Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Развитие восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве.




1. Продолжайте учить ребенка осознавать свое положение в пространстве, учить обходить препятствия, находить кратчайший путь к определенной точке пространства.

2. Продолжайте знакомить ребенка с вертикальными отношениями (внизу, наверху), с расположением предметов и их частей по вертикали (внизунаверху, напод) и по горизонтали (рядом, около). Обращайте внимание ребенка на парность пространственных отношений: если один предмет наверху, то другой внизу; если предметы рядом, то один справа, а другой — слева (дается только слово справа); если один предмет находится на другом, то этот другой под ним. Учите ребенка определять положение членов других детей, домашних животных в другом окружении, например: мама стоит около стола, папа стоит на табуретке, кошка под кроватью; бабушка сидит на стуле; дедушка стоит у двери.

3. Развивайтеу ребенка представления о расположении частей тела: голова наверху, ноги внизу; одна рука — тут, другая рука — тут. Называть нужно только правую руку. Все, чем овладевает ребенок по данному разделу программы, должно проявляться не только на знакомом, но и на новом материале.

4. Словарь понимаемой речи (ребенок должен понимать его в устнойи письменной форме). Дополнительно к словарю указанному в предыдущих заданиях и ранее в этом разделе программы: угадай, что это?; целое; нарисуй целое; посмотри; скажи; названия предметов, изображенных на разрезных картинках; названия действий, изображенных на картинках лото; у кого? (например, во время игры в лото); светофор (во время игры, в которой цвет является сигналом к определенному действию; во время прогулки, наблюдайте за реальным светофором); названия всех предметов, которые ребенок строит, рисует, лепит; одинаковые, разные, похожие, меньше, самыймаленький, больше, самый большой.

Словарь самостоятельной речи: (Дается в дополнение к словарю самостоятельной речи предыдущих заданий и других разделов этого, 9-го задания)названия всех предметов, изображенных на разрезных картинках, и тех предметов, которые ребенок ощупывает, обводит и воспроизводит в рисунке, лепке, аппликации, при конструировании; названия действий, изображенных картинках лото; что это?; что там?; у кого?; целое, чёрный, розовый, голубой, жёлтый, нарисуй, наклей, положи, наверху, на, к, под, высокий, низкий, выше, ниже, длинный, короткий, справа квадрат, куб, кирпичик; большой, маленький, меньше, больше; дай маленький мяч; там маленький гриб; мама, обведи, ощупай.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1. Учите ребенка обследовать предметы перед лепкой зрительно-тактильно с помощью ощупывающего движения, а перед рисованием — с помощью обводящего движения.

2. Учите ребенка опознавать на ощупь хорошо знакомые предметы; различатьпредметы на ощупь и при помощи обводящего движения по образцу. Ребенку предлагаются не только резко различные, но и близкие по форме и величине предметы: яблоко — свекла; чашка— кружка; карандаш — кисть и т. п. Он различает на ощупь предметы в разных ситуациях: когда образец дается зрительно; по обводящему движению без участия зрения; по ощупывающему движению без участия зрения; по названию.

3. Учите ребенка различать с помощью ощупывающего движения предметы по величине, например: шар маленький, шар средней величины, шар большой; куб (кубик) маленький, куб средний, куб большой; ложка большая, ложка средняя, ложка маленькая; чашкабольшая, чашка средняя, чашка маленькая и т. п. В ходе этих упражнений вы знакомите его (практически) с прилагательными всех трех родов: маленькая (большая, средняя) ложка; маленький (средний, большой) кубик; маленькое (среднее, большое) яблоко и т. д.

4. Свои представления о форме и величине предметов ребенок должен актуализировать (реализовывать) в практической деятельности. В качестве критерия правильности его представлений об этих свойствах предметов вы используете рисование и лепку по текстам (примерные тексты приведены в предыдущем разделе «Развитие зрительного восприятия»).

Помните, что при пользовании данными словами ребенок всегда должен иметь перед глазами три предмета, чтобы он имел возможность сравнивать их. Кроме того, постоянно формируйте у мет представление об относительности величины: тот предмет, который в одном сочетании был, например, средним, в другом сочетании оказывается маленьким, а тот, который был большим, оказывается средним (рис. 37).

Рис. 37

Развитие мышления

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...