Загадки. Цыплята и утята. Одиннадцатый цыплёнок
Загадки Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Мор-ковь. ) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их. (Трое. ) В ярком платье модница — погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Ба-бочка. ) Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения. Ната вытирается
Во дворе и растут в теплице.
Упражнение. Произносить (читать) тексты. Буква Ц Букв немало мы узнали, Цепь, цветок и цифра — тут Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут, Есть слова, где ц — в начале, А в словах отец, боец Где — в средине, где в конце, Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту, В каждой строчке — буква ц Ждут в гнезде её птенцы. Словно камушек в кольце. Цирк откроется в субботу, И на каждой есть странице, Уж приехали борцы. На границе и в столице. В цех явились на работу И в цыплятах на крыльце Молодые кузнецы. Тоже есть две буквы ц. (Л. Дьяконов. ) Цыплята и утята У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли. Одиннадцатый цыплёнок Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А од-но яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннад-цатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.
Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка. Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок за-брался в уголок и уснул. Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый. — Ты кто? — спросил незнакомец. Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков. «Мы — цыплята! » — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя. (По М. Петрову. ) ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч Нормальная установка при произнесе-нии звука. 1) Кончик языка поднят к перед-ней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отска-кивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и 3) Зубы сближены либо сомкнуты. 4) Воздух выдыхается толчком и про- 5) Звук ч глухой и мягкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упраж-нений. Упражнение. Произнесение звука, ими-тирующего звук т. 1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы! ). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, ими-тирующий звук т. То медленна, та быстро произносить этот имитирующий звук. Про-изнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упи-рается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голое не вклю-чать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком. Примечание. Кончик языка упи-рается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упраж-нения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал. 2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближен-ных зубах. Упражнение. Произнесение звука ч, пе-реходного от звука, имитирующего звук т. 1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к небу, по-лезно упражнение «цоканье» (раздел «По-становка звука р »). Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна на-тянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, силь-ным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кон-чик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражне-нии равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами. Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и края, вме. сто звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью 3) Выполнять упражнение без исполь- Примечание. Допускается произне-сение (чтение) слогов и слов с использова-нием пальцев. При чтении слов пальцы ис-пользуются только для произнесения слогов со звуком ч. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: а—ч, о—ч, у—ч, ы—ч, я—ч, ё—ч, ю—ч,
и—ч, е—ч. ач — оч — уч ыч — яч — ёч юч — ич — еч ач — еч — яч оч — уч — юч уч — ёч — ич ыч — еч — ач еч — юч — оч ич — уч — ёч ич — яч — уч Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. Образец: мя—ч, ко—ч-ка, при-вы—ч-ка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|