Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое овладение грамматическими формами




Учите ребенка, опираясь на его сопряженную и отраженную речь и на чтение, пользоваться в различных ситуациях практической деятельности и общения наиболее употребительными глаголами:

прошедшего времени: гулял (гуляла, гуляли), спал (-а, -и), съел (-а, -и), выпил (-а, -и), написал (-а, -и), наклеил (-а, -и), нарисовал (-а, -и) и др.;

будущего простого времени в первом лице единственного числа я помогу, я покажу, я дам, я возьму, я уберу, я расскажу, я скажу и др.;

словосочетаниями числительного и существительного: один фломастер, две ложки, два яйца, три машины и т. п.; конструкций с предлогом у...: у Вовы, у зайки, у меня. Эта грамматическая конструкция должна выступать перед ребенком в готовом виде, целостно, а не как ответ на вопрос у кого? Так, вы говорите ребенку: «У мишки болит лапа, а у зайки что болит?» Если малыш начнет ответ со слова зайка («Зайка болит...»), вы говорите: «Слушай, говори вместе со мной: у мишки |болит лапа. А у зайки |что болит?» В своей речи выделяете оба словосочетания паузами, а ребенок, повторяя вашу речь, схватывает этот блок и затем воспроизводит в ответе. Если этого не происходит, повторите еще раза два. Обычно в этих условиях ребенок повторяет конструкцию правильно. Но в случаях затруднений (на самых первых этапах введения этой конструкции можете написать это словосочетание: у мишки, у зайки; при этом объяснять ребенку ничего не нужно;

множественным числом существительных: столы, кровати, яйца, кошки, яблоки и др.

Грамматических вопросов ребенку задавать пока не следует - задавать можно только смысловые вопросы (такого типа, как на примере с мишкой и зайкой). Этими (и другими) грамматическими формами ваш ребенок овладевает практически, т. е. во время той деятельности, которой он занят. Например, вы собираетесь на прогулку и говорите: «Пойдем гулять» (это форма будущего сложного времени; возвращаясь: «Ты гулял, я гуляла — мы гуляли» (это форма прошедшего времени). Вы и говорите это, и пользуетесь табличками, которые ребенок читает. Эти ситуации повторяются по два-три раза в день. Естественно, что довольно скоро ребенок и без всякого подстегивания, начнет пользоваться этими формами в данных ситуациях. Чтобы он более сознательно употреблял нужныеконструкции, предлагайте для выбора таблички. Так, после прогулки это могут быть таблички: я спал, я гулял, я рисовал; после сна: я играл, я прыгал, я спал и т. п. Утром после сна вы (и каждый член семьи) говорите ребенку: «Я спала». Ребенок может прочитать табличку. После еды ребенок выбирает таблички я съел кашу; я выпилмолоко; папа съел суп и пр., читает их, а впоследствии говорит это самостоятельно.

Когда начнете знакомить ребенка с множественным числом существительных, НЕ говорите так: «Одно — яблоко, много — яблоки». Ведь мы говорим «яблоки», не только когда их много, а когда т олько два, т. е. не одно. Значит, такое объяснение неправильно. Ребенок сам сделает нужное обобщение, если вы его правильно подведете. Для знакомства со множественным числом существительных целесообразна такая, например, организация занятия.

На полу или на столе ставите слева грибок; ребенок его называет и подкладывает табличку с этим словом. Справа вы ставите три грибка такого же размера. «Там — гриб»,— указываете на гриб. А тут что?» — спрашиваете вы, показывая на три гриба. Ребенок может сказать: «Гриб», и показать на табличку с этим словом. «Нет», - говорите вы,— гриб — там. А тут?» Вы кладете перед ребенком несколько табличек, например: цветы, беги, дерево, грибы, овал «Ну, что тут?» (о трех грибах). Ребенок, конечно, выбирает слово грибы (остальные таблички убираете). Вы сравниваете обе таблички — гриб и грибы: каждую ребенок читает, соотносит с предметами и оставляет с ними. Никаких объяснений вы не даете.

Следующий шаг — под грибком помещаете шарик. Ребенок видит его и рядом кладет табличку. Под тремя грибами кладете пять шариков такого же размера, как лежащий. «Там шар. А тут что?», - спрашиваете вы о пяти шарах. Вряд ли ребенок со второго раза образуетформу множественного числа, поэтому повторите предыдущуюситуацию. Слева на полу (на столе) рядом с шаром лежит табличка шар, а справа рядом с пятью шарами — табличка шары.

Следующий шаг — возьмите небольшой квадрат и 10—15 таких же по величине (можно разного цвета) квадратов. Возможно, ребенок по аналогии, глядя на имеющиеся перед ним таблички (грибы и шары), сам образует форму множественного числа. Но если это не произойдет (что вполне правомерно), на помощь приходит табличка, которую ребенок сам выбирает из нескольких. Затем появляются кукла — куклы, фломастер — фломастеры.

Таким образом, ребенок видит перед собой один постоянным вертикальный ряд — одиночные предметы и другой вертикальный ряд, неоднородный по количеству, чем он явно отличается от левого ряда. Ребенок сам видит, что эти ряды разные, видит, в чем состоит эта разница, и, возможно, уже усматривает связь между изменениями в написании слов и количеством предметов в каждой груши (один — не один).

Вы видите, что все предложенные нами слова имеют во множественном числе окончание ы. На другой день проводите аналогичную работу со словами, имеющими окончание и, например: мишкамишки, ложкаложки, ножножи, тарелкатарелки мальчикмальчики, девочкадевочки, чашкачашки, варежкаварежки, яблокояблоки и т. д. Для одного занятия выбирайте 6 —7 слов. Никакого внимания на разнице в окончания (ы, и) не фиксируйте. К словам с другими окончаниями во множественном числе (например, стулья, окна) пока не обращайтесь.

В дальнейшем проводите игры в лото, где используйте само дельные или вырезанные картинки с изображением предметов вединственном и множественном числе с окончаниями и и ы. Не забывайте, что количество предметов для множественного числа должно быть разным: их должно быть то много (например, ягоды рыбы, конфеты, шкафы, карандаши,...), то 2-5 и т. п. Ведущими в этой игре будете то вы, то ребенок, то кто-нибудь другой из членов семьи, то пришедший в гости ребенок. На обороте каждой картинки должно быть написано слово, соответствующее изображению.

Впоследствии, если при рассматривании какой-то картинки ребенок скажет мальчик вместо мальчики, не исправляйте сами его ошибку, а сделайте, например, так: закройте рукой или листом бумаги всех мальчиков, кроме одного, и спросите: «Какой мальчик — этот?» Затем — то же самое о другом: «Этот мальчик?» На протест ребенка уберите руку, откройте картинку и спросите: «Мальчик? Какой мальчик?» Можете написать слово или дать прочитать табличку со словом мальчик. Если ситуация будет все-таки ребенку неясной, предложите на выбор две таблички — мальчик и мальчики.

Все грамматические ошибки ребенка следует исправлять только в словосочетаниях — исправление изолированного слова недопустимо. Например, если ребенок сказал «Мама, дай машина» или «Собака ловит кошка», просите его сначала говорить вместе с вами «дай машину» (а не «машину» изолированно), «ловит кошку» (а не «кошку») Потом ребенок повторяет словосочетание самостоятельно, а затем снова — уже правильно — повторяет всю фразу целиком «Мама, дай машину»; «Собака ловит кошку».

Обучение письму

Учить ребенка писать все знакомые слова ни в коем случае не следует. Это сложная работа: ведь ребенок должен и воспроизводить последовательность знаков в слове — структуру слова, и изображать эти знаки, т. е. помнить начертания букв и располагать их в пространстве. Ито, и другое, и третье представляет для него значительные трудности, но оказывается вполне доступным и любимым при соблюдении определенных требований. Первое из них — для начала отобрать очень небольшое количество слов, которые ребенок пишет (списывает) в разных ситуациях и, таким образом, непроизвольно запоминает и их состав, и графику. Далее — качество изображения не имеет никакого значения. Буквы могут быть любого размера и иметь любую конфигурацию. Запрещается давать ребенку тетради для письма и линовать бумагу — он должен писать на листах нелинованных, располагая запись по своему усмотрению. Все имена и каждое слово в начале строчки или после точки ребенок пишет с большой буквы, но пока не сам, а по вашему указанию:«Большая буква». В конце предложения по вашему указанию «Точка» ставит точку. Опять-таки, никаких правил вы ребенку не делаете. Много писать ребенок не должен.

В течение первого полугодия данного учебного года при соблюдении вамиперечисленных требований ребенок сможет научиться и самостоятельно писать примерно такие слова: мама, папа, свое имя, наименования всех ближайших родственников (бабуля, бабуля Ира, дедуля Петя, тётя, тётя Маша, дядя, дядя Алёша и т. п.); мишка, кукла, рыба, лев; к концу учебного года: собака, зайка, кошка, машина, самолёт, пароход, флаг (флажок), петух пушок); дай, иди, беги, сядь, встань, спит, сидит, едет, ест, идет, льёт, стоит, летит, поёт, бежит, плывёт. К концу учебного года ребенок может уже самостоятельно писать предложения, состоящие из данных слов в любых сочетаниях, например: мама, дай пить; папа, дай мяч; бабуля, дай пить и т. п.; (папа, дедуля...), дай самолёт (машину); папа, беги; Валя, Миша, иди; мама, встань; машина едет; самолёт летит; плывёт; пароход плывёт; тётя (петушок) поёт; мишка спит; дедуля (бабуля...) сидит (стоит); Оля ест (пьёт); дядя идёт…

Каждое написанное слово и предложение ребенок читаети соотносит сопределенным предметом, действием, изображением. По окончании письма он отчитывается о выполненной им (или вами) работе: я написал(а), папа написал. В самом начале учебного года ребенок может выбирать данные таблички среди других и читать их глобально; совторого полугодия он читает аналитически (по-настоящему); к концу учебного года ребенок отчитывается самостоятельно (вы тоже должны отчитываться о своей деятельности).

В какой же форме лучше проводить обучение письму? Рекомендуем вам следующие виды работы:

письмо-просьбу с обязательным последующим получением предмета от партнера. Так, ребенок пишет: мама, дай пароход. Написав, он читает предложение, передает лист вам, вы тоже читаете вслух и даете малышу игрушку;

письмо-поручение с выполнением партнером того или иного действия. Ребенок обращается к папе: папа, беги, читает написанное, папа тоже читает и начинает бегать;

письмо-описание того действия, которое происходит перед глазами ребенка. Например, ребенок наблюдает за летящим самолетом и пишет: самолёт летит; наблюдает за кем-то из членов семьи папа спит, бабуля ест; наблюдает за игрушкой, которая с помощью взрослого выполняет какое-либо действие: мишка идёт;

письмо-обозначение названия предмета, человека, действия, которые изображены на фотографии, картинке или представлены реально;

слухо-зрительный диктант слова или фразы с обязательным последующим нахождением ребенком соответствующего предмета, картинки; с последующим рисованием, лепкой, демонстрацией действий;

слуховой диктант отдельных слов, а для слабослышащих простых фраз, которые уже включались в слуховые занятия, с последующим выполнением действия (как в предыдущем пункте).

Не забывайте, что вы постоянно меняетесь с ребенком ролями или вместе, «на равных» участвуете в выполнении одного задании. Напоминаем также, что писать он должен не только на листах бумаги, но и на земле, на снегу, на доске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...