Содержание и методика исправления звукопроизношения.
Стр 1 из 45Следующая ⇒ ОТ АВТОРА Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизиошение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями: 1. При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука. 2. Вместо обычного, слитного произношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.
3. Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лёгкого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно. В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения Л. Н. Толстого, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского и многих других авторов. Для исключения слов со звуками, мешающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. 1. Обследование звуковой стороны речи Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребёнка, необходимо обследовать его речь. Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребёнком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда складывается представление о нарушенных у него звуках. При обследовании речи логопед должен усадить ребёнка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребёнка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Беседа должна проводиться в вопросо-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живёшь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них... » Затем можно предложить ребёнку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение. Беседа и рассказывание позволяют логопеду предварительно (или даже полностью — если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако, для того чтобы точнее и полнее определить степень нарушения произношения, логопеду необходимо детально обследовать произносительную сторону речи ребёнка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряжённости у ребёнка.
Собственно проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р. Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Например на звуки ш: «Шарф», «Крыша», «Карандаш», «Шкаф»; ж: «Жук», «Лыжи», «Ножницы»; с: «Санки», «Бусы», «Нос», «Слон» и т. д. В заключении логопед предлагает ребёнку произнести по подражанию специально подобранные слова и предложения. Этот приём даёт возможность включить в задание слова со стечением согласных, с дифференцируемыми звуками, слова с разной позицией звуков (речевой материал по картинкам более ограничен в этом отношении). Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звуки ш — с: солнышко, пушистый, сушить, шестеро; ж — з: железо, забежал, зажечь; ш — ж — с — з: заслужил. заслушал, заснеженный и т. д. Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с недостатками произношения изолированных звуков. Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или в слове) даже по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука — постановке, автоматизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах: 1) пропуск звука: яма, ама (рама), каова, каёва (корова); 2) замена звука: лама, гама (рама), калова, кагова (корова); 3) искажение — увулярное, велярное или одноударное р; 4) смягчение: ряма (рама). Конечно, все эти дефекты неравноценны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы. Если ребёнок воспроизводит звук (изолированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в самостоятельной речи, требуется автоматизация и дифференциация данного звука. 2. Методика коррекции звуков. Применение той или иной методики исправления дефектов звуков зависит от возраста ребёнка. Так, для ребёнка от двух до четырёх лет вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефектные и закреплять правильные звуки, используя его способность к воспроизведению услышанного.
Исправление произношения у детей старше четырех лет предусматривает осознание ими работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением. В том случае, если не удается получить артикуляцию соответствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы. Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения по предлагаемой методике должен составлять 4—5, а при постановке звука р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребёнка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость, внимательность и т. д. ). В книге обобщён опыт применения своеобразной методики исправления звуков у детей младшего школьного возраста. Она отличается от ранее опубликованных тем, что дает установки для обучения артикуляционному укладу необходимого звука. Как известно, в практике распространён способ постановки звуков на базе имеющихся звуков, например постановка звука ш от р или с, звука р от т, звука с от т и т. д. Опыт работы показал, что проще и эффективнее вырабатывать непосредственно нужный артикуляционный уклад. При этом не исключается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада. Так, звук ж ставится на базе звука ш, звук з — на базе звука с. Артикуляционный уклад звуков ш и ж (и соответственно звуков с и з ) является одинаковым, отличие заключается лишь в работе голосовых связок. Постановка звуков проводится в такой последовательности: ш—ж, с—з, щ, ц, ч, л и р. Звуки л и р являются самыми трудными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты щ, ц и ч могут быть поставлены лишь при условии умения произносить звуки ш (для щ ), т и с (для ц ) и т (для ч ). Свистящие звуки с — з рекомендуется ставить после отработки произношения шипящих звуков ш — ж, так как:
1) артикуляционный уклад шипящих и свистящих звуков различен; 2) произнесение звуков с — з требует большего напора выдыхаемого воздуха (нужно с силой дуть), чем при произнесении звуков ш — ж; 3) схема постановки звуков с — з является более развернутой из-за наличия мягких вариантов, т. е. содержит больше этапов работы и, соответственно, требует большей затраты времени. В книге не предусматривается приведение методики постановки мягких вариантов звуков с', з', л' и р', дается лишь материал для упражнений, так как мягкие варианты звуков требуют более тонкой координации движений артикуляционного аппарата и имеют некоторые отличия. Например, язык более напряжён и выдвигается вперед, сильнее выдыхаемая струя воздуха, влияние последующей мягкой гласной я, ю, е, ё, и. В остальном же артикуляционный уклад, равно как и развитость мышц речевого аппарата и их координированное движение, такой же. При дислалии после выработки артикуляционного уклада твёрдых вариантов дети легко усваивают артикуляционный уклад мягких вариантов по подражанию. Переходя непосредственно к описанию методики работы, следует особо подчеркнуть значение принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Влияние этого принципа обнаруживается на всём протяжении процесса исправления звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфичной форме. Так, например, осуществление этого принципа находит своё выражение в аналитико-синтетическом методе, т. е. в разложении слова на слоги и звуки, автоматизации нужного звука и обратном синтезе звуков для образования слова. Весьма перспективным является распространение принципов этого метода на последнее звено — сам звук. При этом из акта звукопроизношения выделяются отдельные, самые нужные и важные элементы, которые поэтапно отрабатываются. Одновременно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т. е. получение нужной артикуляции и воспроизведение звука. В подготовительных упражнениях, развивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определённый напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаём предпосылки для успешной постановки соответствующего звука. Подготовительные упражнения предусматривают несколько отличное, по сравнению с нормальным произношением, положение органов артикуляции. Приведём для ясности два примера. При нормальном произношении звука ш зубы сомкнуты или сближены, а в подготовительных упражнениях они открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твёрдого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях зубы открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твёрдого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях язык надо не просто поднять, а сделать «чашечкой» и загнутым кончиком упереть в нёбо у альвеол.
Благодаря такому приёму становятся доступными для наблюдения логопеда интересующие части артикуляционного аппарата. В конечном итоге ребёнку создаются возможности для понимания существа постановки звуков, и процесс обучения значительно облегчается. Наряду с перечисленными приёмами применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев руки или приспособлений (например, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе (Необходимо, разумеется, соблюдать при этом гигиену рук и чистоту используемых предметов и приспособлений). После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также большое значение имеет соблюдение принципа постепенного перехода от лёгкого к трудному. При этом звуки, слоги и слова вначале могут произноситься с помощью механического воздействия. Рассмотрим вначале особенности произношения, которые заключаются в соблюдении следующих правил: 1. Ставящийся звук произносится длительно, причём в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение — они произносятся кратко (но предшествующая гласная в обратных слогах произносится долго). Долготу звука будем обозначать значком —, например: с —, ж —, л —, ц, ч. ш — а, цы, чи, у—с—, а— щ—, я—, ц, у — ч. 2. Слова по трудности произнесения делятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся звуком, без ударения на слоге со ставящимся звуком и трудные слова (Термин «трудные слова» надо понимать условно, так как эти слова трудны только в период исправления звука).. Слова, в которых ставящийся звук находится в ударном или безударном слоге, произносятся по слогам и с соблюдением предыдущего правила, например: ж—а—ба, а—р—мия, ко—не—ц, могу—чий, мя—с — о, бо — ч—ка, пе—ка — рь. К трудным словам относятся слова со стечением согласных в слоге, с несколькими слогами, содержащими становящийся звук. Они произносятся после проработки более лёгких слов, в которых звук находится в слоге без стечения согласных. Трудные слова произносятся уже со значительно меньшей длительностью ставящегося звука: в обратных слогах предшествующая гласная произносится кратко; слоговое произнесение слова также отсутствует. Тем самым дефектное произношение как бы подводится к нормальному, слитному произношению, например: ш — кола, з — дание (слова со стечением согласных), с — амос — вал (в слове два звука с). 3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюдением предыдущего правила, но без слогового деления, например: Его—р— ко—р. —мит ку—р—. У Миш—и маш—ина. У пл—етня топо—ль—. Указанные правила произнесения способствуют сосредоточению внимания на интересующем нас звуке и поэтому облегчают его произнесение. Так, например, при произнесении слов пар и Вася (па—р—, Ва—с—я) язык при произнесении звука а (язык лежит плоско на дне рта) должен при звуке р подняться к нёбу, а при звуке с подтянуться и упереться в нижние зубы. Длительное (в первом слове) и слоговое (во втором слове) произнесение звука а даёт ребёнку время подготовиться к следующему, ставящемуся звуку. При обычном, быстром произнесении такой возможности у ребёнка нет. Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип. Ставящийся звук намного легче произносится в словах, где он составляет слог, находящийся под ударением. Воздух выдыхается сильнее и продолжительнее именно на ударном слоге. После закрепления слов с ударными слогами легче и быстрее заучиваются слова с безударными слогами и трудные. При отработке произношения звуков, слогов и слов в первоначальном периоде необходимо использовать дирижирование руки, что способствует соблюдению длительности звучания. Медленно ведя руку справа налево, логопед произносит звук, слог и слово, а ребёнок повторяет. В последующем ребёнок приучается сам произносить слоги и слова. Чтобы не было разрыва между заучиваемыми словами и разговорно-бытовой речью, необходимо соблюдать правила литературного произношения, важнейшие из которых: а) безударная гласная о произносится как а, например: возы (вазы), корова (карова), Борис (Барис); б) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются, например: ложка (лошка), ножка (ношка), низкий (ниский), нож (нош), уж (уш), глаз (глас) и т. д.; в) глухие согласные перед звонкими озвончаются, например: сгорел (згорел), сделать (зделать), сбоку (збоку), просьба (прозьба). Следующий этап автоматизации ставящегося звука заключается в выборе определённой системы отработки произношения. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае (постановка звуков ш — ж, с — з, щ, л ) вначале берутся прямые слоги, например ша, ши, ше, ту и др., а затем обратные, например аш, иш, ош и др. При постановке звуков ц, ч и р вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые. Причём постановка твёрдого звука р начинается с произнесения слов, имеющих сочетания тр и др, где звуки т и д являются опорой для произнесения звука р. В наиболее развёрнутом виде схему работы можно представить на примере постановки звуков с — з: 1. Подготовительные упражнения— отработка элементов акта звукопроизноше-ния, синтез этих элементов в произношении изолированного звука. 2. Произношение глухого твёрдого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах. 3. Произношение глухого мягкого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах. 4. Дифференциация глухого твёрдого и мягкого звуков. 5. Произношение звонкого твёрдого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах. 6. Произношение звонкого мягкого звука: а) в прямых слогах, б) в обратных слогах. 7. Дифференциация звонкого твёрдого и мягкого звуков. 8. Дифференциация глухого и звонкого звуков. При отработке элементов артикуляции, а также на упражнениях по произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настольное зеркало (размер зеркала не меньше 200 X 300 мм или 300 мм в диаметре). Нельзя использовать для работы настенные зеркала, зеркала в шкафах и т. п., так как они не обеспечивают хорошую видимость органов артикуляции. Контроль за положением органов артикуляции можно осуществить и с помощью двух небольших зеркалец. В настольном зеркале недостаточно, либо совсем не видны такие важные моменты артикуляции, как альвеолы, положение кончика языка при выдыхании, щель для прохождения воздушной струи, расстояние от верхних зубов до загнутого вверх кончика языка. Всё это можно видеть с помощью двух зеркалец. Но контроль с помощью двух зеркалец можно вводить только после усвоения подготовительных упражнений, т. е. после отработки положения органов артикуляции. Пользуются им так. Одно зеркальце устанавливается, как обычно, перед лицом, а другое кладётся горизонтально на нижнюю губу (нижние зубы) с некоторым наклоном зеркальной стороны к первому зеркальцу. Угол наклона подбирается так, чтобы были видны интересующие нас верхние и нижние части артикуляционного аппарата. При контроле звуков ш, ж, щ и ч зеркальце кладётся на нижние зубы. Угол наклона такой, чтобы в другом зеркале были видны интересующие нас верхние и нижние части артикуляционного аппарата. При контроле звуков ш, ж, щ и ч зеркальце кладётся на нижние зубы. Угол наклона такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, щель посредине языка, альвеолы, а также верхние зубы и губы. Зубы при этом раскрыты на ширину пальца, а верхняя губа не закрывает верхние зубы (она подтянута кверху). При контроле звуков с, з и ц зеркальце кладётся на нижнюю губу и немного отжимает её книзу. Угол наклона подбирается такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, его боковые края, щель посредине языка, а также верхняя губа и нижние зубы. Зубы при этом должны быть раскрыты на ширину, четверть или половину пальца. Верхняя губа не закрывает верхние зубы, она подтянута кверху. После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Например, у ребёнка ставились звуки ш — ж, а звуки с — з были. Он хорошо стал произносить поставленные звуки во всех заданиях, но зато путал их со звуками с — з. Вместо слова шуба говорит суба, вместо слова суп говорит шуп. Различать звуки детям трудно, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. Каждый этап произносительных упражнений: постановки глухого и звонкого, твёрдого и мягкого звуков, а также дифференциацию — можно представить такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: чтение (произнесение — для неумеющих читать) слов, называние картинок, чтение (произнесение) предложений, текстов загадок, шуток, потешек и т. д., дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, чтение рассказов, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам. Повышает заинтересованность детей к занятиям использование в книге картинок. Однако значение этого вида упражнений этим не ограничивается. Задание назвать картинки и дополнить предложения по картинкам помогает контролировать степень усвоения звуков в словах и предложениях. Составление ответов по картинкам, кроме того, развивает у ребёнка способность мыслить, самостоятельно строить фразы. Составление рассказа по серии картинок приучает ребёнка к самостоятельной речи. Вопросы для составления по картинкам могут быть нескольких типов, и они, не раскрывая сущности ответа, должны помогать ребёнку правильно его составить. Самый распространённый вопрос: Что делает мальчик (девочка, бабушка, Миша, Женя, Римма, Лена и т. д. )? В зависимости от того, какой звук ставится, логопед сам на выбор должен употребить в вопросе подходящее имя. При постановке звука л в обратных слогах вопрос задаётся в прошедшем времени. Соответственно ответ будет также дан в прошедшем времени, например: Что сделал Михаил? — Михаил поставил блюдце на полку. В других случаях (когда не называется имя) задаётся вопрос: Кто (что) это? Что здесь нарисовано? В качестве примера ответов на вопрос такого типа можно привести следующее: У реки камыши и шалаш. Около лужи жаба и жук. Лимон и апельсин. Они лежат на столе. Это кузница. В ней работают кузнецы. Большую роль играет заучивание стихотворений и текстов для пересказа. Вначале заучиваются отдельные слова со ставящимся звуком, затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст. Текст ребёнок рассказывает своими словами, и логопед должен следить за тем, чтобы в словах он употреблял ставящиеся звуки. В случае затруднения произнесения, а также для закрепления ставящегося звука логопед задает вопросы по тексту. Упражнение по составлению рассказа по серии картинок проводится так. Логопед рассказывает текст, а ребёнок слушает и затем по памяти повторяет. Возможен и другой способ. Ребёнок самостоятельно рассказывает текст, а затем его рассказывает логопед. Прослушав текст, ребёнок рассказывает его вторично. В обоих случаях необходимо следить, чтобы ребёнок при рассказывании не пропускал в словах ставящийся звук. Для контроля в приложении приведены тексты этих рассказов. Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие: 1. Ребёнок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение. 2. При постановке соответствующего звука не обращается внимание на другие дефектные звуки. Так, если при постановке звука л ребёнку встретилось слова Лара, то нельзя попутно подправлять звук р. Он должен исправляться позднее. 3. Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются на качестве исправления. 4. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала. 5. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь. 6. Ребёнок должен заниматься ежедневно по 30—45 мин. в один или два приёма, причём выполнять все подготовительные и частично речевые упражнения (произношение слогов и слов) перед настольным зеркалом — для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппарата. 7. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребёнку (даже если он школьник) и требовать от него выполнения заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|