Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Уровни банковской системы




История становления и развития банковского дела свидетельствует о том, что совокупность банковских организаций может существовать, и существовала в трех формах.

Первая форма была представлена множеством независимых друг от друга кредитных организаций, каждая из которых была вправе выполнять любые из принятых в то время банковских операций, включая эмиссию наличных денег. Кроме того, отсутствовали устойчивые взаимосвязи между этими кредитными организациями, а их взаимодействие специально никем не координировалось. Конечно, они руководствовались действующими в стране законами, однако еще не появился специальный орган, уполномоченный государством на управление этим сегментом экономики. Такой этап развития банковского дела прошли многие страны мира.

Со второй формой мы имеем дело тогда, когда в стране существует лишь одна банковская организация, имеющая разветвленную, охватывающую всю страну сеть филиалов. Вторая форма сложилась в СССР и в ряде стран, входивших в социалистический лагерь. Речь идет о Госбанке СССР и государственных банках этих стран и их филиалах. Как и в первой форме, банковское дело и в данном случае имеет одноуровневую организацию.

Третья форма - это такое множество банковских организаций, которое распадается на две численно неравные части: на одной стороне Центральный банк и другие органы управления и самоуправления банковской системы, а на другой - остальные кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

Специфической особенностью этой формы является то, что хотя бы один из элементов данного множества - Центральный банк - уполномочивается государством на управление всей совокупностью кредитных организаций, которые выступают по отношению к нему однопорядковыми и функционированию которых придается скоординированный характер.

Эти особенности свидетельствуют о том, что у совокупности банковских организаций появились признаки системы и двухуровневая форма построения. Если с этих позиций внимательно рассмотреть банковскую систему РФ, то в ней обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связь между однопорядковыми элементами банковской системы. Во-вторых, связь между Банком России и остальными элементами банковской системы.

В первом случае связь обеспечивает отношения координации между указанными элементами системы, а во втором случае - перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность системы.

Действительно, анализ деятельности Банка России по выполнению возложенных на него Законом основных целей, задач и функций, показывает, что Центральный банк РФ есть тот элемент банковской системы, который непосредственно и осуществляет государственное управление ею. При этом, используются по преимуществу методы государственного регулирования, экономические методы управления, которые, как уже отмечалось, призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организационные условия для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем, в процессе управления Банк России широко применяет и административные средства банковского регулирования.

Из этого следует, что кредитно-банковская система России после 1917 года после создания специального банковского законодательства и образования Центрального банка страны вновь обрела двухуровневое построение. Критерием отнесения элементов к тому или иному уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать систему в целом, т. е. осуществлять функцию управления ею.

Что же касается коммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в этом отношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными во взаимоотношениях друг с другом и составляют нижний уровень системы. Особое положение в этой системе занимают союзы ассоциации кредитных организаций. Будучи, как отмечалось, важным компонентом механизма самоуправления банковской системы, они, по нашему мнению, должны располагаться на верхнем уровне системы, хотя и не рядоположены Банку России, поскольку не наделены властными полномочиями. Например, решения Ассоциации российских банков (АРБ) для банковской системы РФ не носят обязательного характера.

Таким образом, вся совокупность элементов банковской системы Российской Федерации имеет двухуровневое построение:

·         верхний уровень - Банк России, союзы и ассоциации кредитных организаций;

·         нижний уровень - все остальные элементы банковской системы: коммерческие банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

 


Практическое задание

Вопрос 1. Каково соотношение понятий "банковская система", "кредитная система" и "финансовая система"?

Я считаю, понятие "кредитная система" шире понятия "банковская система", которая занимает только часть кредитной системы и включает в себя лишь совокупность банков.

В соответствии со ст. 2 "Закона о банках и банковской деятельности" банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Что касается кредитной системы, то она состоит из двух подсистем: банковской и небанковской. Например, законодательство называет государственные внебюджетные фонды (фонд обязательного медицинского страхования граждан. Пенсионный фонд и др.) некоммерческими самостоятельными финансовыми учреждениями с правом осуществлять отдельные банковские операции.

Банковская система - это совокупность институтов (Банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков), а также функций, форм и методов, направленных на выполнение финансово-экономических задач государства. В настоящее время банковская система обрела двухуровневое построение. Центральный банк РФ занимает верхний уровень в банковской системе, а кредитные организации, являясь однопорядковыми с точки зрения закона, - нижний уровень.

Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для решения совместных задач. Им запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации образуются и регистрируются в порядке, установленном законодательством для некоммерческих организаций.

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1. централизованные финансы -

o государственный бюджет;

o внебюджетные фонды;

o государственный кредит;

o фонды имущественного и личного страхования;

o фондовый рынок;

2. децентрализованные финансы -

o финансы коммерческих предприятий и организаций;

o финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

o некоммерческих организаций;

3. финансы домашних хозяйств.

Таким образом, понятие "кредитная система" и "банковская система" - это совокупность институтов, а "финансовая система" - это совокупность финансовых отношений в этих институтах.

Вопрос 2. Могут ли иностранные банки осуществлять банковскую деятельность на территории Российской Федерации?

В зависимости от развития рынка и режима принимающей страны присутствие иностранного банка в стране может принимать следующие формы:

представительство;

филиал;

дочерний банк;

консорциальный банк/совместное предприятие.

Представительства обычно открываются с целью поддержки головного банка в обслуживании своего клиента, в частности, для обеспечения связи с различными коммерческими и финансовыми компаниями на внутреннем рынке. Как правило, представительства предоставляют минимальный набор услуг. Оно, например, не может выдавать кредиты или принимать вклады. В некоторых странах их деятельность сведена к недоходным операциям, а сами представительства выступают лишь как агенты, осуществляющие поддержку сделки или операции. Иногда целью открытия представительства является желание материнской компании исследовать рынок страны на предмет расширения своего бизнеса.

Филиал иностранного банка представляет собой отделение головного иностранного банка, способного осуществлять широкий спектр операций, однако он не имеет статуса юридического лица и действует от имени материнской компании.

Это дает банку значительно больше возможностей для проведения операции на внутреннем рынке по сравнению с представительством, однако вместе с тем расходы по его созданию намного выше. Он, как правило, полностью или частично не подчиняется законодательству страны пребывания, в частности установленные центральным банком нормативы максимального риска, которые считаются в отношении капитала банка, могут быть не применимы к филиалу.

Это одна из причин того, почему многие развивающиеся страны наложили запрет на присутствие филиалов иностранных банков. Однако риски, которые принимает на себя филиал, ничем не ограничены со стороны материнской компании, вследствие этого его банкротство возможно только при банкротстве всего банка, то есть на консолидированной основе.

Дочерний банк - наиболее часто встречающаяся форма присутствия иностранной кредитной организации на местном рынке. Данные банки являются самостоятельными институтами с собственным капиталом. Несмотря на то, что собственником дочернего банка является нерезидент, дочерний банк осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством той страны, где он инкорпорирован, и оформляется как самостоятельное юридическое лицо.

Во многих случаях иностранные финансовые институты не создают новых структур, а покупают уже существующие. При этом государство часто побуждает инвестора к приобретению местного банка, находящегося в кризисном состоянии. Это позволяет властям снизить издержки по его дальнейшей санации и реструктуризации. Иногда приобретение уже существующего банка начинается с покупки миноритарной доли капитала банка с постепенным выкупом остального пакета.

Консорциальный банк представляет собой банк, капитал которого сформирован за счет средств иностранных и местных инвесторов. Такая форма образования предпочтительна, когда инфраструктура страны, в которую банк намеревается войти, ему не известна. Посредством участия в капитале банка (как правило, меньше 50%) иностранный банк получает возможность иметь своего представителя в совете директоров и несколько представителей в комитетах, решающих операционные вопросы. Открытие консорциального банка является первой ступенью на пути создания дочерней структуры, полностью зависящей от материнской компании. Миноритарное участие позволяет ознакомиться с банком "изнутри", повлиять на его работу и сформировать долгосрочную стратегию его развития.

Вопрос 3. Могут ли на территории российской Федерации создаваться кредитные организации с участием иностранного капитала?

Из ст.17 и 18 Закона о банках, а также из ч.8 ст.1 Закона о валютном регулировании следует, что на территории Российской Федерации могут создаваться кредитные организации с иностранными инвестициями и открываться филиалы иностранных банков.

Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.


Заключение

 

Подводя итоги, мы можем сказать, что роль банковской системы в экономике чрезвычайно велика. В российской экономике на банковскую систему ложится большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.

Проведенный в работе анализ деятельности, функционирования и состояния российской банковской системы позволил сделать несколько существенных выводов:

    банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама только в том случае, если не противоречит общим устоям и принципам, строит общую систему как единое целое;

    в последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли, Но мы также можем сказать, что процессы, происходящие в банковской сфере, сложны и неоднозначны. Это связано с общеэкономическими факторами, а также с все же значительной неустойчивостью развития банковской системы России. Важную роль играет большая зависимость российской банковской системы от иностранного капитала, что имело свои последствия в кризисный период;

    кризис вернул проблему устойчивости банковской системы России в число первоочередных. Структурные проблемы РБС были вызваны "перегревом" расширения кредитования. Отношение средств клиентов к совокупным выданным ссудам существенно уменьшилось до 85% из-за снижения темпов роста клиентских средств при относительно высоком темпе роста кредитования. За счет резкого уменьшения прибыли существенно понизилась эффективность банковской системы России (более чем в 2 раза за первый квартал 2009г.), как и рентабельность активов капитала. Очевидно одно - необходимо реформирование банковской системы России и возращения ее на путь развития, необходимо также уделить особое внимание правовой базе, которая имеет ряд серьезных изъянов;

    перспективным направлением развития государственного регулирования деятельности коммерческих банков в России является формирование системы, основывающейся на постоянном аналитическом обследовании банков. Выстраиваемая система аналитического обследования нацелена на установление взаимосвязи между анализом банковского риска и процессом банковского надзора. Целью реализации указанных направлений является обслуживание общественных потребностей как ключевой фактор поддержания стабильности и надежности национальной финансовой системы; банк коммерческий кризисный россия

-   не стоит забывать при реализации запланированных мероприятий, о том, что помимо эффективного надзора другими факторами, способствующими стабильности банковской системы и финансовых рынков, являются эффективная и последовательная макрополитика, развитая инфраструктура финансового сектора, эффективная рыночная дисциплина и адекватная система обеспечения стабильного функционирования банковской системы.

 


Список литературы

1. Банковское дело: учебник/ Е. П. Жарковская. - Москва: "Омега-Л", 2009.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

.   Национальные банковские системы: учебник/под ред. проф. В. И. Рыбина. - Москва: "Инфра-М", 2009.

.   Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер, 2007.

.   Тарасенко О.А., Фоменко Е.Г.. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: учебное пособие. - Москва: "Норма", 2009.

.   Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5,8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 3,30 июня, 8,23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29,30 декабря 2004 г,, 21 июля 2005 г,, 2 февраля 2006 г.).

.   Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...