Осень. Золотое поле. Берёзовый лес. Ночлег зимой. Как самовар запрягли. Дифференциация звуков с — з — ш — ж дифференциация звуков ш — с
Осень. Где бодрый серп гулял Осветило солнце ели, и падал колос, Заглянуло в сосняки — Теперь уж пусто всё — Все снежинки заблестели, простор везде; Все зажглись, как огоньки. Лишь паутины тонкий волос (Е. Трутнева. ) Блестит на праздной борозде, (Ф. Тютчев. ) Золотое поле Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды. Берёзовый лес За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный. Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цве-ты. От них — белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут. Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалась среди кус-тов дорога. Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, берёзой, полынью. (По И. Бунину. ) Ночлег зимой Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетере-вам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зерна. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева. Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Бли-зился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать? Задул ветер. Заколыхались ветки с задумавшимися птицами. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметёт воронку ветер. Зверь не найдёт. Захрустит под зверем снег — тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем на воздухе. (Р. Снегирёв )
Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.
Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с берёзы Золотистой пчёлкой Вьётся и летает Над колючей ёлкой; А под ёлкой грузди Замостили мостик,.. До свиданья, ёлка, Приезжай к нам в гости! (Е. Трутнева. ) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст. Как самовар запрягли Про одно и то же разные люди могут по-разному рас-сказывать. Вот как самовар запрягли... Сидел один мастер за самоваром. Пил чай. На самоваре чайник вздрагивает. Заметил это мастер и сказал: «Зря сила пропадает! » Запыхтел самовар. Задумал мастер ис-пользовать силу пара. Вынес самовар на поле. Приладил к нему колес с ремнём. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало. Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поста-вил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть. Как-то безветренное было лето. Мастер и тут использо-вал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль назы-вать пароходом. Так запрягли в работу ленивый самовар. (По Е. Пермяку. ) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С — З — Ш — Ж ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — С Упражнение. Произносить (читать) слоги. ша — са шо — со шу — су ши — сы са — ша со — шо су — шу сы — ши аш — ас ош — ос уш — ус ыш — ыс яш — яс иш — ис еш — ее ас — аш ос — ош ус — уш ыс — ыш яс — яш ис — иш ее — еш Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ш, с. Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, ша-лость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, стар-ший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, сме-шинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась. Упражнение. Произносить (читать) слова. ша — са шапка — сайка шалун — салют
решать — тесать шахтёр — сапёр мешать — писать шалаш — салат лошадка — посадка шалфей — салфетка шо — со мешок — лесок вершок — песок шорох — сорок пушок — кусок ремешок — носок мышонок — спросонок шу — су шутки — сутки пишу — несу шуметь — суметь шумно — сумка пашу — пасу пляшу — плясун ши — сы, ши — си шитый — сытый ширь — сыр шило — сила мыши — крысы шип — сыпь решил — спросил аш — ас ваш — вас кашка — каска рубашка — колбаска наш — нас чашка — часто башня — басня пашня — паста ош — ос, ыш — ыс, яш — яс, юш — юс грош — рос пошла — росла Яшка — ясный камыш — кумыс клюшка — люстра еш — ее, иш — ис, иж — ис пешки — песни мишка — миска стриж — рис мешки — мести вишня — виснет стишки — тиски шля — сля, шме — сме, што — сто, шпа — спа шляпа — слякоть шторы — сторож Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Поспешишь — людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукуш-ки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бес-шумно шуршат камыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи- тать) предложения.
, в сумке
труба, в подвале
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|