Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционная схема расчета показателей эффективности

Данная схема имеет следующие особенности:

– в качестве показателя дисконта при оценке NPV проекта используется взвешенная средняя стоимость капитала (WACC) проекта;

– в процессе принятия решения на основе IRR-метода значение внутренней нормы доходности проекта сравнивается с WACC;

– при прогнозе денежных потоков не учитываются процентные платежи и погашение основной части кредитной инвестиции.

Амортизация добавляется к чистой прибыли, так как не является денежным видом издержек и включается в валовые издержки для целей установления налога на прибыль.

Под «высвобождением рабочего капитала» понимается объем инвестиций в оборотные средства предприятия, связанные с увеличением дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов, которые к концу проекта ликвидируются, что приводит к дополнительному положительному денежному потоку. Понятно, что этот денежный поток появляется только в последний год таблицы.

Остаточная стоимость оборудования также квалифицируется как положительный денежный поток в последний год проекта, так как допускается, что оборудование будет продано по остаточной стоимости или будет использовано для целей другого проекта.

Дополнительные денежные потоки в связи с изменением рабочего капитала появляются в том случае, когда основные статьи оборотных средств предприятия (дебиторская задолженность и товарно-материальные запасы) и краткосрочных обязательств (кредиторская задолженность) изменяются в процессе реализации проекта. Это является, главным образом, следствием изменения объема реализации предприятия. Действительно, если объем реализации увеличивается согласно проекту на 10 процентов, то пропорционально этому увеличивается дебиторская задолженность. Такое же положение имеет место для изменения статьи «товарно-материальные запасы». Увеличение кредиторской задолженности, наоборот, соответствует увеличению денежного потока [8, с. 156].

Возникает естественный вопрос: почему при расчете денежного потока не были учтены процентные платежи и погашение основной части долга. Дело в том, что дисконтирование денежных потоков производится в соответствии с показателем дисконта, равным взвешенной средней стоимости капитала (в которую в качестве одной из компонент входит стоимость долга) и все дисконтированные денежные потоки при определении показателя NPV сравниваются с общей суммой инвестиций (в которую в качестве одной из компонент входит кредитная доля совокупности финансовых ресурсов, привлеченных для проекта). Напомним, что процесс дисконтирования и последующее сравнение с исходной инвестицией при оценке показателя NPV соответствует вычитанию из денежных потоков дохода инвесторов (прямых и кредитных) и сопоставлению современных значений денежных потоков с исходным объемом инвестиций (прямых и кредитных). Таким образом, если бы мы вычли процентные платежи и выплату основной части долга при прогнозе денежных потоков, мы тем самым учли бы долговую компоненту дважды: один раз в прямом виде в таблице прогнозов денежных потоков, а другой раз в процессе дисконтирования и вычисления NPV.

Расчетная схема для оценки эффективности инвестиций приобретает законченный вид.

1. Исходя из структуры финансирования инвестиций и стоимости отдельных компонент (при заданной ставке налога на прибыль) оцениваем взвешенную среднюю стоимость капитала WACC.

2. Производим расчет показателя NPV по следующей формуле:

 

, (5)

 

где INV – суммарный объем инвестиций; r = WACC.

3. Если используется IRR-метод, то значение показателя IRR определяется с помощью решения уравнения

 

, (6)

 

Полученное значение внутренней нормы прибыльности затем сравнивается с взвешенной средней стоимостью капитала, и проект принимается с точки зрения финансовой эффективности, если IRR > WACC.

Согласно схеме собственного капитала расчет показателей эффективности инвестиционного проекта производится при следующих допущениях:

– в качестве показателя дисконта при оценке NPV проекта используется стоимость собственного капитала проекта, причем в каче качестве расчетного объема инвестиций принимаются только собственные инвестиции,

– в процессе принятия решения на основе IRR-метода значение внутренней нормы доходности проекта сравнивается со стоимостью собственного капитала,

– при прогнозе денежных потоков учитываются процентные платежи и погашение основной части кредитной инвестиции.

Расчет показателей эффективности производится с помощью следующей процедуры.

1. Оцениваем стоимость собственного капитала компании rE.

2. Производим расчет показателя NPV по следующей формуле:

 

, (7)

 

где INVЕ – объем собственных инвестиций; r = rE.

3. Если используется IRR-метод, то значение показателя IRR определяется с помощью решения уравнения

 

 

Полученное значение внутренней нормы доходности затем сравнивается со стоимостью собственного капитала, и проект принимается, если IRR > rE.

По существу, в соответствии со второй схемой оценивается эффективность применения собственного капитала предприятия. Все кредитные элементы инвестиционной схемы «изымаются» из расчета.

Приведенные расчетные схемы приводят обычно к одинаковому результату. Тем не менее, второй подход, предполагающий оценку эффективности применения собственного капитала, является более наглядным для кредитного инвестора и более гибким.

В самом деле, кредитный инвестор в процессе анализа проекта может наблюдать в виде численных значений процентные платежи и погашение основной части долга в расчетной схеме прогноза денежных потоков. Результирующий денежный поток он расценивает в качестве элемента гарантии платежеспособности предприятия – если предприятие не будет в состоянии реализовать все свои планы в отношении объемов реализации и валовых издержек, то это может снизить результирующие денежные потоки, но наличие больших положительных чистых денежных потоков повышает уверенность кредитора в том, что он вернет свои деньги и получит проценты, так как имеет более высокий приоритет [4, с. 18].

Второе преимущество схемы собственного капитала заключается в его большей гибкости. Если схема обслуживания долга носит характер существенно неодинаковых годовых выплат, например, кредитор может предоставить отсрочку от погашения основной части долга на два года, то традиционная схема не «почувствует» этой особенности, тогда как в рамках схемы собственного капитала это адекватно отразится на результатах оценки эффективности проекта.

 

1.5 Анализ методики разработки бизнес-плана

 

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый план.

Возможности фирмы.

В условиях рынка руководство каждой фирмы должно постоянно ставить перед собой следующие вопросы:

– что представляет собой фирма;

– кто является покупателем товаров и услуг фирмы;

– каковы потребности этих покупателей и что именно ценно для них в товарах и услугах фирмы;

– какой станет фирма в перспективе;

– какой она должна быть.

На эти вопросы требуется дать обстоятельные ответы, совокупность этих ответов по существу является программой деятельности фирмы. При разработке программы должны быть четко определены направленность и сферы деятельности фирмы.

Границами сфер деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, а также технологические возможности фирмы. Разработка программы развития фирмы является первым этапом стратегического планирования. Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Задача руководства фирмы – создать хозяйственный механизм, обеспечивающий наиболее быструю адаптацию фирмы к изменяющимся внешним условиям. Это позволяет уменьшить неопределенность и риск в хозяйственной деятельности, обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Стратегия формулирует основные цели фирмы и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллектива фирмы.

Исходя из сказанного, смысл стратегического планирования состоит в следующем:

1. Создание условий для сдерживания стремления руководителей к максимальной прибыли, в ущерб достижению долговременных целей.

2. Ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, нежели на реагирование на уже происходящие изменения.

3. Создание условий руководству фирмы для установления обоснованных приоритетов распределения ресурсов, с целью их мобилизации для достижения конкретных поставленных целей.

Важным фактором стратегического планирования является то, чтобы стратегия, разработанная руководителями высшего звена управления фирмой, была бы поддержана руководителями среднего звена и всеми работниками фирмы. Работники фирмы должны четко представлять свою роль в деятельности фирмы и достижении ее долговременных и краткосрочных целей, для чего они должны быть достаточно информированы.

Очевидно, что без ясной формулировки целей нет возможности выполнить последнее правило и, следовательно, объединить усилия всех работников. Таким образом, вторым этапом стратегического планирования является определение целей и задач фирмы.

При формулировании целей фирмы рекомендуется использовать как количественные показатели (доли рынков фирмы по странам, товарам или их сегментам; объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении; размер прибыли фирмы; производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции), так и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков, разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в тех странах, где действует фирма, обеспечение занятости на местах где фирма ведет работу(торговлю) или открывает филиалы.

В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономике для стратегического планирования фирмы может быть использована следующая схема:

Программа деятельности фирмы – выжить в экономического спада и роста инфляции в стране. Цели фирмы:

1. Как можно быстрее адаптировать хозяйственную деятельность и систему управления фирмой к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям.

2. Максимально сохранить коллектив специалистов и руководящих работников, имеющихся на фирме.

3. Обеспечить стабильное финансовое и материальное положение фирмы в отрасли и на ее целевых рынках.

Стратегия фирмы:

1. Максимально участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг дотируемых за счет бюджетных ассигнований.

2. Вести постоянный поиск российских заказчиков на товары и услуги, которые могут быть произведены (предоставлены) фирмой.

3. Проанализировать спрос, определить перечень и организовать выпуск новых товаров и предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы и могут распространяться среди населения непосредственно или через торговую сеть.

4. Организовать эффективную рекламу всех товаров и услуг фирмы.

5. Вести постоянный поиск зарубежных заказов на товары и услуги, которые могут быть произведены (предоставлены) фирмой.

6. Проводить активную коммерческую деятельность (сдача в аренду помещений и территорий, кредитование, сбыт товаров других фирм и т.д.).

7. Уменьшение производственных издержек и накладных расходов, производимым фирмой товарам и услугам.

Чем четче выдвигает фирма свои цели в рамках количества места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.

Подцели определяют возможные направления увеличения прибыли фирмы. Рост сбыта, снижения издержек и повышения продажной цены, связанной с разработкой новой, более качественной продукции. Для достижения поставленной общей цели и подцелей сформулированы пять возможных стратегий для каждой из принятых стратегий, рекомендуется разработать планы конкретных мероприятий, в которых необходимо ответить на следующие вопросы:

– чем будет заниматься фирма в планируемый период;

– ккакие средства необходимы для этого и где их планируется получить;

– чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;

– какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;

– какова ожидаемая выручка от продаж;

– каковы планируемые затраты на производство товаров;

– какая ожидается чистая прибыль;

– каков уровень прибыльности инвестиций в это дело;

– по истечении какого срока заемные средства могут быть гарантированно возвращены.

Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, в качестве которых можно назвать, например, следующие факторы:

– циклы деловой активности фирмы;

– изменение конъюнктуры рынка;

– наличие рабочей силы;

– источники материальных и финансовых ресурсов;

– взаимодействие с государственными организациями, органами и предприятиями отрасли;

– основные конкуренты фирмы и другие факторы [26, с. 18].

В этом разделе рекомендуется сообщить основные данные о фирме, т.е. характерные условия работы фирмы, данные о создании и регистрации фирмы, форме собственности, уставном фонде, структуре капитала, контактные телефоны руководства фирмы.

Виды товаров и услуг.

В настоящее время в отечественной экономике разумно поступает тот предприниматель, который для своего бизнеса выбирает товары и услуги, производство или оказание которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны или где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов. Планирование ассортимента товаров (услуг) является важнейшей функцией менеджмента фирмы. Прежде всего здесь должны учитываться возможности фирмы: производственные, финансовые, материальные ресурсы, система сбыта продукции, квалификация имеющегося персонала и т.д. Далее должны учитываться потребности рынка и требования потенциальных покупателей к показателям товаров.

В результате анализа информации о возможностях фирмы и рыночных требованиях фирма может выбрать ассортимент, приспособить его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов.

Далее фирма проводит целенаправленную деятельность по повышению качества, выбранного ассортимента товаров, добиваясь наибольшего соответствия его показателей потребительским требованиям. При выборе ассортимента товаров необходимо учитывать, что вся продукция предлагаемая для продажи может быть условно разделена в зависимости от уровня качества на четыре группы: высшая, конкурентоспособная, пониженная, с низкой конкурентоспособностью.

При формировании ассортимента товаров весьма полезным для фирмы может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров (ЖЦТ).

ЖЦТ – это период времени, в течение которого товар разрабатывается, внедряется и реализуется на рынке. Концепция ЖЦТ используется при создании и сбыте продукции, разработке стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. ЖЦТ может быть представлен как определенная последовательность различных стадий существования товара на рынке, ограниченных определенными временными рамками.

Динамика жизни товара определяет объем возможных или фактических продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.

Принято выделять следующие виды ЖЦТ:

1. Традиционный, т.е. постепенные рост и падение спроса.

2. Бум (мода), т.е. быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно длительное время.

3. Увлечение, т.е. быстрый рост и быстрое падение спроса.

4. Сезонность, т.е. ритмичность сохранения спроса на высоком уровне по временам года и др.

Однако, несмотря на разнообразие жизненных циклов товаров можно выделить основные стадии, характерные для всех вариантов:

– разработка;

– внедрение;

– рост спроса;

– зрелость (стабилизация);

– спад спроса.

Таким образом, товарная политика фирм складывается из 3-х элементов:

– своевременное внесение в товар изменений (модификация);

– создание и внедрение на рынок нового товара;

– прекращение производства товара не имеющего спроса.

Основными побудителями политики модификации обычно служат требования потребителей, обычаи страны, климатические условия, социально-культурный уровень населения, возможности ремонтных и обслуживающих организаций, стоимость рабочей силы, система налогообложения, тарифы и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...