Рачок-мореход. В теплице. Прежде и теперь. Добрый лев. Просчитался. Нормальная установка при произнесении. твёрдого звука.
Рачок-мореход После плавания мы чистили корабль от ракушек и тра-вы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Це-лая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились к днищу рачки. Чистили, чистили, а боцман говорит: — В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться. Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман за-ставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сби-вать — не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышеч-ку чуть-чуть приоткрыл. «Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами». В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся ис-пытать в плаванье. (По Г. Снегирёву. ) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш — Ж — С —3 — Щ — Ц — Ч Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов. пишу — сижу — пасу — везу пиши — лежи — неси — вези кошель — сажень — кисель — кизил решать — сажать — сосать — связать пишу — к лицу — лечу лещи — бойцы — лечи щель — цель — качели освещать — свеча Упражнение. Произносить (читать) предложения. Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик заточил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках вошёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.
Упражнение. Произносить (читать) тексты. В теплице Дед Мороз за дверью злится, На земле чудесной этой Выше ворот поднимай! Урожай среди зимы: А в теплице, а в светлице Помидоры зреют дружно, Настоящий месяц май. И торчат во все концы
Здесь земля тепла, как летом. Длинноствольные, как Великаны огурцы. (Ю. Денисов. ) Прежде и теперь Зайчишка-трусишка Артистом работает Жил в чаще лесной. В цирке зайчишка. Зайчишка-трусишка Вот марш раздаётся; Дрожал под сосной. Дивятся кругом: Под липой, под ёлкой Зайчишка несётся От страха дрожал, На волке верхом! От серого волка Ничуть не боится, Едва убежал. А всё же и сам А нынче зайчишка Порядком дивится Уже не трусишка: Таким чудесам! (С. Погореловский. ) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты. Добрый лев. У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает: — Ты чего, заяц, плачешь? — Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит ли- — Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем. взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала: — Зайца в цирк не пущу! — Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя (Н. Майборода. ) Просчитался Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чистил. Оно было грязное и старое — того и гляди разва-лится. Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась. — Прости меня, пожалуйста, дружище! —сказал слон. — Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом. — Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так
Ничего не ответил слон. Он Схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом. — Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл. — Ничего не понимаю! —удивился волк. — То у меня — Дурачина ты! —прокаркал ворон. — Не видишь раз- (По С. Михалкову. ) ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л Нормальная установка при произнесении твёрдого звука. 1) Кончик языка поднят и соприка- 2) Губы открыты. 3) Зубы разомкнуты. 4) Воздух выдыхается умеренной стру- 5) Звук л звонкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение для губ и челюстей. От-крыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и не-подвижны. Зубы открыты на ширину полу-тора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это поло-жение некоторое время. Закрыть рот. Повто-рить упражнение. Упражнение для языка. 1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась " чашечка" («ков шик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повто-рять много раз. 2) «Болтушка». Напряжённым загну-тым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то мед-ленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ши-рину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Примечание. Могут быть следу-ющие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель уп-ражнения не достигается; губы и зубы сбли-жены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения го-лоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий. 3) Как и в упражнении «болтушка»,
Повторить упражнение несколько раз. Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет на-ходиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л. 4) Произнесение длительного звука л. его к альвеолам, как в предыдущем упражне-нии. Включить голос. Язык должен быть не-подвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха. Примечание. Нужно избегать сле-дующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воз- духа проходит в нос, и вместо звука л слы-шится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|