Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая культурология в деятельности учреждений искусств и культурно-просветительной работы 14 глава




В дополнение к сложившимся задачам формирования культуры современного специалиста (развитие коммуникативно-организаторских качеств, профессионального мышления, потребности в самообразовании) сегодня добавилось достижение индивидуальных профессиональных и жизненных целей. Наряду с компенсаторской и профессионально-обновляющей функцией утвердила себя личностно-развивающая и преобразующая функция.

Методика повышения квалификации наряду с традиционным решением типовых и профессиональных нестандартных задач фокусируется ныне на овладении механизмами научного познания и анализа социальной практики, чему способствует создание рефлективно-инновационной сферы, ставящей специалиста в условия необходимости проявить свой творческий потенциал.

Эффективность общекультурного развития находится в прямой зависимости от востребованности дополнительных знаний, умений и навыков, которые пробрел специалист. Десятки лет эта проблема решалась административным путем, главным образом за счет новых должностей, разрядов, тарифов оплаты. Сегодня, в условиях рыночных отношений, срабатывает единственный критерий – возросшее профессиональное мастерство, которое социально осмыслено и опирается на знания законов экономики и права, владение принципами менеджмента, строится в соответствии с современными достижениями человекознания. В социально-экономической ситуации, когда все активнее заявляют о себе факторы конкуренции и безработицы, конкурс на замещение вакансий в ту или иную фирму учитывает знание иностранных языков, эстетику внешнего вида, коммуникабельность, эрудицию в области литературы и искусства и многое другое, что отражает общую культуру специалиста. В этой ситуации качество системы повышения квалификации предопределяется тем, насколько она учитывает эти требования.

Если в повседневной производственной жизни профессиональный опыт выступает как бесспорно положительный фактор, то в условиях коренного обновления производства он порой становится определенным тормозом. В этой ситуации решающей предпосылкой успеха выступает широта эрудиции, которая придает личности динамизм, помогает ей свободнее видеть и воспринимать новое.

В научной литературе последних лет[114] достаточно много говорится об общих проблемах и ведущих направлениях развития непрерывного образования, но практически, за редким исключением, вопросы общекультурного развития специалистов не ставились ни в теоретическом, ни в организационном плане. Между тем, общая культура специалиста включает в себя и профессиональные, и нравственно-эстетические, и социально-психологические качества. Она выступает даже и как психотерапевтическое средство, способствующее адаптации человека к компьютеризации производства, высоким технологиям и другим научно-техническим инновациям, формированию умений и навыков преодоления эмоциональной нестабильности, способности найти и утвердить себя в любой динамично изменяющейся технологии производства, в любом трудовом коллективе или ином объединении производственной направленности.

Как бы сегодня не подчеркивалось влияние научно-технического прогресса на механизм непрерывного образования профессиональных знаний, умений и навыков современного специалиста, нельзя недооценивать и такой аспект повышения квалификации, как решение социально-культурных проблем, волнующих общество не меньше, чем совершенствование технологии производства.

Специалист начала XXI века должен владеть самой совершенной технологией профессионально-трудовой деятельности. Но не менее важна его способность эффективно сочетать труд и отдых, уметь рационально строить свой досуг, обладать потребностью и способностью постоянно участвовать в социально-культурной деятельности.

Внедрение новой техники и технологии, других форм совершенствования производства приводят к повышению производительности труда, уменьшению необходимого рабочего времени, и, соответственно, к увеличению свободного времени. Создаются и материально-технические предпосылки для утверждения нового, более разумного образа жизни. Очень важно, что эта тенденция сливается с другой – с беспрецедентным возрастанием значимости, ценности образования.

По мнению Ж.Дюмазедье[115], образование становится все более необходимым для разумной организации и планирования семейной жизни, досуга и т.д. А.П.Владиславлев[116] очень точно отмечает, что система непрерывного образования способна решать не только производственно-технологические задачи, но и формировать привычки и потребности, необходимые для рационального и содержательного использования свободного времени человека, более того, она в состоянии обеспечить их удовлетворение.

Существенный и обычно игнорируемый аспект потребности в непрерывном образовании акцентирует бельгийский исследователь Л.Д.Эно[117]. По его мнению, только оно способно оптимально решать проблемы адаптации человека к новым видам деятельности, к новым обязанностям, с которыми он неизбежно сталкивается по мере своего перехода из одной возрастной группы в другую. Непрерывное образование, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, может оперативно и адекватно реагировать на все будущие изменения социопсихологических, демографических, социальных, семейных и иных параметров в жизни человека, которые заранее полностью предусмотреть, а тем более адекватно осмыслить и прочувствовать человек не может.

Тем самым непрерывное образование дает возможность значительно «разгрузить» в данном отношении образование детей, подростков и юношей, концентрируя внимание на актуальных для данного возрастного этапа вопросах.

В комплекс побудительных причин к введению непрерывного образования входит и группа духовно-культурных факторов. Это обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что рост общего специального образования – предпосылка активного участия человека в культурной деятельности. Общеизвестна и универсально проявляется и такая закономерность, которую образно можно назвать «инерцией» предшествующего образования: чем выше образовательный уровень личности, тем активнее она стремится к продолжению образования. При этом образование не только развивает духовные потребности, но и порождает новые. Однако существует диалектическая противоречивость развития и в этой сфере. Постоянная и пока убыстряющаяся интенсификация творческого, содержательного труда приводит к тому, что у многих отрядов научной, технической и так называемой «творческой» (деятели культуры, искусства и просвещения) интеллигенции грань между рабочим и свободным временем постепенно стирается. Формально досуг вроде бы растет, а фактически является продолжением рабочего времени, но в несколько иной модифицированной форме. Должностные обязанности незаметно выходят за рамки собственно рабочего времени. Разумеется, они требуют развития личности, побуждают ее активно и непрерывно пополнять свои знания. И чем квалифицированнее, способнее и добросовестнее специалист, чем глубже он погружается в творческую деятельность, чем сложнее проблемы, которые он решает, тем больший объем знаний и информации ему необходимо непрерывно обновлять и тем больше усилий и времени это отнимает, оборачиваясь для личности адаптационным стрессом.

Анализ социально-экономических факторов, детерминирующих развитие системы культуры и образования на перспективу, позволяет выявить объективные тенденции и закономерности ее совершенствования. По данным современных исследований в области философии, культурологии, экономики, социологии, общей и социальной психологии, педагогики и теории управления, эти объективные закономерности сводятся к следующим:

1. Единство конечной цели функционирования системы культуры и образования – формирование широко образованной, высококвалифицированной, гармонически развитой и способной реализовать свои творческие потенции личности – определяет стратегическую направленность деятельности всех звеньев культуры и образования и требует четкой преемственности учебно-воспитательной работы на всех ступенях становления и развития индивида.

2. Непрерывное изменение характера, содержания и объектов труда в сфере материального производства, непроизводственной сфере и области управления требует систематического обновления знаний, умений и навыков специалистов любой квалификации и профиля, формирования творческого отношения к труду, осознанного стремления к приобретению новых знаний, повышению квалификации. Это означает объективную необходимость развития и совершенствования наряду с базовым образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессиональное училище, средние специальные и высшие учебные заведения, аспирантура, докторантура) системы дополнительного образования, под которым понимается единая организационная структура различных социальных институтов обучения и воспитания, включающая в себя учебные заведения системы повышения квалификации, народные университеты и курсы, клубы по профессиональным интересам, социально разработанные программы учебно-воспитательного характера, реализуемые с помощью средств массовой информации, самообразование и т.п.

3. Важнейшее условие повышения эффективности системы образования – скоординированность и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования: целей, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. В связи с этим основополагающими принципами построения системы образования являются принципы целостности, непрерывности и прогностичности.

4. Взаимосвязь звеньев целостной образовательной системы не может сводиться только к реализации принципа преемственности, предполагающего поступательное усложнение учебно-воспитательных задач при переходе от более низких к более высоким ступеням образования. Речь должна идти о качественном преобразовании всей целостной системы непрерывного образования, приобретающей новые интегративные качества.

 

3.2. Культуротворческая направленность системы образования

 

Формирование культуры носит всепроникающий характер. Этот процесс начинается в семье с овладения новорожденным основами человеческого общения и длится всю жизнь во всех сферах бытия. Однако решающую роль в нем играет система образования, которая последовательно, стабильно, а главное, целеустремленно вводит индивида в мир культуры, закладывает фундамент гражданской, правовой, нравственной, политической, экономической, экологической, эстетической, физической, профессиональной культуры, включает в социально-культурную деятельность, в процессе которой знания о культуре преобразуются в убеждения, в мировоззренческую, нравственно-эстетическую позицию.

Социальный и научно-технический прогресс предопределил бурное развитие средств массовой информации, ввел в домашний обиход Интернет и другие достижения компьютеризации, создал условия для успешного функционирования учреждений дополнительного образования, любительского художественного творчества и просветительного туризма, породил возможность индивидуального обучения детей основам искусств, вызвал широкое стремление людей всех возрастов к самообразованию, и развитию своих творческих потенций. Наряду со школой возник ряд иных каналов культурологического образования, однако за ней, безусловно, сохраняется функция ведущего, стержневого звена в сложной и постоянно обновляющейся системе формирования личности как субъекта культуры.

У школы есть бесспорные преимущества, ставящие ее в особое положение по отношению к другим институтам образования. В первую очередь это предопределяется научной обоснованностью ее воздействия, опорой на выверенное веками и постоянно совершенствуемое содержание учебной деятельности, на педагогические кадры, профессионально владеющие методикой обучения. Вместе с тем понятие «общее образование» и, тем более, «общекультурное развитие» сегодня нельзя сводить лишь к результатам деятельности одной школы.

Современное понимание общего образования достаточно полно и точно выразил И.Я.Лернер[118], охарактеризовавший его как процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя знания, навыки, ценности и практику творческой деятельности. Развивая это положение, О.Е.Лебедев[119] подчеркивает, что образование есть процесс формирования практической способности решения для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых.

Вставшие в процессе образования проблемы О.Е.Лебедев разделяет на познавательные и практические, решаемые в повседневной жизни. К таковым он относит мировоззренческие, нравственные, коммуникативные проблемы и те жизненные задачи, которые постоянно возникают в общественно-политической, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах бытия.

Такое образование школа может дать лишь в тесном взаимодействии с другими институтами формирования личности, особенно с теми, которые включают человека в социальную практику, позволяют апробировать свои силы, способствуют преобразованию знаний в убеждения, в нормы и принципы жизнедеятельности.

Российская школа входит в XXI век с осознанием того, что обеспечение ею глубокого и прочного освоения учащимися содержания образования – не самоцель, а лишь средство формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, высоконравственной и социально активной личности. Ибо именно это выступает как сверхзадача и смысл ее функционирования и это, в свою очередь, диктует необходимость пересмотра некоторых методологических позиций современного образования.

Усиление культурологического аспекта образования детерминирует разработку и реализацию новой педагогической технологии, внедрение нетрадиционных способов обучения. Общекультурное развитие требует владения общенаучными знаниями как фундаментом мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции личности, что предопределяет переход от предметно центристской ориентации школы к интегральной, междисциплинарной системе образования.

В существенном дополнении нуждается и классно-урочная система. Чтобы в полной мере постичь проблемы экологии, закономерности общественного развития или волшебную силу искусства традиционное академическое занятие должно быть продолжено в музее, в театре, в филармонии, с помощью использования компьютерных образовательных технологий или иными средствами вовлечения учащихся в ситуации, где последние могут не только услышать, но и увидеть, прочувствовать, осознать себя частицей существующего мира и его культуры.

История образования в России богата разнообразными формами обучения – от церковно-приходских школ, дававших начальные знания, до классических гимназий, обеспечивавших широкие гуманитарные познания и активное развитие умственных способностей учащихся.

Со времен Александра I, то есть с начала XIX века, российская школа представляла собой в мировом масштабе образец образовательного и просветительного творчества. Созданные в этот период гимназии соединили в себе все лучшее, что может быть в образовательном учреждении, и выдающиеся деятели европейской педагогики постоянно подчеркивали ее роль в мировом научном и социальном прогрессе.

Советская школа унаследовала традиции российского реального образования, основанного на формировании совокупности знаний, умений и навыков, ориентированных на решение конкретных, практических задач.

Заслуги сложившейся в СССР системы народного образования, которая в самый короткий исторический период ликвидировала массовую неграмотность и малограмотность, обеспечила общий подъем духовной жизни, способствовала бурному развитию науки и техники, бесспорны. Лучшее в этой системе получило мировое признание и, естественно, должно быть сохранено. Однако, все, что связано с культурой, нельзя рассматривать как одномерные категории. Как бы не потрясали цифры вовлечения населения в непрерывное образование и не фиксировали влияние этого фактора на развитие экономики, следует помнить существенное предостережение А.Швейцера: «Материальные достижения – это еще не культура, она становится ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества»[120]. Учитывая специфику культуры, при определении перспектив развития образовательных структур следует обратить внимание на ошибки и перекосы советской школы, усилившей технократический характер обучения, утвердившей приоритет средств над целью, а цели над смыслом, ограничившей самостоятельное мышление учащихся, сузившей границы восприятия культуры и объективные возможности проявления индивидуальности, самоутверждения и самореализации личности в социальной сфере.

Информационное общество XXI века предъявит школе ряд требований, связанных с преодолением противоречия между ценностями этого общества и сложившимся содержанием образования. Однако уже сегодня есть достаточные основания утверждать, что она должна дать обучающимся:

- знание закономерностей развития природы, общества и человека;

- владение технологиями информационно-познавательной, социальной и профессионально-трудовой деятельности;

- осмысленное представление о культуре и ее ценностях, об отношениях человека к природе, окружающим и к самому себе, о сути национальных и общечеловеческих культурных традиций;

- реальную возможность, ориентируясь на принятую в обществе систему ценностей и норм, конструировать себя по законам красоты и принципам отечественной культуры.

Сверхзадачей любого звена непрерывного образования выступает становление личности, развитие индивидуальности, обеспечение социальной востребованности тех знаний, умений и навыков, которые оно формирует.

Образование не только закладывает знания основ наук, мировоззрения, владение профессией, общее интеллектуальное развитие человека. Оно призвано играть решающую роль в становлении личности как субъекта культуры, формируя ее культурную компетентность, в которой проявляется совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции отношений, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в социально-культурной деятельности.

Будучи производной процесса социализации и инкультурации, культурная компетентность личности находит свое выражение в социальной адекватности среде обитания, в усвоении совокупности законов, обычаев, правил, образцов и иных средств регуляции поведения, которые приняло общество.

Значимость культурной компетенции человека существенно повысилась в современных условиях, когда личность оценивают не по сословно-классовым, национальным или религиозным характеристикам, а по широте общекультурного кругозора, профессиональному мастерству, толерантности, творческой активности, организаторским, коммуникативным и иным деловым качествам.

Введение в научный оборот и социальную практику категории «культурная компетентность» позволило увидеть новые грани в сущности образованности, рассматривая ее как качество личности, которое выражается в умении последней эффективно решать значимые для нее задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе сформированного в процессе обучения социального и общекультурного опыта. При этом общекультурная образованность личности проявляется в способности к:

- продолжению образования на последующей ступени при наличии необходимых опорных знаний и умений;

- самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности;

- самопознанию и самоопределению, к сознательной и осознанной формулировке своих планов и целей, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития;

- ориентации в области культуры, науки, идеологии, к интеграции и осмыслению имеющейся суммы сведений, необходимых для понимания и оценки явлений культуры, восприятия сущности и значения фундаментальных наук, различных идеологических систем и выбора собственной мировоззренческой позиции;

- применению полученных в учебном заведении знаний и умений для продолжения обучения и в практической деятельности при взаимодействии с социальными структурами в профессионально-трудовой и общественно-политической деятельности, в деловом и досуговом общении с другими людьми, в семейно-бытовых отношениях.

Важнейшая задача современной школы – от начальной до высшей – заключается в том, чтобы конкретизировать и сделать целенаправленным учебно-воспитательный процесс, определив его приоритеты на каждом направлении педагогической деятельности. Наиболее значимыми из них представляются:

1. Личностное формирование обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с учетом их индивидуально-психологической природы, позволяющее развивать:

- психологические, интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и иные личностные задатки детей, подростков, молодежи;

- социальную культуру, интегрирующую национальные традиции россиян и проявляющуюся в интеллектуально-познавательной и трудовой деятельности, в общении, быту, досуге, в уровне коллективизма, в степени духовности и нравственной чистоты;

- потребности и способности к эффективному физическому и умственному труду;

- творческие способности, реализующиеся в готовности к поиску, открытости к новому, самостоятельности в принятии решений, в стремлении к достижению конструктивных результатов, дисциплинированности, ответственности и т.д.

2. Общекультурное и нравственно-эстетическое развитие обучающихся, обеспечивающее:

- формирование ориентиров в мире общечеловеческих и национальных духовных и материальных ценностей;

- привлечение внимания и стимулирование устойчивого интереса к отечественной и мировой культуре, ее духовным и нравственным корням;

- осмысление роли искусства в отечественной культуре, в мировой цивилизации;

- воспитание нравственных критериев, художественного вкуса, понимания стилевой целесообразности и чистоты, чувства меры и соответствия времени;

- выработку умений оценить мир нравственных и эстетических ценностей, отличать истинное от вульгарного и безвкусного;

- развитие художественных и творческих задатков: чувства цвета, формы, фактуры, пропорций, способности к изображению, воспроизведению, фантазии, созданию нового.

Главная же цель образования проявляется в том, чтобы в учебном заведении знания, умения, навыки и ценностные ориентации явились для воспитанников прочным фундаментом, на основе которого они могли бы эффективно строить дальнейшую жизнь, удовлетворяя свои гражданские, социальные, духовные и материальные потребности, внося своим трудом посильный вклад в решение стоящих перед страной кардинальных социальных задач.

Усвоение культуры в современных условиях неотделимо от компьютерной и иной техники XXI века. Следовательно, в функции школы входит обучение подрастающих поколений способам получения информации посредством этой техники. Вместе с тем, нельзя не видеть и не пытаться преодолеть сложившееся противоречие между возможностями учащихся механически получать ответы на любые вопросы, вытекающие из изучаемых ими дисциплин, и необходимостью решать интеллектуальные задачи.

Проблема соотношения опоры на технику и индивидуальное творчество в процессе обучения возникла давно. Еще философы Древней Греции осуждали применение в школе появившихся счетов, которые, по их мнению, наносили ущерб развитию арифметического мышления детей. Гораздо сложнее преодолеть это противоречие ныне, когда через Интернет каждый учащийся может получить готовое сочинение, реферат или ответ на любую задачу естественно-математических курсов. Тем более необходимо найти и внедрить такие методики, которые, не игнорируя достижения научно-технического прогресса, обеспечивали бы непрерывный интеллектуальный рост обучающихся, стимулировали развитие их логического мышления и памяти.

Не менее острой представляется проблема защиты детей, подростков и молодежи от социальных пороков нашего времени – от алкоголизма, наркомании, сексуальных извращений до участия в группировках фашистского толка. И решение ее в первую очередь видится в формировании нравственно-эстетического и эколого-гражданского иммунитета, что в свою очередь представляется результатом учебно-воспитательного воздействия школы, которая призвана не только вооружать своих воспитанников соответствующими знаниями, но и способствовать их вовлечению в мир культуры, в активную социально-культурную деятельность, несовместимую с какими-либо социальными отклонениями.

Сложные социально-культурные проблемы ставит перед системой образования складывающаяся на определенном этапе общественного развития кризисная ситуация. К примеру, в 90-е годы XX века, когда Россия испытывала острый кризис экономики, политики, идеологии, межнациональных отношений, процесс социализации и инкультурации не мог осуществляться традиционными методами включения индивида в окружающую среду. Перед школой в этот период возникла ответственейшая задача – выработать у учащихся избирательное отношение к микро- и макросреде, научить их воспринимать подлинные ценности общества, проявлять протестное отношение к сложившимся в нем негативным явлениям, в любой ситуации следовать высоким традициям российской духовности и тем самым вносить конструктивные начала в существующие общественные отношения.

Одним из противоречий общественного процесса является закономерность того, что чем быстрее он протекает, тем выше темп морального старения и обновления знаний и техники, а значит, и темп девальвации ранее полученного образования. Как ни растягивай обязательное образование, ни продлевай его сроки, как ни «втискивай» всевозможные знания в прокрустово ложе учебных программ, без системы образования, основанной на принципе непрерывности, уже не обойтись. Дело даже не в устаревании знаний, а в том, что завтра могут появиться совершенно новые и крайне необходимые для специалиста научные и технические данные, без знания которых он просто не сможет выполнять свои функции.

В результате действия этой закономерности утверждает себя и относительность понятия «образованность». Специалист, еще вчера считавшийся образованным, по мере обновления информации теряет это качество, а на каком-то этапе становится абсолютно непригодным для выполнения своих профессиональных функций.

Понятия «грамотность», «исходная подготовка» не статичны, а очень подвижны и исторически изменчивы. Время существенно трансформирует вкладываемый в них смысл. Во второй половине XX века на смену традиционному пониманию грамотности как владению основами чтения, письма и счета пришла концепция «функциональной грамотности» как умения реально использовать свои знания и навыки на практике. Эта концепция призвана помочь человеку не оказаться функционально недееспособным в условиях современной цивилизации. А это, в свою очередь, предполагает необходимость наряду с традиционными знаниями выработать у обучающихся умения и навыки владения техническими средствами формирующегося информационного общества.

Обобщая мировой опыт эволюции содержания образования на рубеже тысячелетий, Б.Л.Вульфсон[121] подчеркивает, что стратегия его развития детерминируется объективной тенденцией перехода от ведущей роли материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным. Условием воспроизводства общественной целостности становится обогащение интеллекта, подъем творческой энергии, духовно-нравственных сил.

Б.Л.Вульфсон убедительно показывает, что школа XXI века не может стандартизироваться по принципам машинного производства, когда принимается единственно верная универсальная модель, основанная на реализации единых алгоритмов осуществления учебно-воспитательной деятельности. Организуемый в жестких рамках целесообразности педагогический процесс, ставящий воспитуемых в позицию властной зависимости от воспитателей, исчерпал себя, продемонстрировал свою бесперспективность, на смену ему приходит новая практика образования, ориентированная на максимальное стимулирование развития творческих потенций каждого обучающегося.

Модель непрерывного образования, стержнем которой выступает идея содействия раскрытию сущностных сил человека, в наибольшей мере удовлетворяет концепции философской антропологии и прикладной культурологии о принципиальной незавершимости образования, ибо столько, сколько индивид живет, столько он стремится познавать, осваивать мир, реализовывать в нем себя.

Начиная с 20-х годов XX века россияне как аксиому воспринимали тезис о бесспорных преимуществах отечественной системы образования. И это имело более чем достаточные основания. Только самая прогрессивная школа позволила в кратчайший исторический период ликвидировать неграмотность и малограмотность, обеспечить всеобщее среднее образование, подготовить высококвалифицированные кадры практически для всех ведущих областей экономики и духовной жизни. Лучшим подтверждением эффективности образования в России стал прорыв в космос в начале 60-х годов и ряд выдающихся достижений в области фундаментальных и прикладных наук. Однако самая прогрессивная школа не может стоять на месте и жить заслугами прошлого. Она нуждается в постоянном обновлении, что в свою очередь требует и соответствующей культурно-образовательной политики, и определенного финансирования, и научно-прогностического обеспечения. К сожалению, это гораздо раньше осознали в США, Японии, западноевропейских и других экономически развитых странах, которые извлекли полезные уроки из опыта российской школы и внесли существенные изменения в содержание и формы обучения[122].

Модель системы образования конца XX – начала XXI века для ведущих стран Запада и Японии предопределилась еще в мае 1961 года во Франции на международной конференции «Какое будущее ожидает человечество?», когда под влиянием космического полета Ю.А.Гагарина ведущий докладчик Ж.Фурастье[123] отметил, что эпоха «индустриального общества», основанная на природных богатствах и мощной промышленности, для ряда государств исчерпала себя; начинается длительный и многотрудный процесс перехода от индустриальной к новой научно-технической фазе, опирающейся на образование, культуру, наукоемкие отрасли производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...