Дождик. Шишки-мышки. В гостях у дедушки Мороза. Зимняя тишина. Осеннее утро. Тяжёлая ноша. Про бабусю и лису. Как ёжик шубу менял
Дождик Дождик Порезвиться захотели — Вылился на луг. Закружились, Стало много Загалдели... Луж вокруг. Я смотрю: Засучив скорей штанишки, На них рубашки В лужу Стали Прыгнули мальчишки. Словно промокашки. (И. Винокуров. ) Шишки-мышки Жили-были на сосне Две серьёзных шишки. Жили-были под сосной Две весёлых мышки. И кричали мышки: — Эй, -спускайтесь, шишки! — Глупенькие мышки! — Залезайте, повисим! Мыши Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать. Вот одна мышка и сказала: — Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы — Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо (Л. Толстой. ) В гостях у дедушки Мороза (Сказка) Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест. — Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей. Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.
— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной — Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит Тут Маша и проснулась. Зимняя тишина
Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сразу тают. Упражнение. Выучить наизусть стихотворение. Осеннее утро Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре. Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат, На его озябшей кожице Капли светлые дрожат. (О. Высотская. ) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты. Тяжёлая ноша Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгуешься!.. » (По И. Ракитину. ) Про бабусю и лису (Сказка) Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела! » И дальше пошла.
Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на рыжем пушистом лисьем меху! » Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся! - Как ёжик шубу менял В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу
заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной. Ежик спрашивает зайца: — Ты где шубу сменял? — Вот там, у старого дрозда. — А мне нельзя сменять свою шубу? — Я не знаю, сходи попроси. — Я тоже хочу в белой шубе ходить. — Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сме- Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая. И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит. Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду. — Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад! Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь! (А. Суконцев. ) ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ
Нормальная установка при произнесе- лец в горизонтальном положении. Палец нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед- должен прижимать язык к нёбу в средней ней части нёба (к альвеолам). Боковые края части. языка более плотно, чем при постановке зву- Набрав воздух, с силой его выдыхать, ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. произнося длительный звук ш. Будет слы- В момент выдыхания распластанный язык шаться звук щ. При этом язык должен пру-
всей массой и кончиком давит на небо. Мыш- жинить. Упругость языка и щель регулиру- цы языка напряжены. ются логопедом за счёт давления пальцем. 2. Губы слегка выдвинуты вперёд и Необходимо добиться долгого зву- 3. Зубы сомкнуты либо сближены. изнесении звука логопед произносит звук щ 4. Выдыхаемый воздух выходит посре- вместе с ребёнком. дине языка в образующуюся узкую щель; Примечание. Какие могут быть на ладони, поднесённой ко рту, ощущается ошибки при постановке звука щ? щая с некоторым напряжением. ся звук ш ) кончик языка отходит от альвеол. 5. Звук щ глухой, мягкий. Образуется большая щель, через которую пать лишь после постановки звука ш. Внача- звук ш или просто глухой свист. При правильном ле необходимо опробовать постановку звука выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускаю- щим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-
нии звука ш. щ необходимо добиться его постановки. Звук 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик щ произносится так же, как звук ш, только языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь- более удлинённо и напряжённо вследствие зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль- сильного давления языка на нёбо. веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение без помощи логопеда. Палец Упражнение. Открыть рот. Присосать под язык подкладывает и прижимает сам весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз- ребёнок. дечкаж Кончик языка поднят к передней Упражнение в произнесении звука без части нёба (у альвеол). Это упражнение ре- помощи пальца. Если это упражнение не по- бёнок выполняет с помощью логопеда, кото- лучается, допускается произнесение слогов и рый подкладывает ему под язык свой па- слов с подкладыванием пальца. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: щ — а, щ — у, щ — ё, щ — и, щ — е.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|