Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая база функционирования банковской системы России




 

Одной из важнейших функций государства является экономическая функция. Она выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам России.

Разновидностью экономической функции выступает функция координации банковского рынка. В Конституции Российской федерации провозглашается невмешательство государства в экономическую систему, хотя государство и может в общественных интересах регулировать, координировать деятельность экономических субъектов.

В ст. 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.02,2009) "О банках и банковской деятельности" закреплены принципы невмешательства государства в банковскую систему, однако речь идет лишь об отсутствии прямого вмешательства посредством субординационного воздействия. Координационные меры, от которых государство временно отказывалось в 1990-х гг., на сегодняшнем историческом этапе достаточно популярны. Речь идет не только о таких классических механизмах регулирования банковской деятельности, как банковский надзор (фактически финансовый контроль), осуществляемый ЦБ РФ на основании упомянутого ранее закона и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации", регулирование вопросов банкротства кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности, установление минимальных резервов, а так же относительно новых механизмах - таких как институт гарантирования вкладов.

Таким образом, с данных позиций можно выделить как "классические", так и относительно новые меры координационного регулирования государством банковского рынка.

К числу основных "классических" мер координации банковской деятельности мы относим установление требований к открытию кредитной организации (требования к уставному капиталу, к руководству и т.п.) и требование об исполнении данных обязательных норм; банковский надзор со стороны ЦБ РФ и его территориальных органов; иные полномочия, осуществляемые ЦБ РФ на основании упомянутых ранее законов; регулирование вопросов банкротства кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности, установление минимальных резервов.

Для "классических" мер характерны длительность и традиционность их применения, наработанная практика взаимодействия с подконтрольными субъектами и иными органами, признание и применение этих мер повсеместно в мировом сообществе, их явная целесообразность, как для проверяемых субъектов, так и для общества в целом.

Эти меры уже были прописаны в первых редакциях Федеральных законов "О Центральном Банке РФ" и "О банках и банковской деятельности" в начале 1990-х гг. Они применяются в текущем режиме и сегодня, в них вносятся только различные изменения и поправки, связанные с изменением и развитием экономии страны. Так новый Закон "О центральном банке Российской Федерации", принятый в 2002г. И пришедший на смену одноименному российскому закону, за 6 лет претерпел 14 редакций и 6 существенных изменений, а Закон "О банках и банковской деятельности" за время своего существования - 30.

"Классический" характер данных мер не препятствует спорам о их природе, среди наиболее распространенных - споры о правовом статусе Центрального Банка России и его полномочиях. В частности многие специалисты отмечают, что конституционно-правовой статус ЦБ РФ не может быть признан оптимальным, и он никоим образом не влияет на реальный сектор экономики. Следует отметить, что предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами деятельности ЦБ РФ практически не действуют. Приходится констатировать всевластие банка. Исследование убеждает нас, что Центробанк в своей деятельности в рамках банковской системы страны сосредоточил в своих руках все основные функции: нормотворческую, исполнительную, судебную. Существующая мировая практика не знает такой концентрации полномочий, как у Центрального банка РФ. Такого нет ни в одной развитой стране в мире, которая действует в условиях глобального перемещения капиталов и банковских услуг.

В будущем возможно многих основных функций Центрального банка (кроме поддерживания курса рубля) среди других органов власти, в том числе, вновь создаваемых для этих целей.

В связи со сложившейся кризисной ситуацией необходимо введение новых мер координационного регулирования. И нынешнее положение банковской системы России уже позволяет выделить современные и докризисные меры координационного регулирования.

Среди современных, "кризисных" мы можем считать закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".

Начавшийся кризис обнажил уже многие ранее отмечавшиеся исследователями негативные стороны современной банковской системы России. Он показал, что наши банки не только пока еще очень слабы и экономически зависимы от иностранных банков, но и экономически и политически сильно зависят от государственной власти.

Таким образом, мы можем сделать вывод, правовое регулирование банковской системы в условиях кризиса должно применить ряд действенных мер:

Экономическим путем, облегченным в правовую форму, банки будут напрямую принуждаться к "государственно одобряемому" поведению, например, делать вложения в реальный сектор экономики. Этому способствует и увеличение доли государства в кредитном секторе.

Некоторые организационные изменения в сфере государственной координации банковской системы. Все чаще упоминают, что Банк России - далеко не единственный регулирующий орган, Будущее органы управления банковской системой должны являться инструментом государственного влияния на банковскую систему, а также обладать контрольно-надзорными полномочиями над основной деятельностью организаций второго уровня банковской системы, Повышение размера государственных гарантий законодательным путем,

Проанализировав правовую базу функционирования банковской системы, мы можем сделать заключение о необходимости вышеперечисленных мер для эффективной деятельности банковской системы России

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...