Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка звуков ш, Ж. Подготовительные упражнения. Произнесение звукашв прямых слогах. Шве, швы, шка, шко, шку. Шла, шле, шли, шлю, шля




ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж

Нормальная установка при произнесе­нии звука. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боко­вые края языка прилегают к верхним корен­ным зубам. Мышцы языка не слишком на­пряжены. Губы округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посре­дине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук ж произносится с включением голоса.

Звуки ш и ж твёрдые; ш глухой, ж звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для губ. Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упраж­нение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытя­нуты вперёд (как при произнесении звука у ). При этом углы губ соприкасаются и, следо­вательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха. Ок­руглить губы и, вдохнув, равномерно, с си­лой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ре­бёнка необходимой силы выдоха.

Упражнение для языка. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка под­нять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину по­лутора пальцев. Губы округлить. Удержи­вать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использова­ния палочки. При этом язык должен сво­бодно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение. Произнесение длительного звука ш. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не выни­мая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладо­нью руки. Слышится длительный звук ш —.

Примечание. Вместо звука ш слы­шится звук, похожий на звук ф. Это озна­чает, что углы губ вовлекаются в работу.

Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.

В завершение проделать упражнение без использования палочки.

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКАШВ ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударными слогами. Образец: ре-ш—атъ, Ми-ш—ут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, боль­шая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, реме­шок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

2. Слова с безударными слогами.

Образец: ш—а-гатъ, ка-ш—а, ш—а-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

 

3. Слова со стечением согласных в слоге. Образец: ш—ляпа, ш—тука.

шве, швы, шка, шко, шку

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.

шла, шле, шли, шлю, шля

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

шме, шни, шну, шпа, шпи

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.

шта, што, шту, шты

Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Мащ—а, Миш—а, малыш—и. Даш—а моет шею.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши лан­дыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.

 

Ум хорошо, а два лучше. (Пословица. )

В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка. )

Дальше в лес—больше дров. (Поговорка. )

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Шалун Миша

Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...