отвлечься, успокоиться»[184].

Театр всегда обращается непосредственно к жизни человека, к насущным вопросам его бытия и сознания. И поэтому древнее и молодое искусство театра всегда было и продолжает оставаться в высшей степени искусством современным. Театр может обогатить духовный мир человека, воздействовать на его ум, волю и чувства, пробудить в нем творческую активность и идейную устремленность. Искусство театра развивается благодаря потребности в нем людей, но оно само постоянно формирует эту потребность, воспитывает художественный вкус.

Роль театра, равно как концертно-зрелищных учреждений в духовной жизни общества, безусловно, велика. По широте своего воздействия на разные группы населения эти центры культуры уступают лишь телевидению и кино[185]. Однако можно ли утверждать, что их культуросозидающий потенциал используется в полной мере? К сожалению, нет, ибо десятки миллионов россиян не посещают театры и, тем более, залы филармонии, а значительная часть реальных зрителей и слушателей не обладает элементарной культурой восприятия художественной информации, не владеют умениями и навыками избирательного отношения к искусству и способностью оценки его достоинств.

Между интересом к театральному, цирковому, филармоническому или эстрадному искусству и художественной культурой личности, умением воспринимать искусство и стремиться к общению с ним – прямая связь. Если ты не способен сопереживать происходящую на сцене трагедию, радоваться цирковой буффонаде, наслаждаться эстрадными мелодиями, если ты не поднялся до восприятия С.Прокофьева или А.Шнитке, – вряд ли появится желание посетить театр или концертный зал. Жизнь убедительно показывает, что формирование культуры зрителя и слушателя должно начинаться с детства, с подросткового возраста, и решение этой задачи может и должна принять на себя педагогическая культурология.

Необходимость последовательного вовлечения подрастающих поколений в мир художественной культуры подтверждается зафиксированным в исследованиях социологов реальным противоречием: наличием среднего и высшего образования у большинства молодежи при отсутствии достаточного уровня эстетического развития. Наиболее ярко это проявляется в том, что, имея возможность воспринимать высококачественную художественную продукцию, массовый потребитель нередко ориентируется на произведения среднего уровня, восприятие которых не требует определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий и специальной подготовки. Только в условиях отсутствия у значительной части населения подлинно эстетического вкуса оказалась возможной ситуация, когда под маркой традиционной культуры прилавок заполняется многочисленными подделками, которые, к сожалению, достаточно активно раскупаются. Недостатки художественного воспитания породили кич и интерес к псевдохудожественным коллективам, претендующим на роль выразителей новой музыкальной культуры.

Общее образование, вооружая молодого человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес. Последний выступает своего рода поисковым ориентиром, побуждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режиссеров. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.

Повышение общекультурного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания и образования. Значительное место в этом процессе принадлежит повышению эстетического эффекта современного производства. Подростки, усваивающие основы труда, встречаются с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же, особенно в его современных формах, стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания подростков является развитие средств массовой коммуникации.

Современное техническое оснащение повседневного бытия позволяет практически каждой семье иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку. Однако, повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не обеспечивает художественное развитие подростков. Необходима специальная работа по формированию потребности в общении с высокохудожественными произведениями искусства, вооружению школьников определенной системой знаний.

Традиционно термин «художественное образование» связывается с профессиональной деятельностью в области искусства. Или еще уже – с профессиональной деятельностью в области изобразительного искусства. Нередко под художественным образованием понимают систему организации художественного обучения. Так, «Большая советская энциклопедия» определяет художественное образование как систему подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов, художников, искусствоведов, художников-педагогов. В определенной мере – это определение вполне правомерно. Но жизнь требует учета и ряда иных факторов.

Для широкого определения понятия «художественное образование» в первую очередь необходимо уточнить его целевую установку. Цель художественного образования – приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.

Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интегрировать художественные идеи в личностной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения выступает своеобразной «машиной времени», ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширить жизненный опыт. Предметом художественного образования должно стать искусство.

Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства как формы общественного сознания, его видов и жанров, художественная эрудиция. Это образование проявляет себя не только в ходе усвоения знаний об искусстве, что само по себе является важной задачей художественного образования. Оно осуществляется также в процессе восприятия искусства, ибо знание об искусстве имеет смысл тогда, когда его результатом является повышение общей культуры зрителя и слушателя, формирование высокого художественного вкуса.

Сложившаяся в Российской Федерации система эстетического воспитания опирается на знания, которые формируются школьными курсами литературы, музыки и изобразительного искусства. Однако за пределами этих дисциплин остаются волнующие современное общество проблемы театра, кино, хореографии, прикладного искусства, художественного вещания радио и телевидения.

Беглые обзоры культурных процессов в курсе истории или анализ драматургии отдельных писателей на уроках литературы дают определенные знания, но в программах этих дисциплин задачи по их преобразованию в соответствующие умения и навыки практически не ставятся. Далеки от требований культуры формирующегося информационного общества XXI века проводимые в начальных классах уроки музыки и изобразительного искусства. Ограниченные рамками детского восприятия эти, дисциплины не затрагивают сложные процессы музыкальной культуры, не пытаются давать оценки противоречивым тенденциям развития живописи, скульптуры, графики, художественной фотографии.

Противоречия функционирующей системы художественного воспитания подрастающих поколений привели к тому, что у значительной части подростков, юношей и девушек не выработаны необходимые интересы и потребности общения с искусством.

Как показало наше исследование из 3156 старшеклассников и учащихся профессиональных училищ Санкт-Петербурга, Самары, Орла, Калининграда, Пскова и Новгорода лишь у 273 (8,7%) был обнаружен интерес к театральному искусству и только у 84 человек (2,6%) были выработаны навыки восприятия музыкальной информации.

Подавляющее большинство учащихся (2848 – 90,2%) в ответах на вопросы анкеты, при собеседовании на классных часах и в индивидуальных беседах подчеркивали, что удовлетворение своих потребностей в общении с искусством в отдельных случаях они находят в кинотеатрах, а главным образом в просмотрах художественных фильмов по телевидению. Преобладание влияния кино подтверждается и данными статистики.

Существенную роль в совершенствовании системы художественного воспитания сыграла получившая бурное развитие в 80-90-е XX века годы система дополнительного образования. Анализ первых результатов ее деятельности среди учащейся молодежи ряда регионов страны позволил обобщить немало интересных и эффективных форм приобщения детей, подростков, юношей и девушек к достижениям отечественной и мировой художественной культуры. Но в то же время, этот анализ обнаружил явное противоречие между современными требованиями к обеспечению завершенности воспитательного воздействия и ограниченным количеством учащихся, которые систематически и последовательно, а не эпизодически и случайно вовлекаются в педагогически целесообразную эстетическую деятельность, дополняющую учебный процесс и способствующую преобразованию знаний в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы поведения.

Широкое художественное образование предполагает, что раскрываемые на уроках духовные ценности будут дополнены, углублены, проиллюстрированы в процессе чтения, просмотра телепередач, посещения театра, музея, филармонии, кинотеатра, участия в самодеятельном художественном творчестве. Использование воспитательного потенциала культурной среды, естественно, не может носить столь целеустремленный, планомерный и последовательный характер, сколь это возможно обеспечить в процессе обучения, но стремиться к этому, безусловно, необходимо. Между тем, как свидетельствует практика, свободное времяпрепровождение подростков в основе своей отличает случайный, не связанный с учебным процессом и не детерминированный им выбор видов и форм досуговой деятельности.

Школьники 4 класса в течение года бывают в кинотеатрах в среднем 8 раз, в музеях и театрах 1 раз, на концертах в филармонии практически не бывают, а на детских утренниках и массовых праздниках в клубных учреждениях и парках – 4 раза.

В 5-8 классах эта картина в основном сохраняется с той лишь разницей, что к 8 классу количество посещений кинотеатров достигает 12, экскурсии в музеи остаются на уровне 4 класса, посещение театров достигает в среднем 2-х раз в год. Школьники старших классов и учащиеся профессиональных училищ за этот же период бывают на эстрадных концертах в среднем 1-2 раза, на вечерах в клубных учреждениях до 9-10 раз, в музеях 2-3 раза. Филармонию посещают единицы.

Таким образом, подростки юноши и девушки общаются с учреждениями культуры в среднем чаще, чем 1 раз в неделю, но это общение носит односторонний характер и в основе своей связано с киноискусством. В этих условиях важная организационно-практическая задача сводится к тому, чтобы с помощью педагогической и родительской общественности раскрыть конструктивные возможности разных видов искусства, усилив при этом пропаганду театрального, музыкального и изобразительного искусства.

Не менее сложная проблема связана с некритическим отношением подростков к кино. Формирование избирательного отношения к искусству, и в частности, к искусству кино, сложный, длительный и противоречивый процесс. Нельзя недооценивать присущий подростковому возрасту интерес к героико-приключенческой тематике, детективу; можно приветствовать и поддерживать интерес подростков к историческим фильмам, к произведениям о Великой Отечественной войне. Правомерен и интерес старшеклассников к проблемам товарищества, дружбы, любви. Однако стремление школьников пойти в кино на любой новый фильм и неумение отличить подлинное произведение искусства от умело смонтированного кинобоевика таит в себе существенный изъян формирования у учащихся эстетического отношения к действительности. Если же к этому добавить, что каждый школьник и учащийся профессиональных училищ в среднем в неделю от 9 до 14 часов проводит за просмотром фильмов, демонстрируемых по телевидению, то напрашивается вывод, что налицо явное злоупотребление кино-информацией, которая, как свидетельствует ряд ученых, перейдя через определенные границы, перестает носить конструктивный характер, превращаясь порой в свою противоположность.

При существенном различии в широте и интенсивности общения учащейся молодежи с искусством можно констатировать, что 93% от общей массы подростков, юношей и девушек чаще или реже смотрят телепередачи, бывают в кинотеатрах и других учреждениях искусств, однако это общение ограничивается уровнем слушателей или зрителей. И только 16% дома, в школе или в клубе овладевают основами игры на фортепиано, баяне, гитаре или иных музыкальных инструментах, участвуют в работе клубов любителей искусств, занимаются в коллективах самод<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...