Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи




Дальнейшее ознакомление с окружающим.

1. Продолжайте учить ребенка ориентироваться в ближайшем в квартире и дому окружении. Ребенок должен знать по именам соседей по квартире или живущих на той же лестничной площадке. Знать, что в соседнем подъезде (доме) живет его бабушка (тетя, дедушка) или товарищ. Ребенок должен, например, знать, что если выйти из дома и идти налево, то недалеко находится газетный киоск (знакомить его с этим словом пока не обязательно), где можно купить красивые открытки, книжки, переводные картинки, газеты, которые читают взрослые). Если же идти направо, то можно зайти в аптеку и купить лекарства. А если обогнуть свой дом, то в соседнем увидишь почту и можно опустить в почтовый ящик письмо бабушке и дедушке. Перейдя дорогу и пройдя немного прямо, дойдешь до магазина, где можно купить хлеб, молоко и т. д. А если сесть на автобус, остановка которого находится за углом, то можно доехать до парка, или до детской площадки, или до набережной, до цирка, и т.д.

2. Учите ребенка соблюдать правила поведения на улице; проигрывайте эти ситуации и дома.

3. Продолжайте проводить наблюдения за разнообразной деятельностью людей: ремонт квартиры, строительство домов, асфальтирование улиц, прокладывание рельсов, рытье котлованов, украшения домов и улиц к праздникам. Ребенок должен в общих чертах представлять себе, чем занимаются на работе его родители и другие родственники; если это возможно, приведите его к себе на работу и покажите, что там делаете.

4. Приучайте ребенка охотно, без страха вступать в общение со взрослыми и детьми, не только знакомыми, но и незнакомыми, вежливо отвечать на вопросы. Во время разговора вашего ребенка с другим человеком ни в коем случае не будьте для него «переводчиком», т. е. не дублируйте сказанное собеседником. Не приучайте ребенка постоянно поворачиваться к вам, ища помощи, он вполне может общаться с людьми сам. Помогайте ему таким образом: спокойно, доброжелательно, с улыбкой скажите: «Слушай, что говорит дядя», разверните его лицом к говорящему и спиной к себе. Попросите взрослого повторять несколько раз то, что ребенок не понимает, но при этом не менять манеру речи, артикуляцию, говорить естественно, нормально.

Проявляйте инициативу в организации контактов ребенка с окружающими. Например, проходя мимо соседки по дому, сидящей на скамейке, вы вместе здороваетесь с ней, а потом спрашиваете у ребенка: «А как зовут тетю (бабушку), ты знаешь?» «Не знаю».— «И я не знаю. Давай спросим!» Вместе спрашиваете «Тетя, (бабушка), как тебя (Вас) зовут?» (На данном этапе слухоречевого развития глухим детям и с резко выраженной тугоухостью еще трудно пользоваться в речи местоимением 2-го лица мн. ч. вы - трудно согласовывать эту форму с глаголами. Эта трудность влечетза собой неуверенность в правильности обращения к взрослым, неудовольствие и даже раздражительность от постоянных исправлений с вашей стороны в ходе разговора с взрослыми, а, в конечномсчете, ведет к нежеланию общаться с незнакомыми людьми. По ним у пока нормой обращения ко взрослым является употребление местоимения ты в разных падежах.

Рис. 49

Взрослым будет вполне понятно ваше объяснение, почему ребенок говорит «невежливо». Но слабослышащих детей, владеющих свободной развернутой речью, уже можно постепенно переводить на форму вежливого обращения к старшим вы, вас и т. д.) Ответ ребенок должен понять сам — попросите соседку повторить свое имя несколько раз, если ребенок его не понимает. Как только он повторит то, что понял, даже если скажет неточно, не очень хорошо, порадуйтесь и повторите правильно: «А! Тетю (бабушку) зовут Клава!» Напишите это новое слово в блокноте (который вы всегда носите с собой) или на земле, на снегу, на асфальте. Ребенок читает имя Клава, а потом вы вместе с ним здороваетесь: «Добрый день, тетя (бабушка) Клава!»При такой манере вашего поведения у ребенка не возникнет чувства страха перед незнакомыми людьми, в нем будет развиваться и укрепляться чувство одинаковой уверенности в своих действиях и дома, и вне него.

5. Во время прогулок по-прежнему систематически наблюдайте за изменениями в природе, связанными с изменением времен года. Продолжайте выполнять все рекомендации по этому разделу программы, данные в задании 9. Для фиксации состояния погоды каждого дня начните вести календарь погоды. Ежедневное обсуждение погоды при заполнении календаря поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно описывать изменения в природе.

Календарь погоды состоит из отдельных листов, на каждом из которых отражается погода лишь одного дня (рис. 49). Первое время таблички на наборном полотне (ясно, дождь) имеют постоянное место, и к ним ребенок подбирает нужную (рис. 50). Но как только он станет свободно ориентироваться в новой для него ситуации с календарем погоды, вы начнете менять эти таблички местами: сегодня солнышко находится наверху справа, завтра — внизу слева, а послезавтра — посередине и т. д.

Позже (месяца через два-три) все таблички будут находиться в кармане, и ребенок будет выбирать, и располагать их в наборном полотне по своему усмотрению.

Рис. 50


Рис. 51

Для изображения одного и того же состояния погоды вы в течение примерно двух месяцев готовите много разных маленьких (в размер наборного полотна) картинок, часть которых вырезаете из журналов, книжек и т. д., а часть рисуете сами (качество рисунка значения не имеет) Приведем примеры изображений дождя: дождь в городе - видны большие дома); дождь в деревне; в поле; в зеленом лесу; где листья с деревьев уже облетели; дождь ночью; дождь виден из ним из двери квартиры; видна земля с лужами, в которые ударяют капли дождя; на рисунке есть люди; нет людей; есть животные (лошади, собаки и т. п.); дождь на фоне хмурого неба; на фоне солнца и т.д. Новые картинки заменяют те, которые остались на листах календаря в предыдущие дни. При определении погоды текущего дня ребенок внимательно рассматривает каждую картинку и соотносит ее состоянием природы. Так, если дело происходит зимой и за окном солнечный морозный день, он должен сообразить, что для обозначения на календаре этого дня не подходит картинка с изображением солнечного летнего дня.

Примерно через два месяца такой работы наступает новый этап - ребенок начинает сам рисовать на календаре обозначения погоды. В кармане на полотне остаются только таблички. Наблюдения за погодой вы проводите в течение всего дня. Первоенаблюдение — утром, ребенок смотрит на улицу из окна. Картинка помещается на верхней линии календаря слева. Следующее наблюдение и разговор во время дневной прогулки. Если погода изменилась, в календаре погоды все остается по-прежнему. А если какие-нибудь изменения произошли, то ребенок отражает их на календаре — новая картинка с табличкой появляется на следующей линии, чуть правее первой. Ребенок говорит, например: «Утром было ясно. Днем пасмурно». Вы помогаете грамотно оформить мысль, если он ошибся, например: «Утром ясно». Он повторяет фразу сначала вместе с вами, а потом отраженно. Слабослышащий ребенок может и самостоятельно выразить эту мысль грамматически более сложно, например: «Утром было ясно, а днем стало пасмурно». Третье наблюдение проводится вечером, и при наличии изменения в погоде ребенок переносит их и на календарь: новая картинка с табличкой помещается на нижней линии, немного правее второй картинки. Календарь имеет вид, показанный на рисунке 51. И в конце дня рассказ ребенка о погоде может звучать так: Сегодня утром было пасмурно, потом днем шел дождь, потом вечером стало ясно». Ребенок рассказывает о погоде, стоя у календаря и читая слова по табличкам. Постепенно он запомнит их (ведь он имеет с ними дело ежедневно и не по одному разу — или в детском саду или дома.

В самом начале работы ребенок пользуется для описания погоды словами. Но недели через две вы постепенно вводите в употребление предложения: светит солнышко (солнце); идет дождь; идёт снег; дует ветер; светило солнышко (солнце); шел дождь, было ясно; было пасмурно; был туман; шел снег; дул ветер. Сначала вводятся предложения с глаголами идет и дует. Про деньсегодняшний ребенок говорит в настоящем времени. Но как толькосегодняшний день становится вчерашним, таблички заменяются - вынимается табличка идёт дождь, и на ее место ставится табличка шёл дождь; вместо таблички дует ветер ставится дул ветер. Когда эти грамматические формы будут не только осмысленны (без объяснений), но и усвоены ребенком, вводятся новые слова светит солнышкосветило солнышко; яснобыло ясно; пасмурно - было пасмурно; туман — был туман. Ребенок выбирает самостоятельно (по ситуации).

Для календаря погоды готовится постоянное наборное полотно, по размеру соответствующее длине двух одинаковых листов. Лист с обозначениями погоды текущего дня помещается справа, левая сторона сначала пустая. Однажды в конце дня, перед сном, вы с ребенком медленно передвигаете заполненный лист влево, говоря «День прошел, было ясно, дождя не было».

На его место ставите незаполненный лист: «Будет ночь, будем спать, а потом - утром, завтра — посмотрим, какая будет погода».

На другой вечер и в последующие вечера процедура повторяется. Каждый раз лишний лист — позавчерашний — вы убираете в папку. Через несколько дней после начала этой работы однажды утром, когда погода наступившего дня резко отличается от погоды накануне, вы подходите к календарю погоды, указываете на левый лист и спрашиваете: «Вчерабыло солнышко, а сегодня?» Указываете на незаполненный лист и вместе с ребенком смотрите в окно. Выбирая из кармана наборного полотна нужную картинку (или картинки), ребенок показывает ее, находит ей место на календаре, соотнося с соответствующей табличкой, вставляет в кармашек полотна и прочитывает табличку. Вы сравниваете изображения на картинках на левом и правом листах календаря, обязательно указывая на них рукой. Ребенок говорит вместе с вами: «Тут (рукой ребенка прикасаетесь к рисунку с изображением солнца на левом листе календаря) вчера было солнышко…солнышко (вместе рассматриваете маленькую картинку). «Сегодня (переводите руку ребенка направо — к картинкам с изображением снега и ветра) — сегодня снег, сегодня ветер. А солнышко… Солнышко было вчера» (снова движение к левому рисунку (рис. 52)). Никаких объяснений значений слов вчера и сегодня ребенку не дается— он начинает понимать эти значения постепенно, в разных ситуациях, в том числе и этой. Объяснить эти слова невозможно, так как они обозначают понятие времени, а время — не предмет, который можно подержать в руках и рассмотреть со всех сторон.

Время абстрактно, и представление о нем формируется у детей долго, в многообразных жизненных ситуациях. В данном случае (ситуация с календарем погоды) вы сначала просто пользуетесь этими словами, стараясь расчленить для ребенка эту ситуацию. Зафиксированное на листе состояние погоды перемещаете в пространстве, как бы отодвигая это состояние в прошлое. В этот акт включаете самого ребенка: чтобы привлечь его внимание к этому передвижению, замедляете его действия, когда он передвигает лист с обозначением погоды справа налево. Вы связываете это перемещение с уже понятной для ребенка ситуацией сна, ночи, ухода одного дня и ожидания другого. Когда употребляете слова вчера и сегодня, ребенок понимает их узко-ситуативно, привыкает к ним, повторяя за вами.

Примерно через неделю ежедневного повторения описанной ситуации, вы вводите слова вчера и сегодня в письменной форме, для того чтобы ребенок был активен и в момент знакомства с новым словом, вы не даете это слово сами, а предлагаете найти его среди других слов. Так, стоя утром у календаря, вы вспоминаете, как обычно, погоду вчерашнего дня, вместе с ребенком говорите: «Вчера было пасмурно»,— и тут же кладете перед ним четыре таблички, три из которых ему хорошо знакомы (например, шкаф, идёт, собака), а одна — новая (вчера). Показываете наверх - часть листа, где над словом погода находится пустой карман для таблички, и просите: «Тут поставь: вчера». Ребенок воспринимает слово слухо-зрительно, повторяет его, читает все таблички, находит нужную и вставляет в пустой карман. Вы вместе проговариваете «Вчера (теперь ребенок не просто вторит вам, а читает это) было пасмурно». Затем переключаетесь на правый лист календаря. «А сегодня? Сегодня, какая погода?» Показываете на пустующий карман вверху над словом погода и просите выбрать табличку со словом сегодня (перед ребенком может лежать несколько табличек, например: фломастер, суп, сегодня, летит). Прочитав таблички, он выбирает нужную (облик слова он воспринял о зрительно) и вставляет в наборное полотно. «А сегодня, какая погода?» Вы фиксируете внимание ребенка на этом слове, которое •и прочитывает. Ребенок подходит к окну, внимательно смотрит и возвращается к календарю, говорит: «Ясно» (самостоятельно и «и читая табличку), выбирает нужную картинку и вставляет ее в карман над этой табличкой. Вы вместе говорите: «Сегодня ясно».

Рис. 52

Как вы знаете, написание слова сегодня расходится с его произношением: мы говорим «сиґводня». Для того чтобы ребенок сразу же произнес слово правильно, напишите на буквой г маленькую букву в. При чтении ведите пальчик ребенка от буквы е вверх к букве в, а затем вниз — к о. В таком написании табличка со словом сегодня будет находиться в наборном полотне.

С этого времени процедура около календаря погоды несколько меняется:когда вечером ребенок передвигает календарный лист с обозначением погоды сегодняшнего дня налево, вы вынимаете таблички со словами вчера и сегодня, а утром он сам расставляет их по местам.

Однажды в конце учебного года при обсуждении погоды, когда будет определяться временной отрезок — вчера или сегодня, вы не убираете, как обычно, календарный лист с обозначением погоды вчерашнего дня, а передвигаете его еще левее. На его место попадает бывший сегодняшний день (теперь это вчера), а на его место чистый лист для погоды сегодня. Вы говорите: «Тут — погода сегодня. Тут — погода вчера.А тут что (о позавчера) — погода вчера или сегодня?» Ребенок в недоумении — ни вчера, ни сегодня. Знакомьте его с новым словом позавчера, которое он сам выбирает из трехтабличек — сегодня, позавчера, вчера. Прочитав табличку, ставит ее над самым левым листом и расставляет остальные таблички. Рассматривая по очереди все три листа слева направо, говорит: «Позавчера шел снег. Вчера тоже шел снег, дул ветер. Сегодня ясно, ветер». Календарь погоды приобретает иной вид (рис. 53).

 

Рис.53

В самом конце учебного года вы готовите и вывешиваете второй (обычный) календарь погоды, где обозначены дни недели. Тогда погода будет отмечаться дважды: сначала на том календаре погоды, о котором мы говорили все это время, а затем на новом календаре. Временное сосуществование двух календарей содействуют совершенствованию у ребенка временных представлений (рис. 54)

Рассматривая вместе с вами календарные листы прошедших дней (хранящиеся в папке) за недели и месяцы, ребенок и возможность отсроченно проследить за изменениями в погоде бы увидеть заново переход одного времени года к другому («Лето, лето, лето, лето, а тут скоро осень. Уже осень, осень,... Скоро и, зи ма...» и т. д.).

6. Продолжайте уточнять временные представления детей, расширяйте и разнообразьте ситуации, в которых эти представления становятся все более зримыми и многообразными. Продолжайте учить ребенка правильно по смыслу употреблять слова, обозначающие временные отношения:

а) смену частей суток (утро, ночь, день, вечер),

б) смену суток (вчера, сегодня, завтра; понедельник, вторник...),

в) смену времен года (лето, осень, зима, весна).

Рассмотрим некоторые ситуации, в которых формируются эти временн ы е представления.

А. К настоящему времени (если вы следуете нашим рекомендациям) ваш ребенок знает названия трех частей суток — ночи, утра, вечера. Почему трех, а не четырех сразу? Дело в том, что название можно давать только тому явлению (предмету, состоянию, качеству, которое человек четко себе представляет. Но в отличие от ночи вечера и утра границы дня размыты, и маленькому ребенку трудно отделить день от утра. Поэтому требуются и накопление дополнительного жизненного опыта, и специально организуемые ситуации, в которых это представление сначала возникает, а затем уточняется и расширяется.

Представление о той или иной части суток может удерживаться и возникать в воображении ребенка с помощью изображения — картинки или рисунка. Но, как вы уже привыкли читать в наших рекомендациях, это изображение не может быть предложено одно, само по себе, так как в этом случае невозможно определить, что

но привлекло внимание ребенка в данном изображении. Для того чтобы вычленить то, на что он должен обратить внимание, ему нужно иметь перед собой другое, сначала прямо противоположное по облику изображение. Например, гуляя с ребенком днем (начинать эту работу лучше в субботу и продолжить в воскресенье, т. е. в не рабочие тогда, когда вы находитесь с ребенком целый день. Выберите ясный день, чтобы пасмурная погода не стала причиной путаницы в представлении о дне и вечере.), вы показываете две картинки — с изображением ночи и дня. «Что сейчас, как ты думаешь? Это (о ночи) или это (о дне)? - «Это (картинка с изображением дня)»,- «Это ночь?» - «Нет, не ночь!» - «Да, сейчас не ночь. А теперь посмотри эти картинки». Вы достаете две новые картинки, на одной из вторых изображен вечер, а на другой день (картинка с изображением дня другая, не та, что показана в первый раз). Ребенок вновь делает выбор - говорит, что на одной картинке вечер, а изображение на другой картинке соответствует текущему моменту. Вы одобряете рассуждения, не забываете помочь правильно оформить мысль и лучше произнести свое высказывание. Затем раскладываете четыре картинки и предлагаете подложить к ним таблички ночь, день, вечер (слово день ребенку еще не знакомо). Прочитав каждую табличку, ребенок соотносит ее с соответствующей картинкой. Табличку со словом день он, прочитав, может поднести к обеим картинкам с изображением дня; значение этого незнакомого слова в данной ситуации ему стало ясно методом исключения. «Молодец,- говорите вы.- Сейчас что - утро, вечер, день?». Вместе с ребенком смотрите на небо; он выбирает табличку со словом день и говорит. «Сейчас день». (Слово сейчас, если ребенок не помнит его структуры, пишете). Возвратившись домой, вы с ребенком ставите одну из картинок с изображением дня в наборное полотно. Дома, когда стемнеет, спросите у ребенка: «Сейчас день?», пользуясь табличкой, если он не поймет вопроса в устной форме.«Вечер» - «Да, вечер. Давай найдем картинку». Предлагаете на выбор несколько (5-7) картинок с явно выраженными изображениями ночи, дня, вечера, утра. Ребенок выбирает нужную (остальные откладываете в сторону) и вместе с вами подходит к наборному полотну, где находится картинка с изображением дня. Стоя у этой картинки, вы смотрите в окно и говорите (ребенок говоритвместе с вами): «Сейчас вечер, а день прошел», - и руками ребенка ставите картинку с изображением вечера перед картинкой с изображением дня, закрывая ее. Затем еще раз подтверждаете эту ситуацию: прикасаетесь к задней картинке (день) и говорите (а ребенок - за вами): «День прошел». Переводите руку к картинке«Вечер»: «Пришел вечер. Сейчас вечер». Перед самым сном ребенок таким же образом загораживает картинку «Вечер» картинкой «Ночь». Ведется разговор: «Вечер прошел. Пришла ночь. Иди спать».— «Я буду спать» и т. п.

Утром следующего дня вы с улыбкой встречаете пробуждение ребенка: «Ночь прошла! Доброе утро!» Встав, он идет к наборному полотну и закрывает «Ночь» картинкой «Утро», которую выбирает среди предложенных вами, и говорит сам или с вашей помощью «Ночь прошла. Утро. Сейчас утро. Пришло утро». Обсуждаете, какие дела будет делать ребенок утром. «Я буду умываться, потом есть (кушать) завтрак, потом играть, потом гулять». Говорите о себе: «Утром я буду есть завтрак, потом мыть посуду, потом гулять» Во время прогулки сообщаете, что утро прошло, пришел день (на прогулку берете картинки). Вернувшись с прогулки, ребенок накрывает картинку «Утро» картинкой «День». Во время обеда, перш дневным сном и после дневного сна выясняется, что все еще тянем и день, вечер не пришел. Вечером повторяется процедура предыдущего дня. Итак, изо дня вдень в течение месяца, а потом раза три в неделю.

Постепенно, очень медленно у ребенка возникает первично достаточно аморфное (неопределенное) представление о разнице между утром и днем, о границе между ними. Он начинает различать эти части суток по деятельности, которая в это время обычно осуществляется, т. е. по режиму дня. Кроме того, вы время от времени прибегаете к такому приему, который побуждает ребенка непроизвольно следить за течением времени. Например, однажды утром им сообщаете: «Катюша, вечером к нам в гости придет Алёна. Не днём, а вечером». Катюша любит Алёну и, конечно, с нетерпением будет ждать вечера. В другой раз, тоже утром, вы обещаете: «Катюши, когда придет день (днём), мы поедем в парк. Ты будешь кататься на карусели». И в этом случае, безусловно, ваша Катя не допустит, чтобы вечер наступил до исполнения вашего обещания.

 

Рис. 54.

Еще пример. Вечером вы постирали белье и зовете ребенка. У него на глазах выжимаете белье и даете потрогать каждую вещь, спрашивая при этом: «Рубашка сухая или мокрая? Полотенце сухое или мокрое? Кофта сухая или мокрая? Платок сухой или мокрый?» и т. д. Ребенок отвечает о каждой вещи, что она мокрая. Следите при этом за правильностью употребления окончания в слове мокрый. Если ребенок ошибается и говорит: «Мокрый рубашка», вы просите его говорить вместе с вами и повторяете вопрос: «Рубашка сухая или мокрая?» Для выделения окончания в целой фразе иногда требуется 2—3 повторения, после чего ребенок сможет сказать все словосочетание самостоятельно. Если он все еще не может схватить конец слова, выделите только словосочетание мокрая рубашка, которое вслед за вами ребенок воспроизводит самостоятельно. Вы вешаете белье и вновь напоминаете себе и ребенку, что повесили, касаясь каждой вещи: «Рубашка мокрая, кофта мокрая, платье мокрое, полотенце мокрое, платок мокрый. Все белье мок рое. Вечер прошел, придет ночь, ты будешь спать, я буду спать. Белье будет висеть, висеть, висеть — долго-долго, всю ночь. А утром посмотрим, какое будет белье — мокрое или сухое». Утром вы вместе повторяете, что стало с бельем: «Белье сухое! Ура!» (Если ребенок не может еще самостоятельно воспроизвести состав слова сухое, напишите его или предложите найти табличку.)

По мере накопления жизненного опыта ребенка и практического употребления слов день, ночь, вечер вы вводите (безо всяких объяснений) в нужной ситуации измененные формы этих слов — утром, вечером, ночью. Когда почувствуете, что ваш ребенок относительно свободно практически ориентируется в этих временных рамках, приготовьте ему такую игрушку. Вырежьте из картона круг и четыре сегмента, наложите их на круг по окружности. Эти сегменты являются табличками — на них вы пишете название частей суток. К середине круга прикрепите подвижную стрелку (Рис. 55, а, б). Пособие можно использовать по-разному, например: 1. Вы кладете на круг справа табличку вечер и направляете стрелку на конец этого слова. Три остальные таблички разложены перед ребенком. Вы говорите: «Вечер». Потом медленно двигаете стрелки от слова вечер вниз по часовой стрелке. «Потом что будет?День? Утро?» Ребенок говорит: «Вечер, а потом ночь». Выбираете табличку-сегмент и соединяете с первой. «А потом?» — спрашиваете вы. Дальше ребенок действует сам: «Ночь. А потом (двигает стрелку) утро (кладет табличку). А потом — день (кладет табличку). А потом — вечер (табличку класть не надо, ребенок двигает стрелку), а потом — ночь» и т. п. Не останавливайтесь перед исходным словом вечер, чтобы у ребенка постепенно формировалось представление о беспрерывности. При каждом повторе игры меняйте и исходное место, и название времени суток: то вы начинаете со слова вечер, то со слова день, то со слова утро. Табличка день находится то наверху, то внизу слева, то наверху слева и т. д. 2. 2. Начало игры то же, но первый же ваш вопрос звучит иначе. «Ночь. А что было сначала?» Правой рукой фиксируете стрелку на слове ночь, а левую двигаете по сегменту против часовой стрелки, останавливаясь на предшествующем слове вечер. Если слово сначала ребенок произносит неуверенно, напишите его, и пусть он его читает в ходе всего действия: «Ночь. А сначала был вечер, а сначала был день, а сначала было утро, а сначала была ночь, а сначала был вечер» и т. д. Употреблять прошедшее время глагола (было, была, был) помогаете вы, но делаете это без объяснений — просто даете ребенку образец высказывания.     Рис. 55 а   Рис. 55 б

3. Вы играете в игру, кто что делает утром, днем, вечером, ночью (название игры не дается). Сначала ребенок раскладывает таблички как в пункте 1 или как в пункте 2. А затем начинается игра, ребенок рассказывает про папу, начиная с утра и очень медленно передвигая стрелку вправо, например: «Папа встал,

Потом умылся, потом оделся, потом покушал (поел, съел завтрак), пошел на работу. Папа работал, работал, работал (переход к табличке день).. Днем папа работал, работал, работал. Потом пришел вечер, и папа пришел домой...» Это лишь примерный рассказ. У вашего ребенка он может быть совсем другой: он может вести рассказ, и в прошедшем, и в настоящем времени.

Такие рассказыможно придумывать про всех членов семьи, про животных и про игрушки. При всех вариантах игры вы меняетесь им ролями. Он обращается к вам: «Мама (папа), а теперь ты (придумай)».

Б. С помощью календаря погоды у ребенка постепенно уточняются представления о том, что обозначается словами сегодня и вчера: возникает и некоторое представление о существовании дня завтрашнего. Каждый вечер перед сном вы говорите ребенку: «Посмотрим, какая погода будет завтра утром». При этом показываете пустой лист календаря, из чего явствует, что заполнить его можно будет только после того, как пройдет ночь, потом — завтра. Но это слово вы не фиксировали с помощью письменной речи, и ребенок привыкает к нему пока в данной ситуации.

Необходимо расширять ситуации использования слова завтра. Вот одна из возможных ситуаций. Вечером после ужина садитесь с ребенком и другими членами семьи и рассказываете им друг другу, чем вы сегодня занимались, подводите итог дня. Вспоминая, вы можете пользоваться кругом с названиями частей суток. Начиная рассказывать, вы вводите ребенка в эту ситуацию. Все, о чем будете рассказывать, он должен был видеть в течение дня, а в каких-то событиях он мог участвовать; каждое ваше высказывание должно вызывать у него яркое воспоминание. Поэтому о том, что вы делали, но чего ребенок не видел, говорить не нужно.

Поставивстрелку на круге против слова утро, вы задумываетесь, вспоминая, что делали в начале дня. «А! Утром я погладила платье для Маши (Машеньки)... Помыла посуду... Потом я играла с Машей. Потом мы с Машей пошли на улицу (стрелка медленно передвигается). Сначала мы пошли в магазин. Я купила хлеб. Потом мы играли в песок. Я строила дорогу (передвигаете стрелку дальше к слову день). Потом... дома мы покушали. Потом... я вязала кофту. Кофта будет розовая. Потом... я готовила ужин. Потом читала книгу». По ходу рассказа ребенок, конечно, будет реагировать на ваши слова: радоваться, что вспомнил то, о чем вы говорите, что-то уточнять. В этих случаях спрашиваете его: «Помнишь, ты помнишь?» Затем рассказывает ребенок.

В соответствиис этими короткими рассказами, вы на глазах у ребенка записываете тексты на двух отдельных листах. На одном листе вы пишете: «Утром мама погладила платье. Потом мама играла с Машей.Мама и Маша ходили в магазин, мама купила хлеб. Вечером мама вязала кофту».

На другом листе вы пишете о ребенке: (это примерные тексты. У вас тексты могут быть короче и проще по грамматическому оформлению. Могут быть и длиннее, но слишком длинные тексты писать не стоит.) «Утром Маша делала зарядку. Маша играла с мамой. Маша рисовала дорогу. Маша и мама ходили в магазин. Мама купила хлеб, а Маша несла сумку. Вечером Маша стирала белье» (имеется в виду кукольное белье).

Написав, вы спрашиваете ребенка, указывая на текст: «Я погладила платье, вязала кофту вчера или сегодня?» Таблички с этими словами стоят на наборном полотне. Ребенок отвечает: «Сегодня». Вы помещаете первый текст над словом сегодня. «А ты рисовала дорогу, стирала белье сегодня или вчера?» — «Сегодня», — отвечает Маша и помещает текст о себе рядом с первым или под ним. Если тексты окажутся рядом, то табличку со словом сегодня надо передвинуть так, чтобы она была посередине, объединяя два текста.

Вы (или другой член семьи) смотрите на тексты и говорите: «Вот как мы сегодня много сделали! Скоро будет ночь, и мы будем спать, а потом — завтра что мы будем делать?». Правее таблички сегодня (на некотором расстоянии) ставьте табличку со словом завтра, ребенок читает слово. «Завтра… (пауза) мы будем смотреть кино!»

На другой день утром вы спрашиваете у ребенка о текстах около наборного полотна: «Это мы сегодня делали — гладили, рисовали, стирали?» — «Нет, вчера!» — и ребенок передвигает тексты влево, под табличку вчера. На следующий день он передвинет тексты под слово позавчера, а под табличкой вчера оказываются другие — о событиях прошедшего дня. Наборное полотно должно иметь вид такой, как на рисунках 56, 57.

Рис. 56

Такая процедура повторяется ежедневно примерно в течение двух недель.

А затем не менее раза в неделю в течение всего учебного года. В этих разговорах принимают участие все члены семьи, и про каждого в разные дни составляются разные рассказы с самыми главными событиями дня. Иногда можно помещать на полотне 3-4 рассказа.

Все эти рассказы (после пребывания в графе позавчера) складываются в папку и время от времени возвращаетесь к ним, предлагая ребенку прочитать текст и сделать к нему рисунки. Позже (в другие дни) он кому-нибудь рассказывает рассказ по своим рисункам. Он может смотреть в текст, но вы (не закрывая его) побуждаете его рассказывать по-своему.

Рисунки ребенка также будут стимулировать ребенка к оригинальному рассказу, а не к чтению текста. Эти иллюстрированные тексты вы кладете на полку или на столик в уголке ребенка, чтобы он сам мог их взять по желанию и почитать (эти тексты являются разновидностью книжек самоделок).

 

Рис. 57

 

Время от времени ребенок рассказывает или читает о том, что он делал — позавчера, вчера и сегодня. Вместе с вами он задумывается о том, что будет делать завтра. Вы записываете на листе под словом завтра: «Алеша будет кататься на качелях». Ребенок читает и рассказывает каждому члену семьи: «Я завтра буду кататься на качелях!» — «Ты рад?» — «Я рад, рад. Ура!!!». Конечно, утром следующего дня вы спрашиваете у сына, что он будет делать сегодня. Выясняете, завтра или сегодня он будет кататься на качелях, и передвигаете текст под слово сегодня.

Подобная работа проводится и со словом послезавтра.

Слова сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера постоянно используются всеми в быту. Например, ребенку говорят, что послезавтра у мамы будет день рождения или завтра (послезавтра) будет праздник Новый год и т.д. Эти сообщения записываются на листах бумаги, выставляются в наборное полотно под словом послезавтра и каждый день перемещаете его влево: к словам завтра, сегодня, вчера, позавчера. Ребенок рассказывает о прошедшем празднике: «Вчера (позавчера) у моей мамы был день рождения…; …был праздник Мая…», и далее следует рассказ, как проходил праздник у вас дома.

Если ребенок рассказывает очень много, и при этом допускает много ошибок, не останавливайте его на каждом слове, дайте выплеснуться его эмоциям, а исправьте лишь те ошибки, которые встречаются в часто употребляемых конструкциях. Во время этих рассказов уместно употреблять слово помнишь: «Ты помнишь, дядя Витя пел песню? Ты помнишь, ты читал стихи?» и т.д.

Когда ребенок свободно будет ориентироваться в этой ситуации (позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра) т.е. примерно через 3-4 месяца, можно переходить к названиям дней недели. Для осуществления этой работы вам нужно иметь помимо наборного полотна, лист календаря на две недели, рис. 58. Места для названий дней недели и клетки для чисел оставлены пустыми. Для использования круга нужно приготовить 7 табличек-сегментов с названиями всех дней недели.

Рис. 58

Знакомство с названиями дней недели вы начинаете с субботы или воскресенья, т.е. нерабочего дня. К введению нового слова вы идете издалека. В какой-нибудь четверг разговариваете с ребенком около наборного полотна. «Завтра я пойду на работу, и папа завтра пойдет на работу. А послезавтра мы не пойдем на работу». Если ребенок не спросит почему, то это должен спросить кто-то из членов семьи. Вы продолжаете: «Мы не пойдем на работу, потому что будет суббота. Послезавтра будет суббота, и мы не работаем.» Вы ставите табличку суббота рядом с табличкой послезавтра. Ребенок читает сначала новое слово «суббота», а потом все словосочетание. Послезавтра суббота. Ни каких пояснений вы не даете.

На другой день, уходя на работу, вы перемещаете табличку суббота к табличке завтра. Поскольку по утрам (перед уходом на работу) у вас бывает мало времени для разговора, дальнейшее обсуждение этой темы происходит вечером. Подойдя с ребенком к наборному полотну, вы говорите: «Завтра я не пойду на работу, папа тоже завтра не пойдет на работу, потому что завтра суббота». Ребенок говорит: «Завтра суббота» (это слово читает).— «Мама и папа пойдут на работу?».— «Heт, мама и папа не пойдут на работу». (При затруднениях помогите ребенку правильно оформить ответ.)

Утром следующего дня вы все не торопитесь. «Почему мама и папа сегодня не на работе?» — спрашиваете у ребенка. Он пытается вспомнить новое слово, а потом бежит к наборному полотну, читает суббота, переставляет табличку суббота к слову сегодня и говорит: «Сегодня суббота».

Теперь вы показываете ребенку новый календарь (рис. 59).

Вы смотрите на наборное полотно, говорите: «Сегодня суббота», Пишете на самой верхней строчке левой колонки: суббота. Ребенок читает слово. Написав, вы вешаете календарь на стену (или на другое наборное полотно) и вновь говорите: «Сегодня суббота. Давай посмотрим, какая сегодня погода». Как обычно, поговорив о погоде, ребенок заполняет календарь погоды на сегодня. После этого обозначение дублируется на новом календаре: «Настя, нарисуй тут, какая сегодня погода». Пальчиком ребенка вы ведете по линии от слова с уббота вправо и доходите до первой же клеточки: «Рисуй тут, рисуй, какая сегодня погода».

Вы переходите к полотну со словами позавчеравчерасегоднязавтра — послезавтра и говорите: «Завтра мы опять не пойдем на работу. Папа не пойдет на работу, и я не пойду на работу, потому что будет воскресенье». Даете ребенку табличку с новым словом. Он ее читает, и сам ставит рядом со словом завтра. Вы вместе говорите: «Сегодня суббота. Завтра воскресенье. Давай

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...